Гран-при России Формулы-1 в фото из соцсетей
В сезоне-2013 Пол Хембри и «Пирелли» так часто оказывались в центре внимания публики, что в какой-то момент британец даже не пришёл на одну из пресс-конференций Формулы-1, не желая в десятый раз отвечать на одни и те же вопросы о том, почему шины изнашиваются (по мнению «Ред Булл», слишком быстро, согласно позиции «Лотуса» — вполне нормально). «Резиновые войны» позади: в 2014-м покрышки иногда оказываются даже слишком износостойкими. Например, на Гран-при России Нико Росберг доказал, что гонку можно было проехать вообще без пит-стопов. Короче говоря, поиск идеала продолжается, а пока корреспондент «Чемпионата» подробно всё обсудил с самим Хембри.
— Пол, дебютный Гран-при России остался позади. Ваши ощущения?
— Первая гонка на новой трассе — это всегда испытание.
«Мы делаем то, что нам говорят. Захотят один пит-стоп в гонке – будет один, захотят побольше остановок – мы можем сделать и так».
Думаю, все, кто приехал сюда, были впечатлены организацией и качеством инфраструктурой. Все были очень дружелюбны к нам, помогали во всём.
Сама трасса – эта такая смесь треков, на которых мы прежде выступали. Что-то есть от Абу-Даби — в частности, гладкое покрытие. Это техничная трасса, от пилотов нужна аккуратность. Учитывая уровень деградации, который мы увидели, нам, вероятно, стоит в следующий раз сделать более агрессивный выбор покрышек, привезя два самых мягких типа. Износ оказался ниже, чем мы ожидали.
— Ситуация с шинами в Сочи получилась уникальной, не так ли? Где мы такое видели, чтобы в квалификации покрышки с каждым кругом становились только лучше?
— Это странная ситуация, да. Мы считаем, что всё связано с новым покрытием трассы и тем, как асфальт взаимодействует с шинами. Знаете, мы видели что-то похожее в первый год в Остине. Там ситуация изменилась – и, возможно, то же самое произойдёт и в Сочи. Как я уже сказал, мы, скорее всего, попробуем более мягкие типы шин.
— Если говорить в целом о сезоне-2014, то как он складывается для шинников?
— Очевидно, начало сезона должно было получиться интересным, ведь машины серьёзно изменились: нынешние болиды сильно отличаются от прежних, они больше скользят. Мы проделали немало симуляций, чтобы быть готовыми к первым тестам в Бахрейне. Перед 2014-м мы применили немного иной подход, чтобы удостовериться, что шины будут выдерживать нагрузки. Кроме того, мы хотели избавиться от резиновых «червячков» — и по сравнению с предыдущими сезонами их стало гораздо меньше. Вместе с тем мы почти всегда обеспечиваем два пит-стопа в гонке – то есть то, что просят от нас организаторы Формулы-1. И мы видели очень хорошие гонки.
Вероятно, в этом году стратегии стало меньше: акцент сместился на силовые блоки. Мы не имеем ничего против того, что разговор про покрышки ушёл на второй план, а внимание приковано к моторам. Если нас попросят на будущее сделать что-то иное, мы готовы быстро отреагировать.
— Действительно, в 2014-м про «Пирелли» говорят не так много, а ещё год назад вы были в центре внимания, пусть и не всегда поводы были позитивными. Вы не согласны с выражением «плохой пиар – тоже пиар»?
— В некоторой степени это правда. В прошлом году мы генерировали истории для прессы, было много новостей. Мне кажется, нужно стараться найти баланс, менять подходы. Мы делаем то, что нам говорят. Захотят один пит-стоп в гонке – будет один, захотят побольше остановок – мы можем сделать и так. Я думаю, гонки в этом году в любом случае захватывающие, болельщикам нравится.
— Пожалуй, главная новость, связанная в этом году с «Пирелли», — это идея перевести Формулу-1 на низкопрофильную резину. Нужна ли она Ф-1?
— Вероятно, 19-дюймовые шины были бы для нас идеальны, ведь именно такие мы в основном продаём обычным потребителям.
«Низкопрофильные шины повлекут очень много изменений, связанных с тормозами, подвеской, аэродинамикой… Очень серьёзно!»
В автоспорте мы поставляем немало 18-дюймовых колёс, так что нельзя сказать, что низкопрофильная резина – это что-то новое для нас. Но решать должен спорт, а не мы. Мы просто сделали предложение. Болельщикам, похоже, нравится. Но вы сами понимаете, что любое решение в Формуле-1 принимается очень нелегко.
Есть ведь ещё одна идея – сделать задние шины намного шире и тем самым сместить акцент от аэродинамического сцепления к механическому. Нам нравятся оба варианта, а если бы получилось сделать 19-дюймовые и более широкие шины – было бы здорово. Но я не знаю, как всё сложится. Вероятно, мы что-то узнаем по ходу следующего года, когда будет принят регламент на сезон-2017.
— И именно перед 2017-м будет новый тендер на поставку шин в Формуле-1.
— Да. Скорее всего, тендер пройдёт уже в какой-то момент по ходу 2015 года. И тогда же будет больше ясности по регламенту.
Перспективные 18-дюймовые шины на болиде «Лотуса»
— Болельщики, судя по опросам, за низкопрофильные шины. А команды?
— Если мы говорим про инженеров, то нет.
— Но ведь кто-то наверняка будет считать, что справится с этим вызовом лучше остальных и получит преимущество?
— В чём-то вы правы. Но если честно, то новые шины повлекут очень много изменений, связанных с тормозами, подвеской, аэродинамикой… Очень серьёзно! Многие люди не хотят таких перемен, другие могут быть не против. Но у ФИА тоже может иметься желание приблизить шины Ф-1 к тем, что используются на дорожных машинах. Посмотрим.
— Вы сейчас планируете какие-то новые тесты низкопрофильной резины?
— Мы постоянно проводим какие-то испытания на заводе, работа ведётся.
— А у вас сейчас есть постоянный тест-пилот?
— Сейчас – нет. В настоящий момент у нас нет желания проводить испытания на собственной технике Формулы-1. Мы проводим немало тестов прямо на заводе с помощью симуляторов.
— Вам нравится, что в Формуле-1 шинная монополия? Или хотелось бы иметь конкурентов?
— У нас чемпионат пилотов, а не шин. Да, было бы интересно, но в соревновании всегда кто-то проигрывает и уходит – так было и в последний раз в Ф-1: один производитель покрышек проиграл и ушёл.
«Даже при такой конкуренции, когда ты инвестируешь много денег, всё равно все отмечают пилота, а не того, кто создавал шины».
При этом даже при такой конкуренции, когда ты инвестируешь много денег, все равно все отмечают пилота, а не того, кто создавал шины. Очень трудно обратить внимание публики на свой успех. И, честно говоря, у команд нет никакого интереса в шинной конкуренции, ведь это приведёт к росту расходов. А пользы почти никакой.
— Вы производите шины для автоспорта в Турции. Почему там? И нет ли шанса, что когда-нибудь такое гоночное производство будет организовано и в России?
— На самом деле, помимо Турции есть вторая фабрика в Румынии. А Турция — ну, там же богатая история, производство работает 50 лет. Планов по России нет, но никогда не говори никогда! Вдруг мы захотим переориентировать производство в Турции на что-то иное. Но сейчас никаких планов по этому поводу не существует, да и вообще такой переезд дался бы очень нелегко: мы поставляем шины для огромного числа гоночных серий, и нельзя просто взять и остановить производство.
— Резонно. Напоследок давайте вернёмся к России. Что вам больше всего запомнилось из командировки в Сочи? Может, посмотрели что-то интересное?
— Больше всего времени я провёл на «Сочи Автодроме» и в гостинице. Автодром отличный! Репутация Сочи была очень высока уже после Олимпиады, и она вполне подтвердилась во время уик-энда Ф-1. Наверное, главный сюрприз – это дружелюбие людей. Не то что бы мы ждали совсем другого, но я думаю, что, покидая Россию, большинство представителей Ф-1 запомнят именно эту открытость и дружелюбие.