Ближайший помощник Дитриха Матешица Хельмут Марко имеет репутацию одного из самых жёстких, но эффективных менеджеров в Формуле-1. Он не раз принимал решения, которые на первый взгляд были спорными, но затем гонщики, на которых Марко делал ставку, подтверждали его правоту. Так произошло и с Даниилом Квятом, чьё назначение в «Торо Россо» вызвало много споров в конце 2013-го, но сейчас, год спустя, уже никого не удивляет тот факт, что именно россиянин заменит Себастьяна Феттеля в «Ред Булл». В паддоке Гран-при России корреспондент «Чемпионата» поговорил с доктором Марко о Квяте, сезоне-2014, отставании «Рено» от «Мерседеса», ожиданиях от сезона-2015 и вакансии в «Торо Россо».
— Доктор Марко, насколько важным для «Ред Булл» является российский Гран-при, особенно учитывая фактор Даниила Квята?
— Во-первых, должен сказать, что автодром производит впечатление. Мы путешествуем по всему миру, и всегда приятно приезжать в новые страны.
«Я очень хорошо знал Квята по его карьере в картинге, в младших Формулах. Уверен, что и в следующем году он проделает хорошую работу».
Теперь есть Квят, который будет в нашей топ-команде в следующем году. Думаю, для него этот этап более важен, поскольку это отличная возможность показать своей стране, на что он способен. В целом Россия — очень важный рынок. И трасса, и окружающие виды очень хорошие.
— Когда вы подписали Даниила Квята в «Торо Россо» год назад, это решение вызвало немало критики, но он смог доказать, что вы сделали правильный выбор...
— Меня критиковали, когда я подписал Феттеля, потом то же самое было с Риккардо. Я уже привык к этому. Мы «Ред Булл», мы отважные, любим идти на риск. Хотя не думаю, что мы рисковали в этом случае. Я очень хорошо знал Квята по его карьере в картинге, в младших Формулах. Уверен, что и в следующем году он проделает хорошую работу.
— Вы были удивлены его уровнем выступлений в сезоне-2014?
— Нет, ведь именно потому мы его и подписали! Я наблюдал за его карьерой. В Формуле-3 он выигрывал поулы на мокрой трассе, был на полсекунды быстрее в GP3. Никаких сюрпризов.
— Вы объявили о переходе Даниила в «Ред Булл» в Японии. Не было мысли отложить объявление до его домашней гонки в Сочи?
— Нет, зачем? Мы исходим из спортивных интересов и придерживаемся своих решений. Наоборот, так у россиян было больше времени, чтобы привыкнуть к этой мысли.
— «Ред Булл» проводит крайне тяжёлый сезон. До начала чемпионата ожидали таких сложностей?
— Нет, совсем нет. Мы испытываем проблемы из-за того, что двигателю не хватает мощности. Это стало большим шоком в начале года, но мы добились улучшения. Учитывая нашу ситуацию, думаю, нам удалось здорово отыграться, но мы по-прежнему проигрываем 50-60 лошадиных сил. Когда уступаешь столько в мощности, шансов побороться с «Мерседесом» практически нет.
— У вас будут более близкие отношения с «Рено Спорт». Насколько вы уверены в том, что сможете конкурировать с двигателями «Мерседеса» уже со старта сезона-2015?
— Да, наше сотрудничество действительно будет более плотным, но пока надо подождать и посмотреть, какие изменения к следующему сезону будут дозволены регламентом ФИА. Мы уверены, что будем ближе.
«Мы привыкли к тому, что у «Мерседеса» двигатель лучше, но когда разница составляет всего 15-20 л.с., это можно пережить».
Насколько — мы пока не знаем. Мы привыкли к тому, что у «Мерседеса» двигатель лучше, но когда разница составляет всего 15-20 л.с., это можно пережить. Определённо, в следующем году разрыв будет меньше нынешнего.
— Какие в целом ожидания от сезона-2015?
— Мы определённо намерены побороться за победы, именно для этого мы в Формуле-1. Будем атаковать на максимуме, будем работать ближе с «Рено» и постараемся улучшать шасси. Мы надеемся в следующем сезоне снова быть первыми.
— Даниэль Риккардо удивил многих своими выступлениями и победами в 2014-м. Стала ли для вас его форма в какой-то мере сюрпризом?
— Я был удивлён тем, как быстро Даниэль смог принести нам результат. Я полагал, ему понадобится время, прежде чем он привыкнет к «Ред Булл» и будет ехать так же быстро, как Себастьян. Тесты в этом плане не были показательными, потому что они прошли тяжело для всей команды, но уже с первой гонке он был на необходимом уровне. И я ожидаю того же от Даниила в следующем году.
— Теперь в «Торо Россо» образовалась вакансия. Кто её займёт, есть ли шансы у Жана-Эрика Верня остаться в команде?
— Мы рассмотрим этот вопрос очень внимательно. Мы никуда не спешим. Нам важно принять взвешенное решение. Думаю, в Абу-Даби смогу дать ответ на этот вопрос.
— Учитывая, что в составе «Торо Россо» могут оказаться два новичка в 2015-м, какие перспективы у других гонщиков программы поддержки Red Bull Junior? Могут ли они рассчитывать на попадание в Формулу-1 в ближайшие годы?
— Это зависит от того, как они будут выступать.
«Будем атаковать на максимуме, будем работать ближе с «Рено» и постараемся улучшать шасси. Мы надеемся в следующем сезоне снова быть первыми».
Всё зависит от этого. Если они покажут что-то исключительное, то пойдут выше. Это не та система, где по прошествии какого-то времени ты гарантированно переходишь выше. Всё зависит от выступлений.
— Когда вы подписывали Макса Ферстаппена, ожидали такого обилия критических высказываний?
— Да, я привык к этому и уже не раз доказывал, что все критики неправы, и не понимаю, почему мне продолжают задавать глупые вопросы о нём.
— Заключительный вопрос: «Ред Булл» следит ещё за какими-нибудь российскими пилотами?
— В настоящий момент нет. Но если мы увидим очень конкурентоспособного пилота, то обязательно выйдем с ним на связь.