Банальный факт №1: в Формуле-1 иногда доля секунды отделяет победителя от проигравшего. Банальный факт №2: каждая команда ищет эту самую долю секунды.
На скорость машин влияет множество факторов, а вот результат складывается из максимальной скорости, выносливости и скоростной выносливости. Пока “Феррари” и “Мерседес” готовятся к новой битве, попробуем разобраться, кто в чём сильнее.
Лучшие круги
Скорость, которую пилот может развить на лучшем круге, влияет на две вещи. Во-первых, на его результат в квалификации и стартовую позицию. Во-вторых, на его способность догнать/убежать, когда наступит заветное “Hammer time”.
Хэмилтон и Росберг трижды занимали две первые строчки по лучшему времени на этапе, уступив лишь на Гран-при Бахрейна: Нико был третьим, Льюис — пятым.
Единственное четвёртое место Кими в квалификации закончилось вторым местом в гонке.
“Феррари” такой стабильностью похвастать не может: однажды Кими и Себ были быстрее всех, ещё раз оказались сразу за “Мерседесом”, а вот в Малайзии и Китае Райкконен был седьмым и шестым соответственно.
Этот показатель сказался и на квалификации: Райкконен лишь раз оказался в первой четвёрке на старте. Стоит ли говорить, что, стартуя из середины пелотона, бороться за подиум куда сложнее. А единственное четвёртое место Кими в квалификации закончилось вторым местом в гонке.
В Бахрейне Кими чуть не догнал Льюиса, а Себу помешал упорный Боттас, но “Феррари” была быстра и могла вырвать победу. Что подтверждают и лучшие круги.
Из ряда несколько выбивается победа Феттеля в Малайзии. Но, во-первых, у Себа был третий по скорости лучший круг. А во-вторых, Льюис на своём лучшем круге проиграл Росбергу секунду. Где-то здесь могла потеряться и его победа.
Вывод: “Мерседес” пока быстрее на лучших кругах, но “Феррари” близко.
Количество быстрых кругов
Отыгрывать по три секунды с круга — это здорово, но чаще побеждает не тот, кто выдаёт пару-тройку квалификационных кругов в гонке, а тот, кто стабильно едет побыстрее.
Это подтверждает и этап в Малайзии: Феттель чаще опережал Хэмилтона, чем наоборот, и, конечно, в таких условиях отквитать потерянное на пит-стопе было невозможно.
Чаще всех быстрее на “Сепанге” оказывался Росберг, но он лишь на пару кругов превзошёл Себа, а на пит-стопе под пейс-каром проиграл аж девять секунд. Тут парой кругов не отделаться.
В Китае Росберг начал стабильно опережать Хэмилтона после второго пит-стопа, но до него проигрывал зачастую ещё и Кими. Всего же Льюис выиграл половину кругов гонки, и запаса ему хватило на финише.
В Бахрейне больше быстрых кругов показал Райкконен и в итоге чуть не поборолся за победу. “Скудерия” выбрала финну рискованную тактику, но она в итоге окупилась. Однако Кими слишком много проигрывал Льюису на стартовом отрезке, что его и подвело.
Вывод: в равных условиях “Мерседес” чуть стабильнее в скорости, но “Феррари” может менять ситуацию за счёт тактики.
Парадоксально, но Райкконен смотрится посильнее Феттеля.
Работа с резиной
Обращение с шинами — ключевая часть нынешней Формулы-1. Однако ситуация на первых этапах каждый раз была разная, и сделать полноценный вывод здесь не получится.
Да, визуально “Скудерия” была чуть лучше в работе с резиной, особенно в жаркой Малайзии. Но в Китае и Бахрейне Феттель заезжал на пит-стопы раньше конкурентов, а Кими на “Сахире” и вовсе был на другой тактике.
Визуально лучше всех бережёт резину именно финн. В отличие от конкурентов, он регулярно начинал гонки из глубины пелотона и прорывался, тогда как они ехали по чистой трассе. И при этих условиях Кими был быстрее Себа не только в Бахрейне, но и в Китае.
Вывод: “Феррари” чуть лучше держит резину, но ситуация меняется в зависимости от погодных условий.
Форма пилотов
К сожалению, возможности рассчитать скорость пилота отдельно от машины у нас нет. Иначе и споры о лучшем гонщике Ф-1 давно бы прекратились. Если же считать “от напарника”, то ситуация запутается. Парадоксально, но Райкконен смотрится посильнее Феттеля, хотя и уступает ему в чемпионате. Вряд ли стоит говорить, что оба производят лучшее впечатление, чем опережающий их Росберг.
Кими каждый раз не хватает самой малости: то болид откажет, то пейс-кар выедет, когда он уже собирается обойти Себа, то пары кругов не хватает для победы.
По быстрым кругам Райкконен опережал Феттеля дважды. Если же сравнить количество скоростных кругов, то финн был быстрее напарника в Австралии до схода (20 против 17), Китае (32 против 24) и Бахрейне (40 против 17). В этом свете победа Себа в Малайзии кажется скорее исключением.
В паре Хэмилтона и Росберга всё проще: Нико проиграл партнёру все квалификации и гонки, не стал обгонять его в Китае, не справился с Райкконеном в Бахрейне…
Победа Себа в Малайзии кажется скорее исключением.
Последний этап показал, что немец зол и готов к сражению, но формы он пока не набрал.
Вывод: возможно, именно не слишком сильное выступление Росберга помогает “Феррари” быть поблизости. А хорошо это или плохо, пусть каждый решит сам.
Как видим, где-то цифры подтверждают первое впечатление (небольшое преимущество “Мерседеса”), где-то не совсем (в борьба Райкконена и Феттеля не всё так очевидно). Но в целом картина складывается ясная: отрыв столь невелик, что любой фактор может изменить расстановку сил. И может, мы увидим это уже в Барселоне.