«За крупный взнос можно было урвать переднее или заднее антикрыло, настоящие гоночные перчатки».
В то время как формально российская «Маруся» бьётся в предсмертных конвульсиях и начинает потихоньку распродавать имущество и увольнять сотрудников, второй бедовый коллектив Формулы-1 — «Кэтерхэм» — ещё верит в собственное спасение. Временная администрация малайзийской дружины вдруг объявила о попытке отправиться на заключительный этап сезона-2014 в Абу-Даби на деньги болельщиков – то есть с помощью сбора средств в интернете.
ТЫСЯЧА МЕЛОЧЕЙ
«Кэтерхэм» создал страничку на сервисе Crowdcube, где и предложил перечислять ему деньги в обмен на небольшие (или даже существенные) подарки: беруши, визитницы, кепки. За крупный взнос можно было урвать переднее или заднее антикрыло, настоящие гоночные перчатки или даже боковой понтон от болида 2012 года. Кстати, покупатели на переднее антикрыло за 2500 фунтов и заднее за три тысячи уже нашлись, да и некоторые другие лоты полностью раскуплены.
Тем не менее ещё можно за две тысяч фунтов разместить свой небольшой логотип (а за десять – побольше), купить за полтысячи рулевое колесо 2012 года, почувствовав себя Виталием Петровым. За 550 фунтов можно будет поужинать с одним из гонщиков (только непонятно, с кем), а за 245 – поучаствовать в вечеринке «Кэтерхэма» по окончании сезона. Короче, есть разные варианты.
«Организаторы чемпионата не могут нормально организовать бизнес, способный прокормить хотя бы 11 команд».
БЕРНИ ПРОТИВ
Как только о затее управляющих «Кэтерхэма» стало известно, многие обитатели паддока подвергли её критике. Кто-то заявлял, что потенциальные жертвователи лучше пусть переведут деньги благотворительным организациям, а Берни Экклстоун назвал происходящее прошением милостыни и катастрофой для Формулы-1.
Вот только вопрос из зала: какое право кто-то имеет критиковать действия «Кэтерхэма», если организаторы чемпионата не могут нормально организовать бизнес, способный прокормить хотя бы 11 команд? Экклстоун и топ-коллективы поощряют несправедливое распределение доходов, ФИА и производители вводят новые турбодвигатели, за которые командам приходится платить в разы больше, чем за старые V8.
Для того что получить шанс на победу в гонке, необходимо вкладывать существенно больше 100 млн евро, а для стабильной борьбы за очки может не хватить 80. Если дела дошли до подобного, то с какого перепугу Берни и остальные начинают учить аутсайдеров жизни? Равнодушно взирать на постепенное угасание команд, значит, можно, а когда приговорённый вдруг начинает барахтаться, то приходит время его критиковать?
Нет уж — в ситуации «Кэтерхэма» все средства хороши. Если команда вдруг наберёт необходимые три млн евро и отправится в Абу-Даби, это будет красивая история, а что уж там кто-то думает — не важно. Были, правда, вопросы насчёт некоторых аспектов акции, но её организаторы заверили: деньги могут быть потрачены исключительно на Гран-при, их не переведут на оплату долгов команды. Если же собрать нужную сумму не выйдет, то все платежи вернутся к их авторам.
ДАЙ МИЛЛИОН!
На момент написания этого материала «Кэтерхэму» удалось собрать чуть менее 1,2 млн фунтов (полтора миллиона евро). В последние дни удивительно оптимистичная (и даже подозрительная) динамика сбора средств пошла на убыль, и на данный момент далеко не факт, что оставшиеся 50 % суммы будут собраны. Впрочем, чудеса случаются, а время ещё есть: дедлайн наступает в пятницу, ведь ещё нужно время, чтобы доставить оборудование на «Яс Марину».
Если вдруг всё сложится, то, по идее, одно из мест за рулём вновь займёт Маркус Эрикссон, а насчёт второй вакансии ничего не ясно. У Камуи Кобаяси денег нет, Рубенсу Баррикелло вряд ли будет интересен вариант без Гран-при Бразилии, а у каких-нибудь богатых рента-мешков может просто не оказаться суперлицензии. Совсем волшебно было бы посадить за руль всё ещё формально резервного пилота «Кэтерхэма» Робина Фряйнса – это был бы реальный хеппи-энд и, возможно, красивая лебединая песня команды. Развязка станет известна совсем скоро…