Искать справедливость — сказочное задание: как пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что. И пусть Формула-1 для многих больше, чем жизнь, справедливости в ней столько же — кот наплакал. Мужественный, не способный на слёзы кот.
Пробиться в Ф-1 нелегко, но и удержаться в ней немногим проще. “Королева автоспорта” безжалостно бросает неугодных, по самым разным причинам. Так кого за последние годы несправедливо лишили места на очередном Гран-при? Давайте вспомним.
Лукас ди Грасси
Последний сезон в Ф-1: 2010 (24-е место)
Сезон-2014: Формула-Е (4 гонки, 1 победа, 3 подиума, первое место в чемпионате)
В Формуле-Е Хайдфельда постоянно преследуют неудачи: две аварии, три штрафа и пара упущенных побед.
Карьера бразильца в Формуле-1 получилась мимолётной. После успешного сезона-2007 в GP2 он стал резервным пилотом “Рено”, но сесть за руль французского болида на Гран-при ему не довелось. Место (и деньги) нашлось в 2010 году в “Вёрджине”. Команда сама дебютировала в Ф-1 и хорошего болида предоставить пилотам не смогла.
В итоге бразилец промучился год, став в чемпионате лишь 24-м, а затем ему указали на дверь. Фактически у ди Грасси не было ни малейшего шанса себя показать.
Что теперь: лишившись места в Ф-1, бразилец не растерялся. Сначала он стал тест-пилотом “Пирелли”, потом несколько раз проехал в WEC c легендарными Аланом Макнишем и Томом Кристенсеном, а в 2014-м получил место основного пилота “Ауди” в гонках на выносливость и дебютировал в Формуле-Е. Особенно бразильцу удались выступления в электрической Формуле: лишь однажды он не попал на подиум, да и то когда не добрался до финиша.
Ник Хайдфельд
Последний сезон в Ф-1: 2011 (неполный, 11-е место)
Сезон-2014: WEC (10-е место), Формула-Е (16-й после четырёх гонок)
Конец карьеры многими любимого немца в Формуле-1 получился донельзя скомканным. Обладатель 13 подиумов и 185 проведённых Гран-при фактически оказался выброшенным из серии после ухода “БМВ”. Помыкавшись тест-пилотом там и сям, Хайдфельд провёл 16 гонок за 2010-й и 2011-й сезоны в сумме, прежде чем окончательно покинуть Ф-1. В “Лотусе-Рено”, где ветеран заменял травмированного Роберта Кубицу, ему даже удалось попасть на подиум, но положения это не спасло. А когда машина потеряла темп (и шансы на четвёртое место в Кубке конструкторов), то Ника выставили на мороз ради Бруно Сенны и его спонсоров.
Что теперь: карьера Хайдфельда после Ф-1 сложилась по тому же сценарию, что и у ди Грасси — гонки на выносливость и Формула-Е. Однако успеха Нику пока удалось добиться лишь в американской серии “Ле-Ман”, где он стал вторым в 2013 году.
Что до Формулы-Е, то здесь ветерана постоянно преследуют неудачи: две аварии, три штрафа и пара упущенных побед. В последний раз немец не смог держаться, и закричал на весь “Твиттер”.
Виталий Петров
Последний сезон в Ф-1: 2012 (19-е место)
Сезон-2014: DTM (23-е место)
Спонсоры Гидо ван дер Гарде и Шарля Пика оказались весомее, чем результаты Петрова.
Любите вы его или ненавидите, очевидно одно — в 2012-м Петров никак не заслуживал отставки из “Кэтерхэма”. На болиде, который и в GP2 мог бы оказаться не лучшим, Виталий четырежды заезжал в топ-15 и принёс своей команде победу над “Марусей”, феерически финишировав 11-м на Гран-при Бразилии. Однако спонсоры Гидо ван дер Гарде и Шарля Пика оказались весомее, чем результаты Петрова.
Что теперь: проведя год в творческом отпуске, Петров перебрался в давнее прибежище пилотов Ф-1 — DTM. Однако немецкая кузовная серия россиянину пока оказалась не по зубам. Последнее место с нулём набранных очков — результат, который может похоронить эту часть карьеры. Или будет второй шанс?
Хейкки Ковалайнен
Последний сезон в Ф-1: 2012 (22-е место)
Сезон-2014: пропущен
Ковалайнен — единственный пилот в нашем списке, на счету которого есть выигранный Гран-при. Но и это финна не спасло.
После подиумов и даже победы в “Рено” и “Макларене” Хейкки был сослан в “Лотус”, через год ставший “Кэтерхэмом”.
Последний сезон в Ф-1 Ковалайнен провёл вместе с Петровым в 2012-м, но, в отличие от россиянина, у Хейкки в стане аутсайдеров не задалось, а спонсорских денег не нашлось нисколько.
Что теперь: “Кэтерхэм” оставил Ковалайнена в роли тест-пилота, а травма Кими Райкконена позволила провести пару гонок за “Лотус”, но места в Ф-1 это не спасло. Может, и его приютит щедрая на места Формула-Е?
Жан-Эрик Вернь
Последний сезон в Ф-1: 2014 (13-е место)
Вернь — человек-невезение в Ф-1. Он выиграл у напарников два из трёх сезонов, но теперь они оба в “Ред Булл”, а француз — тест-пилот. Пусть и в “Феррари”.
В 2014-м Вернь обошёл Даниила Квята по очкам, но придирчивые руководители австрийского концерна мало того что продвинули в “Ред Булл” россиянина, так ещё и взяли на смену Верню 17-летнего Ферстаппена.
Жан-Эрик Вернь — человек-невезение в Формуле-1.
И сколько бы француз ни твердил про очки, боссам явно хотелось чего-то другого.
Что теперь: Вернь уже успел провести два этапа Формулы-Е, взять поул-позишн, лишиться подиума из-за поломки и финишировать шестым. Теперь от него можно ждать хода по стопам ди Грасси и Хайдфельда — ведь варианты в WEC у Верня тоже есть.
***
Конечно, были и другие пилоты, об уходе которых можно сожалеть: например, Кевин Магнуссен, уход которого мы пока просто не готовы признать, почему и не включили его в список. Вероятно, лет 10 назад датчанин переместился бы не на скамейку запасных, а в одну из команд-середняков (причём без всяких денег). Но увы — экономическая ситуация в Ф-1 такая, какая есть: она заставляет команды избавляться от «неприбыльных» пилотов, а на замену им брать подчас не самых лучших. Но это уже другая история…