«Заубер» и Сироткин: хеппи-энда не вышло
Евгений Кустов
Сергей Сироткин
Комментарии
Надежд особо и не было, а тут пришло подтверждение: в 2015 году Сергей Сироткин не станет боевым пилотом «Заубера». Увы, всё к этому шло.

В четверг команда «Заубер» назвала имя будущего напарника Маркуса Эрикссона: вторым боевым пилотом швейцарцев в сезоне-2015 станет Фелипе Наср, который в этом году является резервистом «Уильямса» и станет вторым или третьим в общем зачёте GP2. Таким образом, Сергей Сироткин, работающий с «Заубером» в качестве резервного гонщика, больше не имеет шанса на повышение в Хинвиле. Более того: глава команды Мониша Кальтенборн призналась, что и нынешнюю должность россиянин вряд ли сохранит. Разберёмся, что же привело к такому финалу…

«МОЩНЫЕ ИНВЕСТОРЫ ИЗ РОССИИ»

Финансовые проблемы «Заубера» начали проявляться по ходу сезона-2013, и в какой-то момент возникли слухи, что команду могут спасти некие инвесторы из России. Наконец, пришло подтверждение: «Заубер» договорился с несколькими новыми российскими партнёрами, взамен обещая тесное технологическое сотрудничество (обмен кадрами и технологиями) и подготовку Сергея Сироткина к роли боевого гонщика в 2014 году.

«Два фонда широкой общественности известны не были и ничем, кроме громких названий, похвастать не могли».

Правда, эта история сразу начала вызывать вопросы. В потенциале самого Сергея не было никаких сомнений, но к началу 2014 года ему исполнилось бы всего 18 лет — в те времена, наверное, и Хельмут Марко не поверил бы, что сам приведёт в Ф-1 ещё более молодого пилота. В активе у Сироткина была всего половина сезона Мировой серии «Рено», и одолевали сомнения, хватит ли одного года в WSR, чтобы рвануть на вершину автоспорта.

Впрочем, даже не это было главным. Не могли не возникнуть вопросы насчёт российских покровителей Сергея, коими были названы Международный фонд инвестиционного сотрудничества, Национальный институт авиационных технологий и Государственный фонд развития Северо-Запада Российской Федерации. НИАТ — это структура Сироткина-старшего, тут всё понятно. А вот два фонда не были известны широкой общественности и ничем, кроме громких названий, похвастать не могли. Поэтому когда зарубежная пресса начала писать якобы обещанных сотнях миллионов долларов из России, верилось в это слабо.

В итоге достаточно быстро выяснилось, что оба фонда из проекта вышли, а наладить обмен технологиями не так легко. Пошли сообщения, что обещанные средства в Хинвиль не поступают, хотя Сироткин всё же иногда работал с командой и провёл с «Заубером» демонстрационные заезды в Сочи и несколько дней тестов на старых болидах. Как бы то ни было, заявленная цель о дебюте Сергея в Формуле-1 в 2014 году потихоньку заретушировалась, никакой конкретики не было, и в итоге дело ограничилось ролью резервного гонщика – не самый плохой вариант.

В принципе, всё сложилось неплохо: Сироткин получил день тестов на актуальном болиде «Заубера», отработал пятничную практику в Сочи, а параллельно набирался опыта в Мировой серии «Рено», выступая за довольно сильную команду «Фортек» (в то время как слабый «Заубер» всё равно не дал бы возможности проявить себя). Вот только для следующего шага вперёд нужны были куда большие средства, и очевидно, что к моменту объявления пары Наср-Эрикссон их изыскать не удалось. Не факт, что есть даже деньги, чтобы остаться резервистом – да-да, за это тоже надо платить.

ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК?

Во всей этой истории угнетает один момент: есть ощущение, что российская сторона сначала много чего пообещала, добилась контракта, а уже потом начала искать деньги. Стартовал поиск спонсоров, пошли письма в различные государственные структуры… Знаете, такой российский оптимизм: вот мы объявим, и все как рванут нас поддерживать… О том, что ждать подобного не стоит, ещё в 2010-м рассказывала Оксана Косаченко, когда еле-еле нашла спонсоров для Виталия Петрова.

«Такой российский оптимизм: вот мы объявим, и все как рванут нас поддерживать…»

Вообще стоит констатировать: найти в России спонсоров под Формулу-1 по-прежнему очень сложно. Даже когда тебе показывают уже подписанный контракт и рассказывают о могучей аудитории (на трибунах и телевизионной), то российские компании не торопятся вкладывать собственные деньги. Это проходил Петров, теперь на том же пути Сироткин. Прежде хотя бы был аргумент «Гран-при России есть, российского пилота нет», но после прихода и успешных выступлений Квята и такой мотив пропал.

На контрасте посмотрите на Насра: в пресс-релизе «Заубера» о подписании контракта сразу же было указано о приходе с Фелипе бразильского банка, всё чётко. Ну а тут невольно пострадала репутация российской стороны как не сдерживающей собственные обещания.

Наверное, несколько сказался и не самый удачный сезон Сироткина в Мировой серии «Рено». Все ожидали борьбы за титул (сильная команда, второй полный чемпионат), а на деле выступления получились неровными, и как итог – пятое место. Возможно, если бы Сергей разгромил соперников или хотя бы на равных бился с Сайнсом и Гасли, то и спонсоров расшевелить было бы легче. С другой стороны, Михаил Алёшин в 2010-м стал чемпионом – и чего?

ЧТО ДЕЛАТЬ СИРОТКИНУ ДАЛЬШЕ

Итак, в «Заубере» Сироткина в 2015-м особо не ждут. И очень непохоже, чтобы Сергей и его менеджеры располагали, условно, десятью миллионами долларов – с меньшей суммой получить место боевого гонщика в нынешней Ф-1 просто нереально. Что тогда остаётся?

Третий полный сезон в Мировой серии «Рено» — идея довольно сомнительная. Даже если ты добиваешься успеха, то обозреватели списывают это на опыт, а не скорость, и делают сравнения не в твою пользу, вспоминая сходу стрельнувших Фряйнса и Вандорна. Да и Магнуссен стал лучшим уже на второй год. В общем, не стоит удивляться, что Сироткин отсутствовал на недавних тестах WSR

(с другой стороны, это ни о чём не говорит: вакансий в командах по-прежнему полно, были бы деньги).

Раз так, самый логичный шаг – переход в GP2, где, например, есть Russian Time. Но и тут два момента: во-первых, российская команда не возьмёт Сергея просто так (реален ли союз RT и «СМП Рейсинг»?); во-вторых, не факт, что конюшня захочет создавать чисто российский дуэт Сироткин-Маркелов. В общем, есть свои нюансы. А если Сергей вдруг не сможет получить места ни в GP2, ни в WSR, то сложится странная и глупая ситуация: в 19 лет человеку, мечтающему об Ф-1, просто некуда идти. Надеемся, до этого не дойдёт. С другой стороны, есть и свой плюс: даже если вдруг придётся пропустить сезон, то это не катастрофа. Главное – чтобы была какая-то перспектива…

Напоследок же отметим, что жалеть «Заубер» по поводу необязательных российских спонсоров не стоит: свежая ситуация, когда швейцарцы намерены, извините, «кинуть» имеющих контракты Сутиля и ван дер Гарде, показывает, что менеджмент Хинвиля не лыком шит. Похоже, нас ещё ждут интересные судебные разбирательства с участием юристов немца и голландца.

Комментарии