Бразилец Энрике Бернольди вполне мог стать «бета-версией» Себастьяна Феттеля, если бы Дитрих Матешиц пришёл в Ф-1 с собственной командой на десяток лет раньше. Но во второй половине 1990-х – начале 2000-х «Ред Булл» ограничивался тесным сотрудничеством с «Заубером», да содержанием коллектива «Ред Булл Джуниор» в Международной Формуле-3000. Неплохо проявивший себя в младших сериях Бернольди стал одним из первых протеже «быков».
Откатав два сезона в «молодёжке» в Ф-3000 (без особых, правда, успехов), Энрике был снаряжён покорять главную вершину автоспорта. Дебютировать Бернольди собирался в «Заубере», за руль болида которого он уже садился на тестах. Однако Петер Заубер наложил вето на это решение «Ред Булл», предпочтя бразильцу Кими Райкконена. Такой вариант развития событий не очень понравился Матешицу, что в итоге привело к разрыву со швейцарской командой и покупке «Ягуара».
Бернольди же с деньгами «Ред Булл» нашлось место в «Эрроузе». В сезоне-2000 болид команды с точки зрения чистой скорости временами выглядел очень даже неплохо – вспомнить хотя бы пятое место Педро де ла Росы в квалификации на «Хоккенхаймринге». Даже частые отказы техники и ошибки пилотов не помешали коллективу Тома Уокиншоу оказаться в итоговой таблице выше «Заубера». Так что бразилец вряд ли сильно расстроился замене машины.
Йос Ферстаппен и Энрике Бернольди на презентации «Эрроуза»
Фото: Reuters
Но в 2001-м «Эрроуз» потерял темп, оказавшись в хвосте пелотона. Тем не менее Бернольди довольно быстро освоился в команде, не затерявшись на фоне куда более опытного партнёра Йоса Ферстаппена (достаточно сказать, что к Гран-при Монако дебютант одержал четыре победы подряд над напарником в квалификациях), однако рассчитывать на что-то большее ему было трудно. О борьбе за попадание в очковую зону бразилец мог только мечтать.
Вот и в Монако Бернольди не питал особых иллюзий насчёт результативного финиша. Забегая вперёд, скажем, что гонщик «Эрроуза» закончил гонку девятым после старта с 20-й позиции. Неплохо, если не брать во внимание тот факт, что клетчатый флаг в той гонке увидели всего 10 пилотов, причём замкнувший протокол Райкконен выступал фактически вне зачёта, потеряв в начале гонки пять кругов из-за технических проблем. Увы, очки в то время начислялись лишь первой шестёрке…
Тем не менее гонка в Монте-Карло стала звёздным часом Бернольди. Нет, он не совершил какой-то невероятный обгон, не потряс прорывом наверх и не устроил грандиозную аварию. Он… оборонял позицию в середине второго десятка. В историю же ему помог войти гонщик «Макларена» Дэвид Култхард, на пути которого волею судьбы и оказался неуступчивый бразилец.
На тренировках «Эрроуз» испытывал необычное крыло
Фото: Bridgestone Motorsport
Шотландец в сезоне-2001 получил шанс выйти из тени Мики Хаккинена и сразу же бросился в погоню за чемпионским титулом. Перед Гран-при Монако Култхард уступал лидеру чемпионата Михаэлю Шумахеру всего четыре очка и уже на месте подтвердил свои амбиции, выиграв квалификацию. Однако дальше всё пошло не по сценарию: «Макларен» заглох на старте прогревочного круга и Култхард отправился на последнюю позицию на стартовой решётке.
Перед обладателем поул-позишн внезапно встала весьма трудная задача — прорваться сквозь пелотон. И поначалу Дэвид с энтузиазмом принялся за её решение. Он без особых проблем расправился с «Простом» Лучано Бурти и «Минарди» Тарсо Маркеса, после чего сел на хвост паре пилотов «Эрроуза». Несколько кругов шотландец изучал заднюю часть болида Ферстаппена, а затем, когда Йос опередил напарника, Култхард упёрся в машину Бернольди.
«Серебряная стрела» была заметно быстрее «стрелы» оранжевой, но найти возможность для обгона Дэвиду никак не удавалось. Добровольно же отдавать позицию бразилец не собирался. Бернольди оборонялся от атак «Макларена» так, будто на кону стоял титул чемпиона мира. Напрасно шотландец надеялся, что неопытный новичок рано или поздно потеряет концентрацию и «зевнёт» его манёвр – Энрике пилотировал безошибочно.
Бернольди возил Култхарда за собой на протяжении 35 кругов. Если бы в те времена в эфир пускали радиопереговоры, мы бы наверняка не один раз услышали от Дэвида эмоциональную оценку действий гонщика «Эрроуза». Лишь на 43-м витке пилоту «Макларена» удалось избавиться от соперника – тот свернул в боксы на свой единственный пит-стоп. В итоге шотландец за оставшееся до финиша время успел пробиться только на пятое место и заработать лишь два очка.
Энрике Бернольди на Гран-при Монако
Фото: Orange Arrows
После гонки Култхард рвал и метал, окрестив дебютанта «идиотом», а руководство «Макларена» обвинило Бернольди в неспортивном поведении и желании таким образом привлечь к себе внимание. Дело дошло даже до визита Рона Денниса и Норберта Хауга в боксы «Эрроуза».
«Они были настроены весьма агрессивно, – жаловался бразилец. – Они сказали мне, что если подобное повторится, то я не задержусь в Ф-1». «Чушь, – парировал Деннис. – Я всего лишь сказал ему, что в споре за 15-ю позицию сдерживать гонщика, который борется за чемпионский титул, неспортивно».
Карьера Бернольди в Формуле-1 действительно получилась недолгой. Он так и не добрался до очков в своём дебютном сезоне, но сохранил за собой место в команде на следующий год. Увы, он оказался для «Эрроуза» последним – в середине сезона-2002 «стрелы» канули в лету и бразилец покинул чемпионат вместе с командой, оставшись в истории именно гонщиком, закрывшим на все замки Култхарда в Монако в 2001-м.