Показать ещё Все новости
В тени чемпионов. Что происходит между «Рено» и «Ред Булл»
Дмитрий Захарченко
«Рено» в Формуле-1
Комментарии
Кто вернёт на вершину Гран-при французских пилотов и как «Рено» оказалась на вторых ролях в Формуле-1? Вири-Шатийону есть о чём подумать.

Сегодня в Барселоне завершаются зимние тесты Формулы-1. Уже через две недели командам предстоит Гран-при Австралии, первый этап очередного сезона. Скорость «Мерседесов» в последние дни наводит страх на весь паддок — они опять намного быстрее всех. Никто не сомневается, что «серебряные стрелы» будут доминировать как минимум вплоть до европейской фазы чемпионата.

Тем временем бывшим чемпионам из «Ред Булл» остаётся надеяться лишь на то, что они будут не очень далеко от лидеров. В Милтон-Кейнс рады уже тому, что прошлогоднее тестовое фиаско, когда машина была не способна преодолеть дистанцию Гран-при, не повторится.

Сирил Абитебуль: Теперь всё зависит только от „Ред Булл“. Подходит ли это „Рено“? В этом весь вопрос.

Чтобы преодолеть неудачи прошлой зимы, «Ред Булл» и «Рено» пошли на сближение — команда фактически стала эксклюзивным клиентом моторостроителя. Это позволяло разрабатывать конкретный двигатель с учётом особенностей конкретной машины. Именно так делают в «Феррари» и «Мерседесе», на тех же условиях построено сотрудничество «Макларена» и «Хонды».

Призраки «Рено»

«Наше партнёрство с „Ред Булл“ усилилось, всё идёт в правильном направлении и мы очень рады этому, — заявил недавно глава „Рено Спорт“ Сирил Абитебуль. — Но мы здесь по маркетинговым соображениям. И если они потребуют каких-то перемен, мы открыты для них».

«Прошлый год дорого нам обошёлся, — продолжает он. — У нас было четыре клиента, включая очень хорошие команды — „Лотус“, две команды „Ред Булл“. С тех пор, „Ред Булл“ получил заводской статус, „Кэтерхэм“ развалился, а „Лотус“ перешёл на двигатели „Мерседес“. Это значит, что сейчас у нас фактически один клиент. Теперь всё зависит только от „Ред Булл“. Подходит ли это „Рено“? В этом весь вопрос».

Ещё шесть лет назад автомобили «Рено» сражались с машинами «Ред Булл», но когда в 2009 году разгорелся «Крэшгейт», французы поспешили расстаться с заводским коллективом. Посреди сезона команду бросил титульный спонсор, а затем инфраструктура была продана Жерару Лопесу. Теперь марка «Рено» присутствует в Формуле-1 исключительно как поставщик моторов.

С тех пор двигатели «Рено» выиграли 47 Гран-при. Почти все победы принёс «Ред Булл», дважды на чёрно-золотом «Лотусе» побеждал Кими Райкконен, ещё один успех — сенсационный триумф Пастора Мальдонадо на «Уильямсе» в Барселоне-2012. Ни об одной из этих побед не говорили как об успехе «Рено» — основными героями всегда были Ньюи, Феттель, «Ред Булл», Мальдонадо или аккуратный с шинами «Лотус».

На рекламных щитах «Рено» с гордостью перечисляет Кубки конструкторов и чемпионские титулы, но в глазах обывателя, на которого эти материалы рассчитаны, образ миниатюрного жёлтого «Клио» никак не вяжется с фиолетовым «истребителем» «Ред Булл». Если заметить на бортах «истребителя» наклейки «Инфинити», связь с маркой «Рено» и вовсе становится невидимой.

Всё это, впрочем, концерн «Рено» вполне устраивало. Ситуация резко изменилась прошлой зимой, когда новые турбодвигатели из Вири-Шатийон не пинали только ленивые. Лишь совместные усилия «Ред Булл» и мотористов позволили избежать публичного конфуза в Мельбурне. Катастрофа миновала, и прошедший сезон всё-таки стал историей преодоления, а не провала.

Сириль Абитебуль и Кристиан Хорнер

Сириль Абитебуль и Кристиан Хорнер

Новая история

«Скажем так, мы по-прежнему уверены, что достигнем нашей цели: сокращение половины отставания нашего двигателя от мотора „Мерседес“ к первому Гран-при», — заявил перед финальными тестами Абитебуль. Ни в Милтон-Кейнсе, ни в Вири-Шатийон сейчас даже не надеются догнать «Мерседес» или хотя бы регулярно с ним бороться.

Уже восемь лет двигатель «Рено» одерживает хотя бы одну победу за сезон, и уверенности, что эта серия не прервётся в этом году, ни у кого нет. Предстоящий чемпионат, несмотря на кажущееся спокойствие тестов, может оказаться для французов низшей точкой со времени возвращения в Формулу-1 в 2001-2002 годах.

На фоне подавляющего преимущества «Мерседеса» и заявления Абитебуля о маркетинговых целях «Рено» появились слухи о возвращении собственной команды французской марки. Говорят, во Франции рассматривают возможность покупки «Лотуса», содержать который Жерару Лопесу с каждым годом труднее. Речь, возможно, также идёт о «Заубере», успешно сотрудничавшем с немецкими автопроизводителями. Наверняка готова к продаже «Форс Индия», но у неё долги.

Вторым очевидным вариантом для «Рено» является расширение клиентской базы. Сейчас помимо гонщиков «Ред Булл» у «Рено» больше никого нет, а использовать их в качестве маркетинговых инструментов трудно — они связаны обязательствами перед Дитрихом Матешитцом и полностью заклеены логотипами посторонних фирм.

Ни об одной из этих побед не говорили как об успехе «Рено» — основными героями всегда были Ньюи, Феттель, «Ред Булл», Мальдонадо или аккуратный с шинами «Лотус».

В то же время молодой француз — Норман Нато, Матьё Ваксивьер или Эстебан Окон — за рулём «Заубер-Рено» мог бы стать на родине примером поддержки местных спортсменов местным бизнесом.

И, наконец, нельзя исключать дальнейшего сближения с «Ред Булл». Дело в том, что на данный момент основным гонщиком молодёжной программы Хельмута Марко является Пьер Гасли, 19-летний француз. В прошлом сезоне он дебютировал в Формуле «Рено» 3.5 и стал вице-чемпионом, а через месяц поедет в составе чемпионской команды «ДАМС» в GP2 Series. Через год Пьер уже будет знать больше половины трасс Формулы-1, и в случае провала Макса Ферстаппена или Карлоса Сайнса-младшего получит хороший шанс занять место в «Торо Россо». Пьер Гасли на пути в топ-команду при поддержке «Рено» — такая реклама напомнила бы французам, что когда-то они побеждали в самых престижных гонках планеты.

Так или иначе, сейчас в «Рено» пристально рассматривают возможности расширения присутствия в чемпионате мира и держат в уме в том числе эти варианты. Дело в том, что автоспортивная программа «Рено» выходит далеко за рамки Формулы-1. Под патронажем французов проходит Мировая серия «Рено», из которой вышли Фернандо Алонсо, Роберт Кубица и Себастьян Феттель. По всей Европе проходят чемпионаты двухлитровой Формулы-«Рено», в которой когда-то обратил на себя внимание Кими Райкконен. Помимо этого у французов две кузовные серии.

Но Мировая серия «Рено» сегодня переживает не лучшие времена. В прошлом сезоне организаторам не удалось полностью укомплектовать стартовую решётку. На фоне опубликованной ФИА «рейтинговой системы» младших серий котировки Формулы «Рено» 3.5 ещё немного снизились.

Разыскать логотип «Рено» на «Ред Булл» не так легко

Разыскать логотип «Рено» на «Ред Булл» не так легко

Момент истины

Туман межсезонья окончательно рассеется ближе к лету. Боссы поставят подчинённым первые оценки, команды можно будет разделить хотя бы на условные группы. Например, неудачи в первых гонках могут поставить окончательный крест на «Лотусе» и «Заубере». В «Ред Булл» и «Феррари» уже поймут, способна ли их техника противостоять «Мерседесам». В это время наступит момент истины и для «Рено» — решение о своём будущем в Вири-Шатийон будут принимать, лишь когда ситуация прояснится.

Нельзя забывать, что сейчас ФИА, Берни Экклстоун и ведущие команды чемпионата обсуждают формулу технического регламента следующего цикла. Пока неясно, какими будут двигатели через два-три года.

Пьер Гасли на пути в топ-команду при поддержке «Рено» — такая реклама напомнила бы французам, что когда-то они побеждали в самых престижных гонках планеты.

Берни и вовсе продвигает идею возвращения к 8-цилиндровым атмосферным моторам. Переход на нынешние турбированные агрегаты в «Рено» в своё время очень поддерживали, но эта революция вышла французам боком.

Ровно 35 лет назад, 1 марта 1980 года, Рене Арну на заводском автомобиле «Рено» с передовым турбированным двигателем одержал вторую победу подряд и после трёх этапов чемпионата возглавил общий зачёт. Когда мотор довели до ума, он выдавал на 50 лошадиных сил больше, чем популярный в то время атмосферный «Косворт».

Машины «Рено» были в то время очень быстры, год за годом французов называли претендентами на победу. Соперники равнялись на них и к 1982 году уже каждая вторая машина на стартовой решётке была с турбодвигателем. Но реализовать преимущество французам тогда так и не удалось. За ненадёжность и постоянные отказы двигателей машины «Рено» называли «жёлтыми чайниками».

Ни Жан-Пьер Жабуй, ни Рене Арну, ни молодой Ален Прост так и не смогли взять титул вместе с «Рено». В период с 2002 по 2011 годы французов в составе «Рено», кроме Грожана, вообще не было. Последний Гран-при, выигранный французским гонщиком, датируется 1996 годом — Оливье Панис победил в Монако за рулём «Лижье». Франция давно нуждается в новой волне автоспорта и возвращении своего Гран-при. Возможно, проблемы «Рено» и нехватка французских формулистов имеют общее решение.

Комментарии