Показать ещё Все новости
Падение монархии. Провалы чемпионских команд Формулы-1
Иван Матушкин
Формула-1
Комментарии
Наблюдая за мучениями «Ред Булл», вспоминаем, как чемпионы Формулы-1 становились середняками и что они делали, чтобы вернуться на вершину.

Долго держаться на вершине — нелёгкое бремя. Власть диктаторов подчас заканчивается быстро и кроваво — с хрипом “И ты, Брут?” на устах. А команды Формулы-1 требуют перемен не меньше, чем сердце Виктора Цоя. И вот на вершину поднимается новый властитель, а старый откатывается середину пелотона. В тесную компанию “Заубера” и “Торо Россо”, например.

XXI век видел четыре падения чемпионских команд Формулы-1. Иногда они лишь откатывались на нижние ступени подиума, а иногда семимильными шагами шли к ликвидации. Объединяет их одно — ни одна из этих команд до сих пор не вернула себе чемпионский титул.

“Феррари” после Шумахера и Райкконена

Как побеждали? Если представить историю “Скудерии” в XXI веке в виде горы, то у неё будет два пика. Один — нерушимая глыба немереной высоты, построенная с настоящим немецким качеством. Другой — пониже, но яркий, хотя и по-фински холодный. Объединяет два пика тот склон, по которому команда с них скатилась.

Сезон-2005 стал неслабой пощёчиной для “Феррари”. После шести Кубков конструкторов подряд команда выиграла лишь тот нелепый Гран-при США, на котором “боролась” с “Джорданом” и “Минарди”. Спустя год “Скудерия” смогла приспособиться к новому шинному регламенту, но вновь проиграла “Рено” и на этом закончилась эра Михаэля Шумахера.

Глобальное изменение аэродинамики и введение KERS оказалось для итальянских жеребцов смертельным.

К чести “Феррари”, итальянцы очень быстро вышли из этого пике. Уже в сезоне-2007 Кими Райкконен в головокружительной концовке вернул чемпионский кубок в Маранелло. А в Кубке конструкторов борьбы и вовсе не вышло ввиду дисквалификации “Макларена”. Сохранила “Скудерия” лидерство в командном зачёте и год спустя. Окончательное падение наступило в 2009-м.

Как упали? Глобальное изменение аэродинамики и введение KERS в сезоне-2009 оказалось для итальянских жеребцов смертельным. Одинокая победа Райкконена не скрасила впечатлений от четвёртого места в КК и тяжёлой травмы Фелипе Массы. “Феррари” выронила из рук царский скипетр и уже седьмой год не может его поднять.

Хотя в эпоху “Ред Булл” Алонсо и удавалось пободаться за личный титул, к командному “Скудерию” не подпускали. В Маранелло ничего не смогли поделать с австрийцами при прошлом регламенте.

Как пытались вернуться? Новый регламент “Феррари” сначала тоже не подошёл. И тогда боссы концерна пошли на радикальные меры, сменив всё руководство вплоть до президента Луки ди Монтедземоло. С приходом нового главы команды, нового технического директора, нового моториста и полным обновлением состава пилотов в “ФИАТе” заставили-таки своё детище пойти в ногу со временем. И мы вновь увидели немца в красном на верхней ступени пьедестала. Дежа-вю или прогноз на будущее?

“Рено” после Алонсо

Как побеждали? “Рено” было рок-н-ролльной вспышкой Формулы-1: стремительный взлёт, яхты и модели, творческий кризис и внезапное самоубийство в конце. Вернувшись в Ф-1 в 2002-м, французы уже через год одержали первую победу, а через три взяли титул. Падение оказалось ещё быстрее…

Как упали? Уже на следующий год после второго титула Алонсо “Рено” лишь раз за сезон попало на подиум. А к 2009-му докатилось до восьмой строчки в Кубке конструкторов. Технический департамент пошёл по неверному пути, да и смена технического регламента лишь откинула команду ещё дальше назад.

В 2010-м “Ред Булл” принёс чемпионский титул моторам “Рено”, а заводская команда концерна ещё зимой была продана Жерару Лопесу и вскоре получила имя «Лотус».

Как пытались вернуться? В “Рено” столкнулись с той же проблемой, что и в “Феррари” — не смогли приспособиться к переменам и появлению новых сильных игроков. Но решили проблему французы куда радикальнее и… успешнее. Ликвидировав команду-аутсайдера, “Рено” взяло четыре титула как моторист.

Чтобы сделать шаг вперёд, в “Макларене” оглянулись назад.

Теперь же, когда двигатели не везут, а отношения с “Ред Булл” трещат по швам, в Вири вновь задумались о собственной команде. Интересный способ решать проблемы, не правда ли?

“Макларен” после Хэмилтона

Как побеждали? Триумф “Макларена” был самым коротким, а падение самым затяжным из всех. Кубка конструкторов в Уокинге в этом веке вообще не видели, а вот в личном первенстве побеждали. Финиш Гран-при Бразилии-2008 навсегда останется одной из самых ярких развязок Формулы-1. И уже надолго стал последним золотым пятном в истории “Макларена”.

Как упали? Если “Рено” с вершины катилось, как заправский горнолыжник, то “Макларен” спускался со вдумчивостью скалолаза. Первые четыре года после титула британцы не выпадали из тройки в КК. Но постепенно отставание росло. Сначала — после опрометчивого решения создать революционный болид к сезону-2013 — случился рекордный год без подиумов, потом последовал унылый переход на новый регламент и безрадостная борьба с “Форс Индия”…

Как пытаются вернуться? “Макларену” явно нужен был шаг вперёд, но чтобы его сделать, в Уокинге оглянулись назад. Возвращать былые традиции позвали давнего партнёра — “Хонду”. Что ж, Британия славится традициями, а чемпионские годы Сенны из памяти не сотрёшь.

Судить об итогах такого шага пока рано. За четыре этапа пилоты команды собрали по два финиша и пока не брали очков. Сезон-2015 точно не станет для “Макларена” чемпионским и вполне может вновь оставить команду без подиумов. Но здесь решили поставить на долгосрочный проект. Кто знает, может, традиции Ф-1 начнут возрождаться в Уокинге?

“Ред Булл” после Феттеля

Как побеждали? Четыре года триумфов Милтон-Кейнс — самая скучная пора современной Ф-1. Пожалуй, “Ред Булл” стал первым со времён “Феррари”, кто порадовал стольких ненавистников своим падением. Австрийские «газировщики» четыре года были костью в горле поклонников традиций. Но как волна одного регламента подняла “Ред Булл” на гребень, так волна другого окунула в пучину.

Как волна одного регламента подняла “Ред Булл” на гребень, так волна другого окунула в пучину.

Как упали? Причина падения “Ред Булл” самая явная из всех: новый моторный регламент враз отбросил команду назад. Лишившись чемпионского болида, команду тут же покинул пилот-чемпион (правда, на фоне разгрома от молодого напарника). В Милтон-Кейнс рискнули: вязли молодого гонщика и понадеялись на развитие мотора. В итоге — четвёртое место в КК после четырёх этапов и прямая борьба со своей дочерней командой.

Как попытаются вернуться? По какому пути пойдёт “Ред Булл”, покажет время. Заявления руководителей концерна уже показали, что в Австрии готовы повторить выбор “Рено” и расстаться с “Королевскими гонками”. Однако что как не успехи их собственного питомца в красном комбинезоне должно подтолкнуть австрийцев к иному пути? Разве в Австрии меньше терпения, чем в Италии?

Комментарии