Заложники «Феррари». Обзор трансферного рынка Формулы-1
Дмитрий Захарченко
Комментарии
Позади половина сезона, и рынок труда Формулы-1 пришёл в движение. Главные интриги трансферного окна чемпионата — в нашем обзоре.

Пять действующих команд наверняка сохранят своих пилотов и на следующий год. У гонщиков «Лотуса», «Заубера» и «Мерседеса» уже есть контракты на 2016-й, а в «Ред Булл» и «Торо Россо» скорее всего продлят соглашения с Даниилом Квятом и Карлосом Сайнсом соответственно.

Правда, в отношении команд Дитриха Матешица на фоне грядущих перемен в его гоночной империи возможны сюрпризы. В то же время пока остаётся лишь гадать по поводу будущего «Лотуса», который, вероятно, вернётся под контроль «Рено» (кто знает, не приведёт ли это и к пересмотру уже заключённых соглашений).

А вот составы остальных шести команд ещё официально не сформированы. Во второй половине чемпионата на бирже труда могут оказаться сразу два бывших чемпиона мира, в то время как из младших серий в двери мира Гран-при стучатся молодые и очень быстрые юниоры, а благодаря новой американской команде на стартовой решётке будет парой мест больше.

Что сейчас происходит на трансферном рынке «Королевских гонок» — в нашем анализе.

>>> Формула-1. Состав команд-2016

В поисках восходящей звезды

Самое горячее место в паддоке — второй кокпит «Феррари». Кими Райкконен уже второй год подряд находится под огнём критики и в Маранелло ему ищут замену. В октябре финну

исполнится 36 лет, он является самым возрастным пилотом на сегодняшней стартовой решётке и в долгосрочной перспективе «Скудерия» едва ли на него рассчитывает.

В «Феррари» так и не воспользовались опционом на продление контракта Райкконена, но, по некоторым слухам, это решение является рычагом давления на пилота, чтобы тот согласился на меньшую зарплату. Однако Валттери Боттас, главный претендент на его место, недавно разразился комментариями о том, что не знает, где будет выступать в следующем году. И это при имеющемся у него на руках контракте с «Уильямсом» до конца 2016-го.

На данный момент именно Боттаса называют фаворитом Маурицио Арривабене. Валттери молод, голоден до побед и уже не удовлетворён уровнем «Уильямса». Тем не менее президент «Феррари» Серджио Маркионне заявил, что не будет выкупать трансфер гонщика, хотя это было бы хорошим примером эффективной работы небольших команд с молодыми пилотами.

В то же время в Маранелло рассматривают кандидатуры Даниэля Риккардо и Нико Хюлькенберга, но у первого «пуленепробиваемый» контракт с «Ред Булл», а второму мешает паспорт — едва ли в «Феррари» захотят взять двух немецких гонщиков. Так или иначе в данный момент вся Формула-1 ждёт от «Скудерии» кадровых решений, которые неизбежно повлияют на весь рынок.

>>> Ненужный чемпион. Что происходит между Райкконеном и «Феррари»?

Запасная надежда «Уильямса»

После перехода на моторы «Мерседес» британская команда воспрянула, и если Боттас всё-таки покинет Гроув, самой привлекательной окажется вакансия в «Уильямсе». Пэт Симондс не скрывает, что хотел бы сохранить Валттери в составе, но противопоставить предложению «Феррари» ему нечего.

Вся Формула-1 ждёт от «Скудерии» кадровых решений, которые неизбежно повлияют на весь рынок.

Судя по последним сообщениям из Гроува, Фелипе Масса сохранит за собой место в команде, что открывает «Уильямсу» некоторую свободу в выборе второго пилота. Однако, прежде чем вести переговоры, команде необходимо понять, какую роль должен будет сыграть гонщик, приходящий на замену Боттасу.

С одной стороны, в условиях довольно скромного бюджета «Уильямс» лишён возможности прогрессировать дальше, и с этой точки зрения наиболее логичным шагом было бы приглашение привлекательной для спонсоров звезды. Речь идёт, например, о Дженсоне Баттоне, которому, похоже, надоело в «Макларене», или даже Кими Райкконене, если финну, конечно, хватит запала ещё на один переход.

Вместе с тем опыт Боттаса демонстрирует эффективность работы с молодыми пилотами, и сейчас в Гроуве есть один перспективный парень — Алекс Линн. Как и Валттери, британец выиграл титул в GP3, но теперь, в отличие от финского коллеги, проходит школу GP2, где на его счету уже две победы.

В любом случае сейчас главный приоритет «Уильямса» — попытка сохранить Боттаса или по крайней мере выбить из «Феррари» максимум отступных за его контракт. Тем не менее даже в случае неудачного для команды развития событий у неё есть достойные альтернативы. Например, говорили про Хюлькенберга, а вот Наср уже точно останется в «Заубере».

>>> Финская дилемма. Перейдёт ли Валттери Боттас в «Феррари»?

Сейчас или никогда

Катастрофический провал «Хонды» в этом году вынуждает «Макларен» начинать всё практически с чистого листа. Место Фернандо Алонсо пока вопросов не вызывает, а вот Дженсон Баттон всё чаще позволяет себе критиковать команду и автомобиль. Это уже его шестой сезон в составе «Макларена», и, похоже, экс-чемпиону надоело страдать за Уокинг, а сама команда готова рискнуть с составом, раз уж за высокие места борьба пока всё равно не ведётся.

Главный приоритет «Уильямса» — попытка сохранить Валттери Боттаса.

В данный момент «Макларен» находится в уникальном положении — в команде переизбыток кадров. Сразу два молодых перспективных пилота парятся на скамейке запасных — Кевин Магнуссен, в активе которого опыт прошлого сезона и победа в Мировой серии «Рено», и почти безоговорочный лидер GP2 Стоффель Вандорн.

По некоторым слухам, «Макларен» уже в Бельгии может объявить о замене Баттона на Вандорна. Бельгиец выиграл в этом году четыре гонки и на всех парах летит к чемпионству в GP2. Если Стоффель завоюет титул, то в следующем году не сможет продолжать выступать в этой серии – да и какой в этом смысл? Таким образом, контракт с Вандорном нужно подписывать сейчас либо хотя бы пристраивать ему в команду калибром поменьше. Но куда? У «Хонды» других клиентов нет, так что говорить можно разве что о «Маноре», с которым «Макларен» продолжает работать.

Одновременно с этим нельзя считать, что дни Баттона в Уокинге уже точно сочтены. «Хонда» постепенно работает со своим двигателем, а опыт Дженсона будет бесценен и в следующем году, и после вступления в силу нового технического регламента. Не стоит забывать о том, что в запасе у «Макларена» есть ещё и Ник де Врис, ярко дебютировавший в Мировой серии «Рено». К Формуле-1 голландский юниор пока не готов, и до этого времени продолжение карьеры 35-летнего Баттона в том числе зависит от его собственного желания.

>>> Полгода упущенных возможностей. Главные разочарования Формулы-1

Индийский полигон

В командах средней руки в этом году мест не так много. «Лотус» и «Заубер» продлили контракты с действующими гонщиками, а кокпиты «Торо Россо» будут заняты пилотами из программы «Ред Булл». Единственным середняком, где может быть интересная вакансия, остаётся «Форс Индия».

Потеря Хюлькенберга для «Форс Индия» смертельной не будет и откроет возможности для ряда молодых пилотов, ещё не заявивших о себе.

На данный момент Виджай Маллья и Боб Фернли более чем довольны своими гонщиками. Серхио Перес, опекаемый мексиканскими спонсорами, наверняка сохранит своё место, но Нико Хюлькенберг уже долгие годы ищет себе место в топ-команде. О немце говорят в «Феррари» и «Уильямсе», и отказать им Хюлькенберг будет не в силах.

Потеря Нико для «Форс Индия» смертельной не будет и откроет возможности для ряда молодых пилотов, ещё не заявивших о себе. Претендентом на переход в эту команду называют Паскаля Верляйна, которого могут навязать вместе с моторами «Мерседес». Не секрет, что место в Формуле-1 ищет и Джолион Палмер, регулярно выступающий по пятницам за «Лотус». Действующий чемпион GP2 хорошо знает трассы и имеет большой для новичка «накат».

>>> Будущий немец «Мерседеса». Как Верляйн готовится к Формуле-1

Пилигримы из NASCAR

В следующем году в Формуле-1 дебютирует 11-я команда — «Хаас», ведомая владельцем одной из самых успешных команд NASCAR последних лет. О приходе Джина Хааса стало известно в апреле прошлого года, и разговоры о пилотах новой команды с тех пор не утихают.

«Хаас» фактически является сателлитом «Феррари» и будет выступать с итальянскими двигателями. В такой ситуации не удивительно, что в первую очередь рассматриваются кандидатуры из обоймы «Скудерии» — речь идёт об Эстебане Гутьерресе и Жане-Эрике Верне. И если последний всё чаще поглядывает в сторону IndyCar и пытается развивать отношения с «Андретти», то для мексиканца это единственный шанс вернуться в большие гонки.

В то же время в списках «Хааса» фигурирует Нико Хюлькенберг. Можно не сомневаться, что в команду-дебютанта немец готов пойти лишь от отчаяния и в надежде на последующий переход в «Феррари». Впрочем, эти три гонщика — далеко не полный список претендентов. «Мы рады рассмотреть любого действующего пилота, у которого ещё нет контракта», — признался недавно Джин Хаас. По последним данным, сейчас у американцев на карандаше пять претендентов. Кто же эти ещё двое? Так или иначе нас ещё ждёт много очень интересных слухов!

Комментарии