Журналисты (особенно из заметных СМИ) — народ немного избалованный. Например, зовут в пресс-тур на «24 часа Ле-Мана», от чего обычный болельщик был бы на седьмом небе от счастья, а ты так спокойно отвечаешь, мол, надо подумать, посоветоваться с начальством, прикинуть загруженность и «выхлоп» в виде материалов… Но вот когда представители бренда Rexona Men, третий год сотрудничающего с Lotus F1 Team, спросили, нет ли желания принять участие в мероприятии iRace на трассе «Поль Рикар», то ваш автор сразу этой идеей загорелся. Всё-таки не каждый день тебе даётся возможность сесть за руль настоящего гоночного автомобиля и проехать по одному из самых современных автодромов уровня Формулы-1. Так что едем! Чтобы потом рассказать вам, каково это – управлять болидом.
«Необходимо заполнить страшные бумаги, в которых, как водится, заранее берёшь на себя вину за возможное причинение вреда здоровью».
Программа iRace проводится «Лотусом» (а до этого его прежней реинкарнацией, «Рено») далеко не первый год. Схема достаточно стандартная: арендуется гоночная трасса, с гостями (обычно порядка 20 человек) работают представители гоночной команды, постепенно подводя их к уровню, когда можно проехать несколько кругов за рулём машины Формулы-1. При этом к кандидатам есть определённые требования: вы не должны быть выше, ниже или шире определённых габаритов, необходимы водительские права и хорошее зрение.
Начинается всё рано: в семь утра по местному времени всех регистрируют в гостинице по соседству с трассой и выдают бейджи, на которых указано детальное расписание дня. Ах да, ещё до пресс-тура необходимо заполнить страшные бумаги, в которых, как водится, заранее берёшь на себя вину за возможное причинение вреда здоровью и всё такое. Обязательна и медицинская анкета, в которой ручаешься, что никакие показания не мешают управлять болидом – всё серьёзно!
По приезду на трассу оказываешься в раздевалке, где тебе подбирают комбинезон по размеру и выдают защитное нижнее бельё – подштанники и плотную майку. Также получаешь ботинки и перчатки и примериваешь шлем. Последний с собой таскать не надо – уже подписанный, его потом выдадут в самих боксах.
Руль попроще, чем у боевых гонщиков Формулы-1
Сразу после этого за руль — даже Формулы «Рено» 2.0 — вас никто не пустит. Первым делом все отправляются на знакомство с трассой. Рассаживаемся по минивэнам и медленно проезжаем 2-3 круга длиной 3,8 км (то есть сокращённая конфигурация по сравнению с той, что использует Мировая серия «Рено»). На самом деле, очень полезная процедура: когда возвращаешься в боксы, то в голове уже есть представление, где какой поворот. К тому же везде расставлены конусы: синие подсказывают оптимальную траекторию, оранжевые указывают точку торможения.
Дальше — первый из целой серии брифингов. Представитель «Лотуса» на английском языке ещё раз рассказывает про трассу, а также про принципы управления машиной двухлитровой Формулы «Рено». Отдельно обговариваются действия при весьма вероятном развороте: если самому продолжить движение не вышло, важно начать размахивать руками и при этом ни в коем случае нельзя вылезать из болида. Всех присутствующих пугают грозным управляющим трассы: если ему покажется, что кто-то едет слишком опасно, то ваш заезд прекратится досрочно.
Следующий шаг — работа с физиотерапевтом. Девушка из «Лотуса» показывает ряд достаточно простых, но очень эффективных упражнений на растяжку: в работе находятся и руки, и ноги, и, конечно же, шея. В награду за должную подготовку все получают именную пластмассовую бутылку с водой и полотенце – время дебютировать на трассе!
К боксам подгоняют шесть машин, после чего рассаживают по ним «дебютантов» — с учётом габаритов (некоторые кокпиты чуть пошире, другие – чуть поуже) и в строгом соответствии с планом. Когда оказываешься внутри, то отмечаешь: даже при умеренном весе и росте тебе не очень просторно. Под спину тебе готовы подложить несколько подкладок, чтобы было легче дотянуться до трёх педалей, плотно «упакованных» в носу машины.
Болиды Формулы «Рено» 2.0
К слову, сцепление за весь заезд на двухлитровой «формуле» требуется лишь два раза: в самом начале и, что логично, при остановке после возвращения в боксы. Итак, плотно выжимаем левую педаль, дальше заводят мотор — и тут нужно действовать, как при трогании с места в горку на обычной машине: то есть газуем, поддерживаем постоянные обороты и потихоньку отпускаем сцепление. Процесс нервный, очень не хочется заглохнуть (хотя ничего страшного в этом нет), и когда машина начинает катиться, то испытываешь облегчение!
Однако нервное состояние никуда не девается: пока медленно едешь по пит-лейну (максимально разрешённых 60 км/ч и близко нет), то по-прежнему не очень-то веришь в собственные силы. Дальше самое время вспомнить штамп про то, что волнение пропадает одновременно с погасшими огнями светофора — и вправду, стоит только покинуть пит-лейн, как обретаешь тонус.
«С недоверием смотришь на место оранжевого конуса: не слишком ли близко он к повороту, успею ли затормозить?»
Пару раз переключив передачи с помощью лепестков на руле, приходишь к выводу, что ничего страшного нет. А сильно разогнаться и получить шанс на ошибку в принципе и не дают: первый заезд проходит достаточно медленно, нацелен на дальнейшее изучение трассы и собственного автомобиля. Правда, если инструктор видит, что его подопечные готовы ехать побыстрее, то и темп идущего впереди дорожного «Лотуса» чуть увеличивается. Ваш автор, пожалуй, был небезнадёжен, раз мы даже обогнали другую группу «стажёров».
Другое дело, что сразу же после старта заезда мною была допущена непростительная ошибка. В тот день над «Поль Рикаром» шёл дождь, а как только ты увеличиваешь скорость, то капли перестают быть такими уж безобидными и хочется укрыться от них под забралом шлема. Это ваш корреспондент и сделал, сдуру полностью опустив забрало. Спустя всего несколько секунд визор начал предательски запотевать, при этом вновь поднять забрало уже никак не получалось! Впору было прокричать по радио: «Ничего не вижу, иду по приборам»! Но, во-первых, это всё-таки было бы преувеличением (тем более что со временем видимость вновь чуть улучшилась), а во-вторых, никакого радио у нас не было. Ну, ничего — три-четыре круга были пройдены и в таких условиях.
Когда возвращаешься в боксы, то на лице уже улыбка: ну, как же, справился, получил удовольствие и опыт. Обмениваешься с коллегами впечатлениями, пытаешься прикинуть собственную скорость — а дальше идёшь в комнату телеметрии, где тебе рассказывают, как же в реальности всё было. Картина, как выясняется, достаточно унылая: во время тренировочного заезда разогнался не выше 120 км/ч, педаль газа нажималась максимум на 40 %, тормоза были холодными из-за их неверного использования. Чтобы «добить» всех, показывают аналогичную телеметрию от Ромена Грожана — разница, мягко говоря, налицо! Но и у нас впереди будет ещё одна попытка — уже без инструктора.
Без аварий на трассе не обошлось
Пока мы с интересом изучаем собственные графики, на мониторах показывают, что заезды другой группы остановлены. Там уже выпущенная «в свободное плавание» пара пилотов так и не разобралась, кто кому должен уступить в первом повороте, и случилось столкновение. Судя по картинке, ничего сильно страшного не произошло (на одной машине отсутствует переднее антикрыло, на другой, вероятно, что-то чуть повреждено сзади). И всё-таки лишний раз проговариваешь самому себе: нет-нет, я так делать не буду.
Итак, вот и наша вторая попытка. Ваш автор начал её с казуса. Нет, на пит-лейне не заглох, но вот в первом повороте как-то невовремя вспомнил рекомендацию получше использовать дроссель и от души нажал на газ — машину моментально закрутило, красный флаг! В голове сразу появилась картина, как управляющий трассой качает головой и записывает мою фамилию себе в блокнотик. Впрочем, подъехавшие представители «Лотуса» отнеслись к происшествию как к чему-то абсолютно обыденному, просто порекомендовав аккуратнее использовать газ. Как потом выяснилось, по ходу дня развороты были на счету примерно половины участников.
Рестарт — едем дальше. Во-о-от, теперь уже можно стараться выжать из машины побольше, пусть даже трасса становится всё мокрее, в некоторых местах появляются лужи. На стартовой прямой, поглядывая на лампочки на руле, переключаешься на максимальную шестую передачу, машину слегка водит по трассы. С недоверием смотришь на место оранжевого конуса: не слишком ли близко он к повороту, успею ли затормозить? Заодно помнишь и про рекомендацию, что на тормоза надо нажимать не плавно, а бить по педали — иначе они просто не прогреются. Удар по педали — машина остаётся стабильной и при этом стремительно замедляется, всё штатно. Правда, передачи вниз переключаются как-то неохотно: то ли делаю что-то не по инструкции, то ли техника барахлит в не самую лучшую погоду.
Погода на «Поль Рикаре» не была идеальной
Так или иначе едем дальше, пытаясь уже нормально — и своевременно — использовать газ. Вы знаете, динамика реально впечатляет! Стоит действительно серьёзно нажать на педаль, как машина бросается вперёд. Да, мотор не самый мощный (менее 200 л.с.), ну так и весит болид не больше полутонны.
Вспоминая Ф-1, чуть-чуть атакуем бордюр, стараемся удерживать идеальную траекторию — и, конечно, не закрываем шлем полностью. Из-за последнего фактора по лицу ещё сильнее бьют капли дождя, которые на скорости под двести уже становятся такими маленькими, но всё же безобидными иголочками. Душа поёт, всё прекрасно!
Правда, достаточно быстро сталкиваешься с извечной гоночной проблемой: впереди круговые, а ты-то помнишь печальную историю столкновения в другой группе и строгую инструкцию: обгонять можно лишь тогда, когда сопернику на прямой покажут синий флаг. Приходится ограничивать себя, просто маяча в зеркалах на безопасном расстоянии и фана ради изображая перекрещивание траекторий на выходе из медленных поворотов.
Один обгон сделан, сейчас опережу ещё и одного и каааак… Что, красный флаг? Увы, время нашего заезда истекло — время заезжать на пит-лейн. А ведь, казалось бы, только-только разошёлся… Как бы то ни было, удовольствие огромное, да и телеметрия радует куда больше: на педаль газа нажимал уже на 80 % (что же будет при ста? Или у нас ограничен её ход?), с тормозами иногда тоже работал правильно. С результата сброшено полминуты, хотя до Грожана ещё где-то столько же. Ну, на то он и гонщик Формулы-1…
Брифинг с машинами Формулы-1
Теперь впереди — после обеда — должно быть самое главное, то есть заезд на болиде Формулы-1 (насколько помню, это «Прост» первой половины 2000-х годов). Для начала тут тоже ряд брифингов, причём часть информации выслушиваешь, сидя в кокпите. Например, говорят, что стартовать лучше со второй передачи, показывают, как самостоятельно вынимать руль и выключать мотор.
«С результата сброшено полминуты, хотя до Грожана ещё где-то столько же. Ну, на то он и гонщик Формулы-1».
У нас, к сожалению, дальше брифинга дело не пошло, и виной тому погода. Если с утра дождик только накрапывал и заездам не мешал, то к полудню на трассу обрушился настоящий ливень, и даже для такого безопасного места, как «Поль Рикар», это приговор: луж становилось всё больше, в некоторых местах трека начиналось аквапланирование. В такой ситуации оставался только шанс, что нас на двухместном болиде покатает резервный гонщик «Лотуса» Николя Прост — но он после осмотра трассы признался, что и сам не рискнёт взять ответственность за здоровье людей.
Что ж, добраться до уровня Владимира Путина, который в своё время полностью отработал программу iRace на одном из аэродромов в Ленинградской области, нам не удалось. Но и без этого впечатления незабываемые. Не зря же мы любим гонки!