Главные интриги Гран-при Бельгии Формулы-1
Изначально этот материал планировался немного иным. С пресс-службой «Торо Россо» была достигнута договорённость, что будет возможность понаблюдать за тем, как Даниил Квят и его инженеры совершают традиционный обход по трассе в четверг, сделать для себя какие-то заметки, а потом постфактум задать ряд вопросов. Совместный поход в итоге не состоялся (почему узнаете чуть ниже), но мы всё равно расспросили российского гонщика Формулы-1 о возможно лучшей трассе в мире и о том, что же всё-таки дают традиционные прогулки пилотов перед началом гоночного уик-энда.
«На прогулке нас человек шесть: первый инженер, второй инженер, моторист, инженер по электронике, мой тренер и так далее».
— Даниил, обычно вы по трассе гуляете, а в четверг в Спа впервые по ней проехали. Почему?
— Мой инженер с начала года рассказывал мне, что в Спа у него традиция: по этой трассе нужно проехать на скутере. Не думаю, что есть большая разница по сравнению с пешим обходом: мы проехали два круга, останавливались почти в каждом повороте, это было весьма полезно. В Монце, скорее всего, уже снова пройдёмся. Вообще, в Спа я впервые в жизни не прошёл пешком – например, на велосипеде никогда по трассам не катался.
— Как вы готовитесь к прогулке по трассе? И обычно вы вдвоём с инженером ходите или большой компанией?
— Обычно на прогулке нас человек шесть: первый инженер, второй инженер, моторист, инженер по электронике, мой тренер и так далее. Но в Спа у нас было лишь два скутера, поэтому ехали вдвоём.
— Помогает ли обход понять, как грамотнее всего расходовать заряд ERS или где пойти в неожиданную атаку?
— Нет, особо не помогает. Обход – это скорее рутина, после которой я чувствую себя более комфортно. У нас есть график, обычно идём в 11 утра. Ты видишь, изменилось ли что-то на трассе, освежаешь память. А то, про что вы спрашивали, скорее определяется при симуляциях.
— В этом году что-то на трассе изменилось?
— Нет, абсолютно. Когда мы заранее знаем, что было много изменений, то я могу взять с собой тетрадку, но обычно обхожусь без этого. Многое знаем ещё до уик-энда.
«Приятнее всего ходить по Монреалю. Мне она очень-очень нравится, я люблю там и ходить, и ездить. И ещё она плоская, да!»
— На какой трассе больше всего нравится совершать обход?
— Приятнее всего ходить по Монреалю. Мне она очень-очень нравится, я люблю там и ходить, и ездить. И ещё она плоская, да!
В Спа, конечно, ходить не так просто из-за перепада высот. А вот при езде всё нормально, гонщикам нравится. И шансов на обгоны больше, чем в Венгрии. Классическое место – перед «Ле Комб», но сработать может и первый поворот. Да и вообще, здесь почти везде можно обгонять при ошибке соперника.
— Спа – это целый ряд знаменитых поворотов: «Красная вода», «Ля Сурс» и так далее. Испытываете там что-то особенное?
— Естественно, в «Красной воде» самый большой перепад высот, при этом мы подъезжаем к ней на очень высокой скорости – ты чувствуешь, как желудок словно втягивается! Машина ведёт себя немного иначе. Но все гонщики привыкли к этому. Первые два-три круга всегда немного сложновато проходить «Красную воду» в пол, даже в Формуле «Рено» 2.0. Но по ходу уик-энда всё превращается в автоматический процесс. «Красной водой» нельзя не восхищаться – даже когда просто смотришь на этот поворот!
Вообще, мне здесь нравится. Спокойное место, вокруг маленькие города – всегда очень приятно приезжать в Бельгию.
Схема трассы «Спа-Франкоршам»
— Давайте представим, что мы с вами на стартовой прямой и вы готовы стартовать. Расскажите, как выглядит круг в Бельгии?
— Перед началом круга я перевожу мотор в боевой режим, чтобы получить максимальную мощность. Затем концентрируюсь на вождении, на круге. Прямо по ходу мощно поменять настройки дифференциала или баланс тормозов, всё зависит от трассы и того, что ты хочешь. Круг – это словно один большой тоннель, и надо проехать его идеально.
"«Красной водой» нельзя не восхищаться – даже когда просто смотришь на этот поворот!"
Первый поворот «Ля Сурс» — это вторая передача, а перед торможением скорость достигает 290 км/ч. «Красную воду», как я уже сказал, проходим в пол или почти в пол. Перед поворотом «Ле Комб» скорость будет уже 330 км/ч. Дальше очень быстро достигнем восьмого поворота, за ним короткая прямая, но успеем разогнаться до 260 км/ч.
Перед «Пуоном» скорость 300 км/ч, в нём сбрасываемся до 250 – это очень быстрый, особенный поворот. Затем снова разгон до 300 км/ч и жёсткое торможение перед шиканой 12-13 поворотов, там где-то 160 км/ч. Потом ускорение и поворот перед очень длинной прямой. «Бланшимон» довольно легко проходится в пол где-то на скорости 310 кч/м, после чего ускоряемся до 320. «Автобусная остановка» — это, наверное, один из самых медленных поворотов на трассе, там только 80-90 км/ч. Дальше – ускорение и окончание круга.
— Год назад, когда вы победили в Спа, я спрашивала о ваших ощущениях. Тогда вы сказали, что верите не в удачу, а в упорную работу и умение находиться в нужном месте в нужный момент. С тех пор прошёл год. Ваш подход как-то поменялся?
— Да я весь год говорю то же самое. (Улыбается). Тогда я всё сказал правильно: так оно и есть, мне больше нечего добавить.
Даниил Квят совершает объезд трассы в Спа