Куда мы катимся: что хотят изменить в Формуле-1?
Иван Матушкин
Болид «Феррари»
Комментарии
Стратегическая группа Формулы-1 решила внести в регламент серьёзные изменения. Какие, и, главное, пойдут ли они на пользу?

Стратегическая группа Формулы-1 решила, что «Королевским гонкам» вновь нужны перемены. Нам обещают большие колёса, быстрые машины, рёв моторов… Разве что Вина Дизеля не хватает.

Но к чему приведут эти перемены? Всё ли в них пойдёт на благо гонкам? Теперь, когда первые восторги и недовольство улеглись,

Лишённые кризисных оков технические гении «Феррари», «Мерседеса», «Макларена» и «Ред Булла» получат отличный шанс ускорить машины.

пришло время спокойно разобраться.

1. Изменения в аэродинамике

Пока мы не увидим первых машин, собранных по новым правилам, понять масштаб перемен до конца никто из нас, не носящих фамилии Эллисон или Ньюи, не сможет. Но мы точно знаем одно — нам обещают большие скорости.

Разгонять болиды, меняя их аэродинамику, — один из самых честных способов. Здесь никто не зависит от своего моториста, все могут просто хорошенько попыхтеть над своим болидом и стрелой умчаться в светлое подиумное будущее. Если у них есть деньги на разработку.

Финансовый аспект в последнее время стал чуть ли не главной темой Ф-1. Страдающие от недостатка средств «Заубер», «Форс Индия» и «Лотус» и сейчас-то не слишком вкладываются в разработку машин — то приедут на тесты на прошлогодних болидах, то не привозят апгрейдов по полсезона. Так где же они возьмут деньги на разработку новой аэродинамики? Не приведёт ли это к ещё большему расслоению Ф-1? Наш ответ — приведёт.

Понятно, что лишённые кризисных оков технические гении «Феррари», «Мерседеса», «Макларена» и «Ред Булла» получат отличный шанс ускорить машины, но что делать остальным? Возможно, кому-то и удастся выстрелить в начале применения новых правил. В конце концов, пример «Брауна» недалёк. Но даже придумки великого, без преувеличений, Росса свели на нет к середине сезона. Чего же тогда ждать от задыхающихся середняков?

Да, с новой аэродинамикой мы увидим быстрые, рвущиеся

Кто в Маранелло или Брэкли станет строить клиентам чемпионский болид?

к финишу машины… и ещё столько же, плетущихся далеко позади.

2. Клиентские болиды

Убить расслоение и дать середнякам шанс в Стратегической группе решили парадоксальным способом — введя клиентские болиды. Дескать, вместо того, чтобы ковыряться над своим несостоятельным болидом, ребята из, например, Энстоуна приедут и сразу купят себя быструю машину. Вот только кто в Маранелло или Брэкли станет строить им чемпионский болид?

Слабо представляется, как Вольф передаёт конкурентам машину, на которой те будут побеждать пилотов самого Тото. Да что там «слабо», это просто невозможно. Никто из лидеров не откажется от побед и призовых в угоду умозрительной справедливости.

Единственный, как представляется, вариант, при котором клиентские болиды будут действительно равны заводским, — если поставлять их будут в, так сказать, базовой комплектации. И потом зимой каждый будет дорабатывать машину самостоятельно. Стоит ли говорить, что те, кто эту машину построил, будут знать её в разы лучше? Да и что помешает им заранее построить не самый быстрый, но легко улучшаемый болид?

В итоге мы получим-таки два чемпионата в одном. Все эти неугодные «Форс Индии» и «Зауберы» просто отодвинут подальше, чтоб не мешались под колёсами.

3. Самостоятельный выбор шин

То ли чтобы повысить зрелищность, то ли чтобы хоть в чём-то уступить середнякам, Стратегическая группа приняла предложение «Форс Индии» — дать всем командам право самим выбирать два типа шин на каждый уик-энд. К чему это приведёт? К обилию экшена и неоправданного риска. За это ли мы любим Ф-1? Пусть каждый ответит сам.

Конечно, увеличение тактических вариантов всегда идёт на пользу. Кому не хочется посмотреть,

Когда шины себе выбирает Пастор Мальдонадо, становится немного страшно.

какую хитрость придумает Дженсон Баттон? Возможности увидеть в одной гонке и тактику с одним пит-стопом и тактику с тремя у нас не было давно, и мы рады её возвращению. Вот только как же безопасность?

Если лидеры и сами будут выбирать наиболее очевидные варианты, то чего ждать от остальных — неясно. Почему бы кому-то из них не пойти, например, на длиннющий отрезок на «харде» с финишным рывком на «суперсофте»? Или, наоборот, не прорваться на старте, затем изо всех сил удерживать пелотон позади на медленных шинах. Пример прошлогоднего Гран-при Канады показывает нам, чем это чревато.

Да, команды не безответственны, в конце концов, они рискуют собственными пилотами, машинами и деньгами. Но когда шины себе выбирает Пастор Мальдонадо, становится немного страшно.

4. Дозаправки

Ещё одна перемена, которая расширит тактический арсенал команд. Правильный подбор топливной стратегии долго был очень важным аспектом Ф-1. А на трассах, вроде Монако, и вовсе одним из ключевых. Отказались от дозаправок ради экономии — уж очень накладно выходило командам возить с собой всё нужное оборудование. Сказалась и безопасность — облитые топливом на неловком пит-стопе болиды имели свойство вспыхивать как факелы.

Экономия и безопасность — две ключевые темы Формулы-1 за последний год. Так неужели теперь от них так запросто откажутся? Дозаправки, безусловно, интересны. Но во-первых, хотелось бы, чтобы из категории тактики они не переходили в категорию пиротехники. А во-вторых, с учётом текущего финансового положения многих команд кому-то заправляться может быть уже и не на что.

5. Повышение оборотов двигателей и увеличение ширины покрышек

Эти два нововведения оказались в одном пункте потому, что они самые маленькие и…

единственные бесспорные. Действительно, решение вернуть страдающей по рёву в ушах публике этот самый рёв, в целом не трогая двигатели, — Соломоново решение.

То же самое можно сказать и о расширении задних шин — они повысят скорость болидов и будут одинаковы для всех болидов. Разница в их использовании будет зависеть от приспособленности болида и мастерства пилота. А это уже прямая работа всех команд и гонщиков.

***

В последние годы мы всё чаще слышим требования перемен в Формуле-1. И они вновь произойдут. Но есть опасение, что они могут быть не в лучшую сторону.

Недавно Грэм Лоудон обвинил Стратегическую группу в том, что она мечется между разными идеями безо всякой стратегии. Кажется, цель очевидна — вернуть Ф-1 зрелищность. Но пути к этой цели порой ищутся вслепую.

Комментарии