Другая траектория: что хотел доказать Нико Росберг
Дмитрий Захарченко
Нико Росберг
Комментарии
Кого лишил победы Росберг и почему он не свернул с трассы в борьбе с Хэмилтоном? Самый крупный скандал Формулы-1 глазами лидера чемпионата.

Главная тема всего текущего сезона – борьба Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона – на Гран-при Бельгии взяла новые высоты. Столкновение двух «Мерседесов» в «Ле Комб» стало самым резонансным событием Формулы-1 в этом году. По общему мнению, виноват в произошедшем Росберг. Именно он затеял атаку на напарника уже на втором круге, его манёвр привёл к столкновению, хотя гонщик мог бы избежать контакта, срезав поворот.

Лишь сложнее ситуацию сделали комментарии Льюиса Хэмилтона после закрытого брифинга команды. Англичанин заявил, мол, Нико Росберг намеренно пошёл на столкновение, чтобы, по его словам, что-то доказать. Из слов Льюиса следовало, что Нико попросту протаранил соперника, когда ему представился случай.

«Приоритет в команде традиционно отдаётся первой машине. Нико хотел не только выйти вперёд, но и обеспечить себе этот приоритет».

Теперь в ФИА на полном серьёзе рассматривают возможность повторного рассмотрения инцидента судейской коллегией, «Мерседес» грозится принять меры относительно нарушающего порядок пилота, а английская пресса обвиняет Росберга во всех антиспортивных грехах. «Чемпионат» пытается разобраться в предъявляемых Росбергу обвинениях, их справедливости и правомерности.

Улика А: атаковал напарника уже на втором круге

Руководство «Мерседеса» в ярость привёл не только сам факт столкновения между гонщиками, но и то, что инцидент произошёл уже на втором круге гонки, когда до финиша оставалось ещё 42. На такой стадии гонки ни в чём нельзя быть уверенным, тем не менее Нико Росберг пошёл снаружи «Ле Комб», будто этот круг – последний.

Всем новичкам в первую очередь пытаются объяснить, что гонки не выигрываются в первом повороте. Подразумевается, что и в 20-м тоже. Однако Росберг не стал дожидаться более удобного момента и ещё до включения системы DRS попытался пройти Хэмилтона. Журналисты попытались выяснить у Росберга, зачем он так поступил.

Немец обстоятельно отвечал на эти вопросы, хотя смысла в этом было немного. «Я и без DRS был намного быстрее. Я увидел возможность и не видел в ней никакого риска, так почему я не должен был попытаться? Кто знает, что произошло бы в гонке потом?» — отвечает Росберг. Гонщик имеет право атаковать в любой момент гонки. Претендент на чемпионский титул должен атаковать в любой момент гонки.

В данном эпизоде необходимо учитывать не только расстановку на трассе, но также тактику и параметры автомобиля. Если бы Росберг весь первый отрезок тащился позади Хэмилтона, машина получала бы недостаточно охлаждения. В случае выезда пейс-кара, резкого изменения погодных условий или другого форс-мажора приоритет в команде традиционно отдаётся первой машине. Нико хотел не только выйти вперёд, но и обеспечить себе этот приоритет. Льюис же не хотел его лишаться.

В том числе и на втором круге гонки Нико Росбергу было за что бороться с Льюисом Хэмилтоном. Нико попытался.

Улика Б: осознанно пошёл на контакт

«Он сказал, что сделал это намеренно. Говорит, мог избежать контакта, но хотел что-то доказать», — заявил сразу после командного брифинга Льюис Хэмилтон. Это заявление англичанина и легло в основу общего восприятия – оправдываться после этой фразы пришлось не только Росбергу, но и но и Тото Вольфу. Как-то реагировать пришлось даже ФИА, но чиновники не увидели в произошедшем повода ещё раз открывать решённое стюардами дело.

На самом деле Нико Росберг, конечно, не имел в виду, что намеренно устроил аварию, чтобы выбить из гонки своего прямого конкурента. Иначе этим делом занимался бы международный трибунал. Немец сказал, что должен был настоять на своём. «Всегда есть возможность свернуть с трассы», — признал тогда Нико. Но с трассы Росберг не свернул.

«Ле Комб» — это связка из трёх поворотов, расположенная сразу после длинной прямой «Кеммель». Гонщики выходят из острого «Источника» и сквозь «Красную воду» разгоняются до огромных скоростей. Первое торможение после этого разгона – перед «Ле Комб». На этом отрезке располагалась также и одна из зон DRS.

Росберг «нырнул» в «воздушный мешок» позади машины Хэмилтона и перед пятым поворотом сместился наружу. Хэмилтон держал внутреннюю траекторию. Нико был настолько уверен в своей скорости, что рассчитывал удержаться с Льюисом бок о бок в первой части связки и оказаться на более выгодной траектории на апексе шестого поворота. Но этот апекс нужен был и Хэмилтону, иначе в седьмой поворот лидером входил бы в Росберг.

Хэмилтон видел Росберга в зеркалах заднего вида. Льюис знал, что Нико в «слипстриме» и приближается. Хэмилтон не мог не знать, что Росберг атакует сбоку. Тем не менее англичанин пошёл на апекс шестого поворота, от одного поребрика к другому.

Росберг мог идти по своей траектории, а мог срезать шестой поворот. Отпустить Хэмилтона, возможно, отстать от него более чем на секунду, попасть под пристальное разбирательство судей, которые могли бы простить одну срезку, но в случае повторений предъявили бы санкции.

«В Формуле-1 принято побеждать и проигрывать вместе».

Росберг мог бы оставить свою траекторию и свернуть. Но не в случае борьбы с Хэмилтоном за чемпионский титул Формулы-1.

Часто говорят, что в Королеве автоспорта счёт идёт на доли секунды, но забывают, что и на доли сантиметров тоже. Нико Росберг имел право не уходить со своей траектории, и он им воспользовался. Это одно конкретное решение, в конкретном эпизоде, в борьбе с конкретным гонщиком за конкретный чемпионский титул. Кто знает, как сложится оставшаяся часть сезона? Кто знает, сколько очков понадобится перед Абу-Даби? Кто знает, сможет ли кто-то из нынешних пилотов «Мерседеса» ещё хоть раз в жизни побороться за титул чемпиона Формулы-1? В конце концов, каждая уступка в этой дуэли может оказаться роковой.

Улика В: лишил команду победы

Пожалуй, главным обвинением, против которого Росбергу противопоставить нечего, — гонщик лишил «Мерседес» победы. А то и победного дубля. «Мерседес» в этот уик-энд, как и в предыдущие, был сильнейшей командой, главным и фактически единственным претендентом на победу. Тото Вольфф рассчитывал на дубль.

Но кто может гарантировать, что машины доехали бы до финиша, даже если гонщики вообще перестали бы бороться? W05 уже отказывала в Австралии, Канаде, Великобритании и Германии. Впереди ещё были две волны пит-стопов, на которых могло произойти что угодно.

Непосредственно в момент столкновения угроза дождя никуда не исчезла. Нужно быть слишком самоуверенным, чтобы уже на втором круге гонки считать, что победа практически в кармане.

Однако допустим, W05 больше не ломается. Механики не допустят ни одной ошибки на четырёх, пяти или даже шести предстоящих пит-стопах, а дождь так и не пошёл бы. Бывают и другие форс-мажоры, и после Гран-при Венгрии, где Росберг лидировал, но из-за неправильного выезда машины безопасности потерял несколько позиций. Речь может идти лишь о возможности побороться за победу. Каковой, к слову, сам Нико был лишён месяц назад.

Напомним. В одном из эпизодов Росберг на свежих шинах догнал Хэмилтона. Нико был быстрейшей машиной на трассе в тот момент, но ему ещё предстоял пит-стоп. Немец должен был атаковать и гнать вперёд, догоняя Риккардо и Алонсо, чтобы оставшееся время можно было бы отыграть на финальном отрезке. За 25 кругов до финиша в Венгрии Росберг уступал Риккардо менее 20 секунд, Алонсо – менее четырёх.

На командном мостике попросили Льюиса пропустить Нико, чтобы тот смог набрать для команды больше очков в Кубок конструкторов. Но тот отказался. Проигнорировал распоряжение команды и финишировал впереди. После финального пит-стопа немец снова догнал англичанина, на финише между ними было полсекунды.

Тогда Хэмилтон тоже принял решение. Льюис руководствовался положением в личном зачёте, борьбой за чемпионский титул. Росберг пошёл атаковать напарника в Бельгии по тем же соображениям – в том повороте речь шла не о Кубке конструкторов, а о борьбе за чемпионский титул. Разница лишь в том, что в Венгрии гонщики шли не на первой и второй позициях и добрались до финиша.

Росберг не сумасшедший, чтобы отбирать у собственной команды победу. Эту победу он намеревался принести Тото Вольфу лично. Но не вышло – произошёл контакт, вину за который, если вырвать сам по себе инцидент из контекста, возложить на кого-то одного невозможно. Обвинять Росберга в том, что лишил команду победного дубля, это то же самое, что увольнять по сотруднику отдела департамента двигателя за каждый отказ. В Формуле-1 принято побеждать и проигрывать вместе.

Улика Г: поставил личные интересы выше командных

На входе в «Ле Комб» Нико Росберг думал о чемпионском титуле, о первой в жизни победе в Спа. Два серебристых «Мерседеса», вошедших в тот день в пятый поворот, боролись между собой за самый престижный трофей в Формуле-1 – титул чемпиона среди пилотов. Хэмилтон, выходя на апекс шестого поворота, тоже не думал о Кубке конструкторов.

После Гран-при Венгрии отрыв «Мерседеса» от «Ред Булл» в Кубке конструкторов составлял 174 очка, оставалось восемь этапов до конца сезона. Это значит, что даже если бы немцы проигрывали бы австрийцам по 21 очку на каждом Гран-при, Кубок конструкторов всё равно уехал бы в Брэкли. В Спа «Мерседес» проиграл 17 очков. На положение команды исход Гран-при Бельгии принципиального значения не оказал.

Конечно, можно и тут вспомнить, что каждое очко осенью окажется на счету. Правда, сейчас очень сложно представить столь чудовищные злоключения «Мерседеса», чтобы у «Ред Булл» вдруг появилась возможность защитить титул. На фоне таких потрясений столкновение в Спа будет выглядеть недоразумением и только.

Вместе с этим необходимо помнить, что в Венгрии Росберг не стал выставлять на всеобщее обозрение своё недовольство действиями команды. Он не стал повторять в интервью, мол, команда обещает, но ничего не делает, когда стало ясно, что Хэмилтон ослушался прямого распоряжения из боксов и никакой ответственности за это не понёс.

Вердикт

Чтобы ни произошло до Гран-при Италии полторы недели, виноватым в глазах общественности и команды останется Росберг. Подвергнута сомнению его лояльность. Нежелание гонщика идти на попятную и его стремление стоять на своём сами по себе похвальны, но в данном случае лишь дают дополнительные цели для критических стрел.

«На положение команды исход Гран-при Бельгии принципиального значения не оказал».

ФИА наказать гонщика никак не может. Стюарды разобрались – это был гоночный инцидент. После входа в пятый поворот Росберг не менял траекторий, не лез на чужую линию. Несмотря на призывы рассмотреть ситуацию ещё раз федерация отказалась менять решение или тратить время на дополнительные разбирательства.

Каким-то образом воздействовать на пилота может только команда. Но необходимо помнить, что гонщик боролся за чемпионский титул. Собственно, занимался тем, ради чего пришёл в Формулу-1. Боролся по-своему, а не так как это делал прежде Рубенс Баррикелло. Любое наказание, кроме денежного штрафа, будет прямым вмешательством «Мерседеса» в борьбу двух гонщиков за чемпионский титул. Накладывая санкции на Росберга, немецкий концерн рискует понести куда больше имиджевых потерь, чем от технических неполадок, столкновений или проигранных гонок вместе взятых.

Комментарии