Похоже, немецкие поклонники автоспорта могут выдохнуть: одна из самых известных трасс мира, расположенная рядом с посёлком Нюрбург, всё-таки обрела нового инвестора, который в состоянии погасить прежние долги и обеспечить будущее автодрома на ближайшие годы. Знаменитый «Ринг» был спасён российским бизнесменом Виктором Харитониным – и сейчас мы объясним, как именно он стал последней опорой и надеждой автодрома.
«Американские горки простаивают из-за отсутствия интереса, рестораны тоже не пользуются повышенной популярностью».
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
На первый взгляд, удивительно, что автоспортивная легенда оказалась на грани финансовой катастрофы. Казалось бы, после возведения современного кольца Гран-при «Нюрбургринг» гарантировал себе принятие этапа Формулы-1 хотя бы раз в два года, на трассу стабильно приезжали другие гоночные серии, а от желающих прокатиться за определённую плату по легендарному старому кольцу на своей или арендованной технике по-прежнему нет отбоя.
Но не всё так просто. Когда популярность Формулы-1 в Германии несколько упала, а промоутерские платежи Берни Экклстоуну выросли, вдруг выяснилось, что проведение Гран-при – убыточное мероприятие. Собственно, именно поэтому Нюрбург и Хоккенхайм стали принимать Ф-1 по очереди, стремясь сократить финансовые потери. Тем не менее Гран-при Германии продолжал больно бить по бюджету: с 2003 по 2009 годы «Нюрбургринг» потерял на Ф-1 55 млн евро.
В такой ситуации владельцам автодрома (а он принадлежал местным властям) надо было искать новые источники доходов. Так и родился проект с созданием большого тематического парка, включавшего в себя музей, «бульвар» с магазинами и ресторанным двориком, пару гостиниц и огромные американские горки. Считалось, что всё это позволит привлечь на «Ринг» дополнительную аудиторию и сгенерирует необходимую прибыль.
«Трассу поддержал даже Берни Экклстоун, временно согласившийся не взимать промоутерский взнос за этап Ф-1».
Как позже выяснилось, плохо составлять сметы могут не только в России: изначально проект оценивался в 215 млн евро, а на деле вышли все 330. К тому же планировалось, что половина инвестиций будет частными, но в итоге почти всё финансирование — пусть и через банки — получилось государственными. Чёрт бы с ним, если бы обновлённый «Ринг» начал приносить прибыль – но нет! Американские горки простаивают из-за отсутствия интереса, рестораны тоже не пользуются повышенной популярностью, да и весь «бульвар» вышел не таким завлекающим, как хотелось бы. В итоге «Нюрбургринг» получил дополнительные долги, но не финансы, чтобы их погасить.
Местные власти поняли, что трасса им больше не по карману — и так начался долгий поиск нового владельца. Дело затягивалось, кредиторы начали требовать оплаты по счета, против нескольких руководителей завели уголовные дела…
В ответ на это стартовала громкая акция Save the Ring («Спасём Ринг»), целью которой было привлечь дополнительное внимание к проблеме и не довести дело до банкротства автодрома и, кто знает, его полного закрытия. При этом протестующие требовали отделить две трассы от неэффективного парка развлечений и не продавать частным инвесторам (из опасений, что те поведут «Ринг» в неверном направлении). Трассу поддержал даже Берни Экклстоун, временно согласившийся не взимать промоутерский взнос за этап Ф-1.
Злополучные американские горки
НЕУДАЧНАЯ ПРОДАЖА
12 марта 2014 года казалось, что проблемы «Ринга» остались позади: было объявлено о продаже двух третей акций автомобильной группе Capricorn. По неофициальным данным, за эту долю новые владельцы должны были выложить 77 млн евро. Новые руководители сходу заявили, что намерены и дальше принимать Гран-при Формулы-1, а вот американские горки и связанные с ними парк развлечений будут окончательно закрыты ввиду абсолютной неокупаемости.
Первые шаги Capricorn внушали оптимизм: помимо переговоров с Экклстоуном они договорились с WTCC о проведении этапа на знаменитой «Нордшляйфе» — том самом «Зелёном аду»! В 2015 году впервые после долгой паузы на большом кольце пройдёт гонка класса чемпионата мира.
Но вот дальше вновь начались проблемы: в конце августа стало известно, что Capricorn просрочил второй транш выплат правительству Рейнланд-Пфальца (региона, где находится «Нюрбургринг»). У главы Capricorn внезапно возникли финансовые проблемы, сам он посетовал на журналистов: мол, слухи о возникших сложностях отпугнули потенциальных инвесторов. В итоге договорились, об отсрочке платежа в размере пяти млн евро до конца октября 2014 года — но уже тогда в Capricorn признавались, что ситуация тяжёлая.
СПАСЕНИЕ ИЗ РОССИИ
В итоге чуда не случилось: новые владельцы так и не выполнили своих финансовых обязательств, так что «Нюрбургринг» опять оказался под угрозой. Велись переговоры с новыми потенциальными партнёрами, и вечером 30 октября пришла новость: две третий акций автодрома перешли к российскому миллиардеру Виктору Харитонину — основному акционеру и председателю совета директоров ОАО «Фармстандарт». Точнее, акции оказались у компании NR Holding, которая принадлежит россиянину. Сколько именно заплатил Харитонин, не разглашается. Оставшаяся треть акций находится у компании Getspeed, которая в марте покупала трассу вместе с Capricorn и, в отличие от неё, свои обязательства выполняет.
По данным немецких СМИ, Харитонин сразу же перечислил второй платёж и, более того, перевёл на счёт деньги для третьего, который будет официально проведён в конце декабря — такой подход, понятное дело, очень понравился немецкой стороне.
О новом владельце легендарного «Ринга» известно не так много. Журнал Forbes оценивал состояние Харитонина в $ 1 млрд и ставил в своём рейтинге «Богатейших бизнесменов России» на 109-е место. О любви Виктора к автоспорту ранее ничего не было известно — в отличие от вдохновителя «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга, Харитонин не замечен в участии в каких-либо гоночных соревнованиях или их спонсировании. Кто знает, возможно, теперь ситуация изменится…
Главное, чтобы история «Ринга» получила счастливое продолжение. А если к этому приложит руку Россия – тем лучше.