В наши дни слово «шикана» вызывает у болельщиков аллергию. Шиканы испортили множество классических автодромов, сделав их безопаснее, но одна из них является настоящей изюминкой чемпионата — речь о финальной связке Автодрома имени Жиля Вильнёва в Монреале.
Мюррей Уокер: «Он шёл слишком быстро. Авария Шумахера была самой серьёзной в тот день».
«Стена чемпионов» появилась в ходе Гран-при Канады 1999 года. Тот странный день начался с аварии Рикардо Зонты ещё на третьем круге гонки. Звездой Формулы-1 этот парень никогда не был — он являлся чемпионом международной Формулы-3000.
13 кругами позже в неприятности попал Дэймон Хилл. Авария англичанина стала полной копией инцидента Зонты: задний мост повело в сторону и неуправляемая машина врезалась в отбойник — в том самом месте, где на французском языке написано приветствие «Добро пожаловать в Квебек». Хилл разбил заднюю подвеску и продолжать гонку уже не мог.
>>> Местное время: суперскорость «Супер Агури» в Монреале
Прошло ещё 15 кругов — и там же в стену влетел Михаэль Шумахер, лидер гонки. «Феррари» немца агрессивно прошла первый апекс, но вернуться на нужную траекторию во второй части поворота машина не смогла. Автомобиль сначала коснулся стены задним колесом, а потом в отбойник впечаталось и переднее. Шумахер пытался нарастить отрыв перед пит-стопом и в финальном повороте переусердствовал. «Он шёл слишком быстро, — вспоминает тот эпизод знаменитый британский комментатор Марри Уокер. — Авария Шумахера была самой серьёзной в тот день. Удар был очень сильным, передняя и задняя подвеска были разбиты».
Однако и этим дело не ограничилось. Через пять кругов из гонки выбыл Жак Вильнёв. Канадец прорвался с 16-го места на старте на 8-е, но только ради того, чтобы врезаться в стену передней частью машины. На «БАРе» Жака возникла недостаточная поворачиваемость, и он чуть ли не на полном ходу разбил переднюю подвеску. Для Вильнёва это была уже вторая подобная авария — за два года до этого он здесь же разбил «Уильямс».
Таким образом, выбыли три из четырёх чемпионов мира, вышедших на старт гонки сошли в одном и том же месте — в финальной эске. В этом месте стена располагается вплотную к гоночному полотну, которое гонщики стремятся использоваться на всю ширину — ради более эффективного разгона на стартовую прямую. Малейшая ошибка или занос на внешнюю сторону — и автомобиль впечатывается в стену. Из всех чемпионов Формулы-1 тот заезд закончил лишь Мика Хаккинен, для которого это была уже третья победа на пути ко второму подряд чемпионству.
(Аварии 1999 года начинаются в 2:35)
Аварии в этом месте происходят и по сей день. Организаторы постарались сделать его более безопасным, отодвинув стену, однако гонщики, вопреки всем усилиям федерации, продолжают бороться на максимуме. И продолжают попадать в аварии. В числе отметившихся здесь: Нико Росберг, Дженсон Баттон, Себастьян Феттель, Хуан-Пабло Монтойя и, конечно, Пастор Мальдонадо.
Ник Хайдфельд. 2001 год
В 2001 году в «Стену чемпионов» врезался Ник Хайдфельд. Авария 24-летнего немца, проводившего свой второй сезон в Формуле-1, выглядела так же, как инцидент с Михаэлем Шумахером два года назад, — слишком быстр на апексе второго поворота и машину тащит прямо в отбойник. Это произошло в квалификации, но Ник в итоге занял 11-е место, хотя в гонке до финиша так и не добрался.
>>> Хайдфельд: менять привычки из-за невезения я не собираюсь
Дженсон Баттон. 2005 год
Четырьмя годами позже вынужден был прекратить борьбу и на своих двоих перебираться через «Стену чемпионов» Дженсон Баттон. 2004-й был лучшим в карьере англичанина — он завоевал
Хуан-Пабло провёл с «Маклареном» и следующую гонку — Гран-при США, однако в Европу с ним уже не возвращался.
несколько подиумов и завершил сезон на третьей строчке. Но в 2005-м первые семь гонок вообще не принесли очков. В Монреале, тем не менее, Дженс завоевал поул и, хотя в дебюте заезда откатился на третье место, имел неплохой шанс на первый в новом году подиум. Все надежды рухнули в конце 47-го круга, когда «БАР-Хонда» с разбитой подвеской замерла у отбойника. Позже Баттон всё же завоевал два подиума, но по итогам чемпионата остался лишь девятым.
Хуан-Пабло Монтойя. 2006 год
Авария Хуана-Пабло Монтойи в «Стене чемпионов» в 2006 году не выглядела также зрелищно, как предыдущие примеры, однако роль, которую она сыграла, вероятно, перекроет их. «Макларен» Монтойи на 17-м круге Гран-при Канады по касательной ударился о стену, и видимых повреждений на нём не было. Но гонщик через некоторое время остановил машину и покинул кокпит. Хуан-Пабло провёл с «Маклареном» и следующую гонку — Гран-при США, но в Европу с ним уже не возвращался. Отношения между пилотом и Уокингом испортились окончательно, и посреди сезона Монтойя сменил «королеву автоспорта» на гонки NASCAR.
>>> Несовместимый с Европой. Почему Монтойе не покорилась Формула-1
Камуи Кобаяси. 2010 год
В 2010 году одной из главных молодых звёзд Формулы-1 считался Камуи Кобаяси. В конце предыдущего сезона он блеснул в составе «Тойоты» и завоевал себе место в «Заубере». Семь первых гонок сезона принесли лишь одно очко, а в Монреале японец допустил грубую ошибку уже на первом круге — он чересчур агрессивно атаковал бордю, машина взлетела и уткнулась в отбойник. Правда, после этой неудачи сезон пошёл на лад — в Валенсии и Сильверстоуне он финишировал шестым и седьмым, а под конец года выбрался на 12-ю строчку общего зачёта.
Сход Камуи Кобаяси
Фото: Reuters
Себастьян Феттель. 2011 год
На пути к своему второму чемпионскому титулу Себастьян Феттель выиграл 15 поулов и 11 Гран-при. Та победа немца является одной из самых предсказуемых в истории, а
Семь первых гонок сезона принесли лишь одно очко, а в Монреале японец допустил грубую ошибку уже на первом круге.
скучающим болельщикам оставалось развлекаться лишь периодическими ошибками Себа. Так Феттель разбивал машины в Турции, Японии и Абу-Даби, правда, все эти инциденты случились в свободных заездах. Так же произошло и в Канаде — гонщик потерял заднюю ось ещё на первом апексе шиканы и, пытаясь выровнять автомобиль, приехал в стену. Это не помешало Феттелю завоевать позже поул, однако в растянувшейся на четыре часа гонке немец допустил ошибку на финальном круге и уступил победу Дженсону Баттону.
Пастор Мальдонадо. 2012 год
С момента дебюта Пастора Мальдонадо в Формуле-1 его аварии стали своего рода мемом. В свой второй сезон в чемпионате венесуэлец одержал удивительную, но при этом уверенную и абсолютно заслуженную победу в Гран-при Испании, которая должна была стать базисом его авторитета. Но уже в следующей гонке в Монако Пастор вновь угодил в аварию, а затем врезался в Стену чемпионов в квалификации в Канаде. Мальдонадо продолжал попадать в аварии ещё в нескольких Гран-при, и победа в Барселоне постепенно забылась — теперь имя Пастора в первую очередь ассоциируется с обломками и неприятностями…