Когда в начале 2000-х в Формуле-1 появился скромный 20-летний юноша по имени Фернандо Алонсо, мало кто на его родине обратил на это внимание. Испанцы в то время болели мотогонками — они видели многочисленные титулы Анхеля Нието, Алекс Кривилль совсем недавно выиграл титул в самом престижном классе MotoGP, теперь с ним боролись Карлос Чека и Сете Жибернау. В Формуле-1 у Испании на тот момент были лишь Марк Жене да Педро де ла Роса, выступавшие за аутсайдеров — «Минарди» и «Эрроуз».
Однако прошло около пяти лет, и ситуация кардинальным образом изменилась — испанский гонщик стал первым, кому удалось остановить чемпионскую поступь Михаэля Шумахера, страну охватил феномен «Алонсомании». Ещё через пару лет в дополнение к гонке в Барселоне Испания получила Гран-при Европы на уличной трассе в Валенсии.
Двигателем этих перемен выступил именно Алонсо — его успехи дали Испании понять, насколько увлекательным может быть автоспорт. Даже в сравнении с мотогонками.
>>> Высший пилотаж: три свершения Фернандо Алонсо
Гран-при для Испании
Большой приз Испании впервые был разыгран в 1913 году, победу в той гонке одержал местный гонщик Карлос де Саламанка, но следующей победы соотечественника испанцам пришлось ждать почти 100 лет. С появлением Формулы-1 Гран-при Испании путешествовал по городам и проходил на нескольких трассах, пока к 1991-му близ Барселоны не построили «Каталунью-Монтмело».
На первый Гран-при для новой трассы пришли 60 тыс. зрителей — неплохая цифра для прохладной по отношению к автоспорту страны. Однако в отсутствие испанских пилотов на следующий год посещаемость упала вдвое — до 28 тыс. Это был настоящий провал, и организаторам пришлось приложить немало усилий, чтобы «загнать» зрителей на трибуны.
Постепенно на гонку действительно начали приходить болельщики — уже в 1997-м Гран-при в Барселоне посетили рекордные 64 тыс. человек, а в 1999-м на трибунах собралась уже 81 тыс. поклонников автоспорта.
Фактор Алонсо
С приходом Алонсо в Формулу-1 всё изменилось. Правда, не сразу. Испанец пришёл в гонки Гран-при в 2001-м, когда на трассах второй год подряд безраздельно властвовала «Феррари». Тем не менее первая гонка Фернандо на «Каталунье»
Испанский гонщик стал первым, кому удалось остановить чемпионскую поступь Михаэля Шумахера.
поставила рекорд посещаемости — на трибуны пришла 91 тыс. человек.
Алонсо начал свой путь в скромной «Минарди», однако с самого начала было ясно, что Фернандо — долгосрочный проект. Дела испанского гонщика вёл Флавио Бриаторе, который ещё в 90-х сделал Шумахера чемпионом. Выступления Алонсо щедро оплачивал испанский телекоммуникационный гигант, и уже в 2003-м — транзитом через тест-пилоты — Фернандо сел за руль заводской «Рено». Вскоре пришла первая победа — уже в первый сезон за французскую команду испанец выиграл Гран-при Венгрии.
Победа Алонсо стала успехом всего испанского автоспорта. Уже в мае 2004-го «Каталунья Монтмело» поставила новый рекорд посещаемости — свыше 108 тыс. зрителей. На следующий год, когда Фернандо сражался за свой первый чемпионский титул, поддержать любимого пилота пришли почти 116 тыс. зрителей.
Когда в сентябре Алонсо победил Кими Райкконена и Михаэля Шумахера, гулял весь Овьедо, родной город пилота. Месяцем позже гонщик получил самую престижную спортивную награду страны — приз Принца Астурийского.
Наконец, в 2006 году на Гран-при Испании поддержать любимого пилота, защищавшего чемпионский титул, пришли свыше 130 тыс. зрителей. В тот день Алонсо стал первым со времени триумфа де Саламанки испанцем, выигравшим домашний Гран-при. Если у кого-то прежде и возникали сомнения, то теперь Фернандо точно стал национальным героем.
«Алонсомания»
Начиная с 2005 года на трассах всего мира целые сектора трибун были заняты болельщиками
В 2006 году на Гран-при Испании поддержать любимого пилота, защищавшего чемпионский титул, пришли свыше 130 тысяч зрителей.
в жёлто-синей одежде с огромными флагами Астурии. Это был идеально считываемый образ, поскольку расцветка полностью совпадала с раскраской заводских «Рено» в середине 2000-х.
Молодёжь в Испании начала с ума сходить по Фернандо, в стране начались выставки в честь гонщика. В какой-то момент даже появился новый термин — та самая «Алонсомания». Им описывали одержимых гонщиком болельщиков, не стеснявшихся дежурить возле его дома и карауливших пилота во всех гостиницах, в которых тот останавливался по ходу сезона.
В 2007 году, когда Алонсо являлся уже двукратным чемпионом мира и теперь выступал за «Макларен» — сильнейшую команду первенства, на трибуны Гран-при Испании в день гонки пришли 140 700 человек.
В то же время, заметив выдающуюся популярность новой звезды чемпионата, Берни Экклстоун подписал семилетний контракт на проведение Гран-при Европы в Валенсии. Берни всегда высказывался резко против двух гонок Формулы-1 в одной стране, и это было его вторым исключением из правила — первым ещё в 90-х стала Германия.
>>> Двадцать одно. Блэкджек по-экклстоуновски
После «Рено»
Сезон 2010 года Алонсо начал в составе «Феррари». Фернандо неоднократно повторял, что мечтает стать чемпионом в красном комбинезоне, однако после четырёх лет бесплодных попыток
Берни всегда высказывался резко против двух гонок Формулы-1 в одной стране, и это было его вторым исключением из правила.
терпение гонщика кончилось. Вернувшись в «Макларен», как бы парадоксально это ни звучало, Алонсо принял новый вызов — теперь ему предстоит вместе с «Хондой» изучать Формулу-1 заново.
«Алонсомания» со временем поутихла, однако трибуны в Барселоне по-прежнему заполнены — последние три года гонки здесь смотрят как минимум 85 тыс. зрителей. Эта цифра далека от рекорда, но она по-прежнему выше, чем посещаемость Гран-при Испании до появления Алонсо. Совсем недавно владельцы трассы продлили контракт с Экклстоуном до 2019 года.
Сам Фернандо в последнее время неоднократно говорил, что хотел бы попробовать себя в других видах автоспорта. В основном он имеет в виду гонки на выносливость и марафон «24 часа Ле-Мана». Однако это совсем не значит, что Алонсо надоела Формула-1 — он будет продолжать бороться и из последних сил толкать даже отказавший автомобиль до тех пор, пока всё-таки не сможет победить.