Не игрушка. Как устроен и зачем нужен гоночный симулятор
Евгений Кустов
Как устроен и зачем нужен гоночный симулятор
Комментарии
Реальных тестов в автоспорте всё меньше, зато работы на симуляторах всё больше. Чем же так полезен и насколько реален и крут симулятор?

Лихие 90-е с их неограниченной работой на гоночных трассах остались позади. Несмотря на растущие бюджеты, гоночные команды всё больше ограничены в реальных тестах, а компьютерные технологии продолжают выдвигаться на передний план. В ситуации, когда за пределами гоночного уик-энда у гонщиков всё меньше возможностей оказаться за рулём, продолжает расти роль симуляторов. То одна команда Ф-1 сообщает о доработке симулятора, то другая наконец-то получает в собственное пользование столь полезную вещь. Тем временем Nissan продолжает успешную программу, в рамках которой простые геймеры при помощи домашних симуляторов на базе PlayStation 3 и серии игр GranTurismo переквалифицируются в гонщиков высокого уровня вместе с профессиональной гоночной командой. Наконец, всё больше простых любителей автоспорта подходит к идее, что пора бы перебраться на новый уровень, сменив аркаду с джойстиком на нечто большее.

Пусть и понимаешь, что авария ненастоящая, но тело невольно дёргается в противоположную от отбойника сторону, с этим ничего не поделаешь!

В общем, давно настал момент, когда надо разобраться: а что же собой представляют те самые симуляторы? Мы говорим не о руле с двумя педалями, которые вы присоединяете дома к компьютеру или приставке, а о чём-то более серьёзном — том, что может принести пользу и профессиональному гонщику. Мы постарались разобраться на примере профессионального симулятора, разработанного компанией GameSTUL!..

Как это выглядит

…Промзона неподалёку от станции метро «Семёновская». Малоэтажное здание, перепрофилированное под офисы — с виду и не скажешь, что внутри, в одной из комнат, таятся симуляторы, на которых тренируются многие российские гонщики. Однако просим любить и жаловать – вот она, тренировочная база и одновременно место, где создаются новые симуляторы для всех желающих!

Если вы хотите получить в своё пользование самый навороченный вариант, то должны понимать: ему нужно не так мало места. Однако при желании можно заказать и что-то более миниатюрное: например, одна из моделей в сложенном виде вполне может использоваться как обычное компьютерное кресло, а затем всего за несколько секунд переходит в «боевой» режим.

Несколько секунд — и гоночное кресло готово к работе

Несколько секунд — и гоночное кресло готово к работе

В нашем «хардкорном» случае гоночное кресло установлено на специальной подвижной платформе Gordeo, перед которой расположены педали и сразу три экрана, обеспечивающие обзор «как бы из кокпита», плюс нашумевшие очки виртуальной реальности OCULUS RIFT 2, доработанные специалистами компании. Если просто гоночного кресла вам недостаточно, можно пойти по пути бывшего пилота Мировой серии «Рено» Даниила Мове: россиянин в своё время сохранил «на память» раму собственного болида Формулы «Русь», вокруг которого и построил дома симулятор.

На испытываемом нами симуляторе можно использовать несколько разных рулей, среди которых даже реплика рулевого колеса от «Феррари» Формулы-1. Переключение передач – лепестками, либо ручное, а можно и вовсе отдать его на откуп компьютеру.

Это если говорить о железе. Теперь перейдём к программной составляющей. Для тренировок в GameSTUL! используют программный симулятор Assetto Corsa — это адаптированная для игроков версия бывшего симулятора «Феррари», так что у него абсолютно гоночные корни. Программа позволяет задействовать и менять огромное количество параметров – как по настройке машины, так и по её поведению в зависимости от износа шин, количества топлива в баках или погоды. В вашем распоряжении различные трассы и типы автомобилей – то, что надо для изучения нового трека или получения прикидок по регулировкам машины. Есть возможность использовать и знаменитые rFactor и rFactor2, но, по признанию разработчиков симулятора, в настоящий момент они уже немножко устарели, хотя по-прежнему полезны.

Те самые очки OCULUS RIFT 2

Те самые очки OCULUS RIFT 2

Насколько похоже на реальность?

Что ж, самое время сесть за руль и сравнить ощущения с теми, что реально испытываешь на гоночной трассе (благо небольшой подобный опыт имеется). Отмечу, что в моём – дебютантском — случае установлен почти минимальный уровень раскачивания платформы с креслом – около 5 %. Новичку больше и не надо: а то тренировка может стремительно завершиться из-за того, что вас просто укачает.

Вообще, раньше я не очень понимал, как профессиональным гонщикам в принципе может стать плохо, хотя читал истории, что подобные проблемы возникали даже у Михаэля Шумахера. В итоге ваш автор провёл на симуляторе минут 20 — нет, потом не стало плохо, но лёгкое чувство дискомфорта действительно появилось. В целом кто-то может выдержать меньше, кто-то — больше, а кто-то вообще «неубиваемый», может держаться по несколько часов. Отчасти укачивание может быть вызвано использованием специальных очков Oculus, при которых изображение прямо на них, а не на экранах. Очки словно дополняют реальность, заставляют мозг по-другому реагировать на происходящее на трассе. Доводка Oculus только начинается, но уже очевидно, что это симуляторное будущее!

Итак, меня «выпустили» на старый «Нюрбургринг» за рулём «Лотуса» конца 80-х годов с турбомотором. Сами понимаете: проехав пару кругов, всю гигантскую трассу не выучишь, но какие-то связки и места в памяти остаются, так что со второго круга начинаешь атаковать сильнее. Турбодвигатель даёт о себе знать: на разгоне автомобиль готов сорваться в занос, нельзя слишком рано жать на газ. Несмотря на выставленные на минимум настройки, всё равно чувствуются поребрики: при проезде по ним появляется знакомая вибрация. То есть всё достаточно похоже на реальность.

Играет свою роль и шлем: когда вылетаешь с трассы, что на первых порах немудрено, объёмное изображение очень даже к месту. Пусть и понимаешь, что авария ненастоящая, но тело невольно дёргается в противоположную от отбойника сторону, с этим ничего не поделаешь! А когда разгоняешься ближе к 300 км/ч, то автомобиль становится трудно удержать на трассе: он рыскает, пытается вырваться из-под контроля. Этот момент тоже напоминает реальную обстановку.

Единственное, что не всегда точно отражено в симуляторе, это кочки и неровности асфальта, плюс меньше ощущаются перепады высот (последнее отчасти компенсируется всё теми же очками, но если просто смотреть на мониторы, то едешь по гладкой трассе). Для устранения перечисленных недостатков в Assetto Corsa используется технология лазерного сканирования трасс, позволяющая создавать максимально точную копию «живого» трека. Благодаря ей трасса буквально переносится в цифровой вид метр за метром, сохраняя все свои, даже мельчайшие, особенности.

Разные варианты рулей, включая «формульный»

Разные варианты рулей, включая «формульный»

«Многие жалуются на отсутствие физических ощущений и полагают, что ехать быстро и точно на компьютере им не позволяет именно нехватка обратной связи, — поясняет известный российский раллист Алексей Лукьянюк. — На самом деле визуальный канал даёт нам определяющий объём информации, и этого достаточно для развития новых умений и навыков. Конечно, в реальности ощущения во много раз полнее, и ехать по настоящей трассе порой даже легче, но так или иначе процесс управления машиной в основном строится на прогнозировании развития ситуаций. Если мы реагируем на физический импульс, то действуем по факту, без упреждения, а в случае визуальной оценки ситуации на основе опыта можно производить опережающие действия. Во всех видах спорта, связанных со скоростью, крайне важно уметь «смотреть вперёд», ведь мы двигаемся туда, куда направлен наш взор».

«В моём случае симулятор — хороший фитнес-тренажёр, — отметил со своей стороны пилот гоночной команды «Ниссан» Марк Шульжицкий, ставший первым россиянином в категории LMP1 «24 часов Ле-Мана». — Поработав в симуляторе час, очень сильно физически устаёшь. А вот ощущения сравнить пока невозможно. В реальности ты не всегда едешь так, как позволяешь себе на симуляторе. Реальная жизнь и реальная угроза — вот о чём нужно помнить».

Алексей Карачев. Профайл

Команда — GT Racing Team Viatti

Blancpain Sprint Series: вместе с Берндтом Шнайдером лидирует в зачёте Pro-Am Trophy.

Blancpain Endurance Series: занимает пятое место в зачёте Pro-Am Trophy.

Что это даёт

При мне за симулятором GameSTUL! Gordeo работал Алексей Карачев – гонщик, успешно выступающий в серии Blancpain за команду GT Racing Team Viatti. Алексею предстояло выступление на этапе в Сильверстоуне – трассе, которую он прежде не знал. Вот тут-то ему очень пригодился симулятор! Как вы понимаете, для начала пилот должен выучить конфигурацию круга, а уж затем можно начинать работу над настройками.

Благодаря симулятору Алексей получил в своё распоряжение виртуальную машину, максимально приближенную к её живому аналогу, установил схожий руль – и вперёд, на трассу! Один круг за другим по трассе — и в памяти уже остаются абсолютно все повороты. Ещё немного работы – и вот уже гонщик побивает виртуальный рекорд круга. Когда через несколько дней Карачев отправился на автодром, то уже точно представлял, как её необходимо проходить (естественно, всё равно на практике вносятся коррективы).

Гонщик GT Racing Team Viatti Алексей Карачев

Гонщик GT Racing Team Viatti Алексей Карачев

Так что для профессионального пилота первая роль симулятора – это именно изучение (или извлечение из памяти) трассы. Дальше уже можно работать над настройками: подвеска, развесовка, уровень атаки антикрыла и многое другое. Понятно, что на реальной трассе многое может оказаться по-другому, симулятор не может дать стопроцентного совпадения, но какую-то базу вы получите.

«Симуляторы являются частью подготовки профессиональных гонщиков, — говорит Шульжицкий. — Сегодня это один из самых эффективных инструментов выучить трассу и подготовить себя к соревнованиям. К слову, в настоящее время не только гонщики работают на симуляторах, но и команды — когда обучают своих инженеров работать с машиной и настройками».

У Лукьянюка своя версия, что ещё могут дать симуляторы: «Как правило, на них я стараюсь искать резервы в себе — компенсирую недостатки модели автомобиля своими действиями. Это сильно помогает, когда приходится пересаживаться на новый автомобиль в реальности. Так легче быстро адаптироваться и подстроиться под машину, когда нет возможности качественно её настроить. Симулятор, при правильном подходе и отношении, может заметно повысить уровень многих навыков, особенно если чередовать виртуальные гонки с реальными. Я периодически в паузах между гонками тренируюсь в Richard Burns Rally и LFS — перед Ралли Финляндии WRC обязательно буду продолжать эту добрую традицию!»

Это если говорить о пользе для профессионального спортсмена. Если же вы просто хотите гонять дома в своё удовольствие, то можете быть уверены: это самое удовольствие непременно будет получено. Плюс не забывайте, что симулятор в теории может и стать вашим пропуском в профессиональный спорт – так, как это произошло у самого Шульжицкого, который стал победителем Nissan GT Academy в том числе после успешных испытаний на симуляторах дома во Владивостоке.

Победитель российского проекта GT Academy 2012, гонщик «Ниссана» Марк Шульжицкий

Победитель российского проекта GT Academy 2012, гонщик «Ниссана» Марк Шульжицкий

Цена вопроса?

Не секрет, что гонки – один из самых дорогих видов спорта. Постоянно нужна новая техника и так далее. Ну а как с симуляторами? Очевидно, тут есть несколько уровней. Нет никакого смысла сразу покупать себе самый навороченный вариант: вдруг через день вы поймёте, что прежний азарт внезапно пропал? Бюджетный, но при этом вполне качественный симулятор обойдётся примерно в 25 тыс. рублей. Правда, это касается именно железа: могут потребоваться дополнительные аксессуары, плюс, конечно же, руль, педали и компьютерная программа, где вы и будете гоняться.

Дальше уже можно переходить на следующие уровни – 35, 40, 50 тысяч… Если же мы говорим о симуляторе, который стоит в студии GameSTUL! — том самом, с подвижной платформой, тремя мониторами, с бывшим компьютерным симулятором

После покупки симулятора у вас будет куда большее право критиковать условного Ферстаппена после его аварии.

«Феррари» и очками виртуальной реальности, — то речь может идти о цене около миллиона рублей! Ну так, извините, там и уровень уже такой, что тренируются на нём профессиональные пилоты.

Вообще важный момент: нынешний уровень развития симуляторов (мы говорим о случаях, когда используется профессиональное кресло и всё остальное, а не просто аркадные гонки) уже не позволяет называть их простыми игрушками. Раньше кто-то мог даже стесняться собственного увлечения — например, просил службу доставки привезти симулятор в момент, когда это точно не увидят соседи. Сейчас же гоночный «девайс» — уже наоборот повод для гордости. Тем более раз в теории можно не ограничиться соревнованиями с такими же симрейсерами в чемпионатах типа OSRW, но и помечтать о чём-то большем.

И уж в любом случае после покупки симулятора у вас будет куда большее право критиковать условного Ферстаппена после его аварии или давать советы Росбергу в его почти безуспешной борьбе с Хэмилтоном

Комментарии