«Я давно знаю Маурицио Арривабене. Уверен, он предельно компетентен и идеально подходит на роль босса команды, — Кими Райкконен выглядит на удивление разговорчивым. – Маурицио давно в курсе дел «Феррари» и знает ситуацию внутри Формулы-1. Теперь наш прогресс – это лишь вопрос времени и отпущенных нам регламентом возможностей».
«Желаю ему всего наилучшего. Он — очень грамотный человек. Уверен, все болельщики, включая меня, получат те результаты, каких ждут», — заявил итальянским журналистам Марко Маттиаччи, лишь на этой неделе освободивший для Арривабене кресло руководителя команды.
Маттиаччи по-прежнему отказывается обсуждать обстоятельства своего увольнения. Ходят слухи, что его постигла участь Адама Парра. Экс-руководитель «Уильямса» в своё время был не во всём согласен с политикой Берни Экклстоуна и в Формуле-1 больше не работает.
Можно быть уверенными, что история Маттиаччи в паддоке завершена. На его место из табачной индустрии приходит Арривабене, и именно ему теперь писать новейшую историю «Скудерии». «Чемпионат» пытается разобраться в том, что происходит в Маранелло и чего там ждут от нового босса.
Маурицио Арривабене
ФОРМУЛА РАСПАДА
«Я часто видел, как успешные бренды просто исчезали. Основ, на которых строится бренд, недостаточно, чтобы он продолжал жить», — ещё три с половиной года назад говорил Арривабене. Он тогда только-только стал вице-президентом по потребительской стратегии и эвент-маркетингу в Phillip Morris. «Феррари» же провалила начало второго сезона с Фернандо Алонсо – после четырёх этапов лишь третье место Кубка конструкторов и отставание от «Ред Булл» в 60 с лишним очков.
Четыре года бесплодных попыток ни к чему не привели – Фернандо Алонсо так и не победил Себастьяна Феттеля, «Феррари» так и не дотянулась до «Ред Булл». Революция регламента 2014 года оставляла команде ещё один шанс, но уже зимой стало ясно, что «Скудерия» по-прежнему далеко позади соперников.
В апреле система начала рушиться – уволен руководитель команды Стефано Доменикали. Уже тогда пошли слухи, что на его место поставят Арривабене, но у него ещё были незаконченные дела в Phillip Morris. Пост неожиданно достался Марко Маттиаччи, ранее представлявшему коммерческие интересы «Феррари» в США. Через три месяца Маранелло покинул Лука Марморини, назначенный ответственным за провал двигателя. Осенью пост президента оставил Лука ди Монтедземоло, и теперь вместо него — Серджио Маркионне. Последней ключевой фигурой недавней «Феррари» оставался Фернандо Алонсо, но и он со следующего года поедет за «Макларен».
ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ
Стефано Доменикали возглавил команду в ноябре 2007-го, через три недели после сенсационного Гран-при Бразилии. С тех пор «Феррари» не выиграла ни одного чемпионата. При Тодте «Феррари» представляла собой итало-британский сплав с ледяным немецким наконечником. Француз выстроил эффективную систему, дополнявшуюся Брауном, Бирном и Шумахером. Хотя персонал команды состоял преимущественно из итальянцев, на ключевых постах – сплошь иностранцы. И итальянцам это не нравилось.
Система работала отлично. Железный гонщик, способный на трассе на всё. Гениальный инженер при щедрой финансовой поддержке доводит до совершенства один обтекатель за другим. Новинки сразу идут в дело на трассах в Муджелло и Фьорано. «Феррари» опережает всех конкурентов во всех сферах. Итальянцы посчитали, что этот механизм может работать сам себе. Они наивно полагали, что сами справятся и смогут продолжить дело Шумахера и Брауна, всего лишь подобрав на их места подходящих людей. На место одного топового пилота можно посадить другого, заплатить инженеру денег, он построит машину и титулы потекут рекой.
Система долгое время не менялась и начала стагнировать. Команда перестала быть лидером и со временем начала допускать чудовищные ошибки. При Доменикали Шумахер советовал команде держать Райкконена на дождевых шинах в сухую погоду. В Абу-Даби в 2010-м Алонсо проиграл титул из-за тактических просчётов. Механики ошибались на пит-стопах, инженеры хватались за голову, не зная, что именно не так с машиной.
Домашний Гран-при в этом году обернулся для «Феррари» унизительным фиаско
«Проблема в том, что наши расчёты в аэродинамической трубе не совпали с реальными показателями», — раз за разом уверял Доменикали. Ему не приходило в голову, что проблемы гораздо глубже, а ошибки с калибровкой трубы – всего лишь следствие общей раскоординированности. Система Тодта заключалась не только в устройстве команды и задании направления. Она строилась в том числе на страсти и самоотверженности Шумахера, на интеллекте Брауна, на комплексном подходе самого Тодта в конце концов.
Незаменимых действительно нет, но новый технический директор должен обладать тем же авторитетом, что и Браун. Механики должны знать, что гонщик готов выйти на старт после переломов ради чемпионства своего напарника, даже если это Эдди Ирвайн. Если недовольный машиной гонщик не выкладывается полностью, зачем упираться механикам?
«Феррари» поглотили закулисные интриги и взаимные обвинения. Один отдел жаловался на другой, взять на себя ответственность не готов был никто. Доменикали и ди Монтедземоло потеряли контроль над ситуацией. Во времена Жана Тодта главным в команде был он, и ди Монтедземоло мог сосредоточиться на политике, но теперь всё чаще вынужден был отвечать на неудобные вопросы совсем других людей.
Терпение акционеров лопнуло лишь в этом году. Астрономические затраты на новый двигатель оправдывались шансом наверстать упущенное и компенсировать отставание от лидеров. Этого не произошло, и кто-то должен был ответить.
КРАСНЫЙ КОВБОЙ АРРИВАБЕНЕ
Команду «Феррари» Phillip Morris эксклюзивно поддерживает с 1997 года. Несмотря на запрет рекламы сигарет в Европе, все знают, какой марки табак органично вписывается в красную ливрею легендарных итальянских машин. Это результат труда Арривабене. Его работа – создавать бренды, образы и мифы.
«Когда вы катаетесь на сёрфе, и неважно, насколько вы хороши, рано или поздно вы упадёте, — считает Маурицио. – Кроме тех случаев, когда вы внутри волны, сама по себе волна упасть не может».
Арривабене знает, что бездумное копирование работавших в прошлом схем не гарантирует успеха в будущем. Он видел, как строили «Феррари» Тодт и Браун, он был с командой во время первых успехов Красного Барона, видел в деле и Райкконена, и Алонсо. Именно Арривабене стоял за ежегодным мероприятием Wrooom в Мадонна-ди-Кампильо – большой тусовке на горнолыжном курорте с участием гонщиков «Феррари», боссов команды и сочувствующих им сильных мира сего, включая самого Берни Экклстоуна. Арривабене знает, как здесь всё устроено, и говорит на одном языке с Берни.
По слухам, Маттиаччи чересчур активно давил на промоутеров требованиями разморозки двигателей. Вообще, Марко брали на эту работу, чтобы тот просто присмотрел за ребятами, пока наверху разберутся с более важными делами – что делать с ди Монтедземоло, которого явно тянет в политику и бизнес. Маттиаччи же повёл себя как слон в посудной лавке – разругался с Алонсо, возглавил ополчение, невежливо обошёлся с маленькими командами, среди которых у «Феррари» всегда были союзники в лице «Заубера», а также «Маруси» и совсем скоро – «Хааса».
Фернандо Алонсо и Лука ди Монтедземоло в Монце
Безусловно, было бы несправедливо критиковать Маттиаччи, поскольку довести свои дела до конца ему не дали. Неоспорима и его важная победа – в Маранелло воспользовались моментом и затащили Себастьяна Феттеля.
Однако ди Монтедземоло всегда видел чёткие границы в торге с федерацией и Экклстоуном, в том числе благодаря этому команда получает ежегодный бонус – «за красивые глаза» и богатую историю участия в Формуле-1. Такой человек, как Маттиаччи, по мнению акционеров, вступив в прямой конфликт с Берни и командами, мог бы подвергнуть опасности особый статус «Скудерии».
Серджио Маркионне вовремя подсуетился, Маурицио Арривабене уговорили на новую работу. Теперь ему нужно сделать так, чтобы деньги Phillip Morris и других партнёров работали. И тот факт, что Арривабене согласился, – уже хорошая новость для «Феррари».
СЕРЬЁЗНЫЙ ПОДХОД
Чего добьётся новая «Феррари», можно лишь гадать. Впрочем, все понимают, что быстрых побед не будет. К этому готовы и Маркионе, и Арривабене, и Феттель. Тем не менее владельцы считают, что вот теперь у команды есть всё, чтобы начать сначала, как девять лет назад, и повторить былые успехи.
Итак, что есть у Маурицио Арривабене сейчас, и почему он считает, что этого достаточно?
От старой «Феррари» в его распоряжении остались фактически лишь Джеймс Эллисон и Кими Райкконен, но трогать эту пару было бы глупо: ещё в «Лотусе» они доказали своё умение выигрывать гонки, если им не мешают. Переход Эллисона в Маранелло в своё время наделал много шуму – английского специалиста называли одним из самых перспективных инженеров в паддоке.
Забрать из Милтон-Кейнса Эдрианома Ньюи снова не удалось, однако некоторые сотрудники непременно последуют за Себастьяном Феттелем. Это определённо на руку Эллисону – в его распоряжении окажется больше опытных людей, а позиции останутся довольно крепкими.
Джеймс Эллисон может с оптимизмом смотреть в будущее с «Феррари»
Главным действующим лицом на сегодняшний день выглядит Себ. Он уже выиграл четыре чемпионских титула, но ему ещё многое предстоит доказать. После провального сезона с «Ред Булл» даже некоторые журналисты сомневаются в том, что он — лучший гонщик пелотона. А на фоне успехов Льюиса Хэмилтона немец и вовсе оказался задвинут на второй план. Он пошёл в «Феррари», чтобы побеждать в том же комбинезоне, что и его кумир Михаэль Шумахер, но сейчас между двумя немецкими чемпионами есть одна существенная разница: Феттель – это часть истории «Ред Булл», а «Феррари» — часть истории Шумахера.
Тем не менее Арривабене знает, что Феттель умеет делать всё, что нужно. Он готов работать с автомобилем и выжимать из него всё, что скажут инженеры, – в «Ред Булл» Себ признавал непререкаемый авторитет Ньюи. У Феттеля есть мотивация на два-три года вперёд – он не ждёт быстрых результатов и готов работать.
Алонсо в последние сезоны потерял страсть. Прежде его вдохновенный пилотаж творил чудеса, но когда Фернандо потерял веру, его результаты упали до уровня Райкконена. Конечно, основные проблемы крылись в машине и менеджменте, но вера в успех и удачу могут стоить пары-тройки десятых с круга. Именно эта вера и приводила Алонсо к подиумам и победам, увы, слишком редким.
Маурицио Арривабене знает обо всём этом лучше нас. Он не будет пытаться копировать систему Тодта, он знает, что для её успешного функционирования необходимо воссоздать благоприятный климат и уже внутри него выстраивать отношения и взаимодействия. Первый шаг на этом пути уже сделан – «Феррари» не обещает отыграться и уже в следующем сезоне бороться за чемпионский титул. Эти слова в последние годы из уст ди Монтедземоло или Доменикали уже казались смешными.