Для «классики» в Ф-1 с каждым годом остаётся всё меньше и меньше пространства – уход на пенсию «Нюрбургринга» тому подтверждение. На смену гравийным зонам безопасности приходят мачты искусственного освещения, а новые трассы обрамляют уже не леса и озёра, а песчаные дюны да бетонные стены. Между тем одна за другой уходящие на покой арены не раз становились свидетелями захватывающих сражений и драматических развязок, принимая в них непосредственное участие…
«Андерсторп Рейсвей»
6 Гран-при Швеции (1973–1978)
Трасса в Андерсторпе появилась в Ф-1 на волне успеха шведских пилотов – Ронни Петерсона и Гуннара Нильссона. Отличительной её особенностью были слегка профилированные повороты, сильно изнашивавшие резину, которой и так приходилось туго из-за грязного асфальта (трасса была окружена болотами).
«Андресторп» примечателен тем, что именно здесь свои единственные победы одержали две самые необычные машины Формулы-1 – шестиколёсный «Тиррелл» P34 (в 1976-м) и «гоночный пылесос» «Брэбхэм» BT46C (в 1978-м).
Автодром исчез с небосклона столь же стремительно, как и появился на нём: в 1978-м Петерсон погиб в Монце, а Нильссон скончался от рака, и интерес к «Королеве автоспорта» в Швеции быстро сошёл на нет. Трасса продолжает свою работу, но сейчас речь идёт лишь о приёме гонок национального уровня.
Шестиколёсный «Тиррелл» едет к своей единственной победе
Фото: Getty Images
«Дижон-Пренуа»
5 Гран-при Франции (1974, 1977, 1979, 1981, 1984), 1 Гран-при Швейцарии (1982)
Трасса, расположенная близ Дижона, несколько раз принимала у себя французский этап чемпионата в 70-х – 80-х, а в 1982-м попала в календарь под вывеской «Гран-при Швейцарии», где гонки официально находились под запретом. Сверхскоростная трасса, где не было места медленным поворотам (средняя скорость на круге здесь превышала 200 км/ч), была нетипична для Ф-1, но свой след в истории она оставила.
Звёздным часом для «Дижон-Пренуа» стало сражение Жиля Вильнёва и Рене Арну за второе место в Гран-при Франции-1979. Канадец на «Феррари» отчаянно сопротивлялся натиску оснащённого турбомотором «Рено» француза и после четырёх кругов, пройдённых буквально колесо в колесо, взял верх в этой дуэли.
В середине 80-х, когда средняя скорость на круге в квалификации достигла 220 км/ч, французский этап чемпионата окончательно переехал на более современный и подходящий Формуле-1 «Поль Рикар». О возвращении автодрома в календарь речи не идёт: в настоящее время трасса, чья конфигурация не претерпела существенных изменений, лишь изредка принимает у себя этапы местных чемпионатов.
«Зандворт»
30 Гран-при Нидерландов (1952, 1953, 1955, 1958–1971, 1973–1985)
Нидерландский этап чемпионата являлся одним из неизменных атрибутов календаря Ф-1 с момента её основания вплоть до середины 80-х, когда трасса из-за жалоб местных жителей была закрыта на реконструкцию – автодром был расположен слишком близко к жилой зоне. Тогда же «Зандворт» столкнулся и с серьёзными финансовыми проблемами – о сохранении прописки в Формуле-1 можно было забыть.
Потеря для «Королевы автоспорта» была ощутимой – гонки на трассе, расположенной на берегу Северного моря, редко получались скучными. Один только поворот «Тарзан» чего стоил! А самая известная, пожалуй, история, связанная с нидерландским автодромом, произошла в 1979-м, когда Жиль Вильнёв пытался продолжить борьбу на трёх колёсах.
Обновлённая трасса увидела свет лишь в начале 2000-х. «Зандворт» принимал этапы DTM, Формулы-3, A1GP и Формулы Суперлига, но подобраться к Формуле-1 и близко не сумел.
Гран-при Нидерландов 1982 года
Фото: Getty Images
«Имола»
1 Гран-при Италии (1980), 26 Гран-при Сан-Марино (1981–2006)
Впервые Формула-1 заглянула в Имолу в 1980-м, когда трасса в Монце, неизменно принимавшая у себя итальянский Гран-при, была закрыта на реконструкцию. Опыт был признан удачным, и год спустя автодром вновь принял у себя этап чемпионата – Гран-при Сан-Марино, войдя в историю Ф-1 именно под этим именем.
Трасса была очень быстрой и опасной, и, несмотря на попытки замедлить болиды добавлением в её конфигурацию нескольких шикан, трагедий избежать не удалось. В 1994-м здесь разбились Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер, после чего быстрые повороты, являвшиеся фишкой Имолы, были основательно перестроены, и трасса утратила свой шарм.
Автодром, носящий имя Энцо и Дино Феррари, потерял место в календаре чемпионата в 2007-м и был подвергнут серьёзной реконструкции. В августе 2011-го обновлённая трасса получила категорию «1», позволяющую принимать этапы Формулы-1, однако до настоящего времени серьёзных разговоров о возвращении Имолы в календарь не идёт: для Италии важно сохранить хотя бы Монцу, а два Гран-при страна точно не потянет.
«Кьялами»
20 Гран-при Южной Африки (1967–1980, 1982–1985, 1992–1993)
Знакомство «Большого цирка» с весьма интересной с точки зрения конфигурации трассой на юге африканского континента произошло в конце 60-х. Автодром в Кьялами пользовался популярностью – зимой команды приезжали сюда на тесты, а южноафриканский этап прочно обосновался во главе календаря чемпионата мира. Да и гонщикам нравился характер трассы, главной особенностью которой была «горка» на стартовой прямой. Именно с ней связана чёрная страница в истории автодрома – перегиб унёс сразу две жизни в 1977-м, когда Том Прайс сбил перебегавшего трассу маршала с огнетушителем.
Трудности у «Кьялами» возникли в середине 80-х – виной тому стали политические и финансовые проблемы, в результате которых этап исчез из календаря. В 1992-м Формула-1 вернулась (правда, уже на полностью перестроенную трассу), но всего лишь на пару лет.
Разговоры о возвращении Гран-при Южной Африки в чемпионат время от времени разгораются с новой силой: в 2000-е здесь провели тестовую сессию Ф-1, но в финансовом плане «Кьялами» не в состоянии тягаться с ближневосточными конкурентами.
Гран-при ЮАР 1993 года
Фото: Getty Images
«Истанбул Парк»
7 Гран-при Турции (2005–2011)
Самый современный автодром, попавший в наш список, и, пожалуй, лучшее из того, что удалось сотворить Герману Тильке — о потрясающем восьмом повороте остаётся лишь вздыхать до сих пор. У немецкого архитектора, правда, был серьёзный помощник – перепад высот в 81 метр.
Турецкий этап появился в календаре в 2005-м. Наиболее запомнившейся болельщикам стала гонка 2010 года, когда в борьбе за победу столкнулись два пилота «Ред Булл» — Себастьян Феттель и Марк Уэббер, с чего начался не самый дружный этап отношений между ними.
Последний на данный момент Гран-при Турции прошёл в 2011-м – организаторам гонки не удалось найти общий язык с Берни Экклстоуном, и этап потерял своё место в календаре чемпионата. Но «Истанбул Парк» готов в любой момент вернуться, если Ф-1 будет посговорчивее в финансовом плане, – необходимая инфраструктура у автодрома есть.
«Фудзи»
4 Гран-при Японии (1976–1977, 2007–2008)
Трасса у подножия горы Фудзияма приняла первый в истории Гран-при Японии в 1976-м – в сложнейших погодных условиях решалась судьба чемпионского титула, обладателем которого в итоге стал Джеймс Хант. Дебют был потрясающим по драматизму, но год спустя случилась трагедия – столкновение между Жилем Вильнёвом и Ронни Петерсоном унесло жизни двух зрителей, и Формула-1 покинула Страну восходящего солнца.
В конце 80-х местом проведения национального Гран-при стала «Сузука», а «Фудзи» постепенно стала приходить в упадок. В 2003-м трасса была закрыта на масштабную реконструкцию, после которой автодром вернулся в Ф-1. Однако этап оказался не слишком популярным среди болельщиков, и «Тойота», которой принадлежит трасса, отказалась от идеи чередовать гонки с «Сузукой».
Слухи о возможном возвращении в чемпионат «Тойоты» сопровождаются и разговорами о третьем визите в календарь трассы – но пока это только слухи…
Джеймс Хант на чемпионском Гран-при Японии — 1976
Фото: Getty Images
Опрос. Какой трассы вам больше всего не хватает в календаре Формулы-1?