Близится конец сезона, и в “Макларене” по традиции встаёт вопрос: останется ли Дженсон Баттон? Ситуация сложилась так, что уже непонятно не только то, нужен ли Дженс команде, но и нужна ли команда ему. На “Чемпионате” мнения тоже разделились…
Дмитрий Захарченко: когда борозда портит коня
С Формулой-1 что-то очень сильно не так, если бывший чемпион мира перед стартом гонки говорит, что его единственным соперником будет «Манор», а управлять машиной попросту страшно.
Если «Макларен» не предоставит Вандорну место боевого пилота, подсуетится кто-то другой.
Дженсон Баттон не поднимался на подиум больше двух лет, гонщик постепенно теряет мотивацию, что неудивительно на фоне постоянных провалов «Макларена»: сначала с совсем необязательной постройкой нового шасси, затем — с моторами «Хонды».
Если сам Баттон хочет продолжить карьеру в Формуле-1, ему стоит подыскать себе другую команду, чтобы начать всё с чистого листа с новыми людьми и возможностями. Это уже шестой его сезон в Уокинге, и ровно столько он провёл в составе «БАРа» и «Хонды». Дженсону уже 35 лет, и время работает против него.
В то же время сам «Макларен», объединившись с «Хондой», оказался в тупике. Моторы не тянут, а машина чересчур капризна и нестабильна. Рон Деннис пытается сместить Ясухису Араи, чтобы обновлённый коллектив японской компании был готов хотя бы к 2017 году, ведь в следующем году ждать от японцев чуда, на которое не сподобились в «Рено», было бы слишком наивно. Время также играет и против команды.
В настоящем «Макларен» находится в положении аутсайдера и теряет деньги — в Уокинг не стучатся спонсоры, а Берни Экклстоун не очень щедр в отношении девятых команд в Кубке конструкторов. Спасать нынешний сезон уже поздно, перспективы на 2016 год довольно мрачные, и единственное, что сейчас может сделать Деннис, — начать работу на будущее. Необходимо сформировать новую команду инженеров и готовить пилотов, которые станут основой возрождения «Макларена».
В распоряжении команды несколько талантливых юниоров, включая уже имеющего опыт в Формуле-1 Кевина Магнуссена, правда, в ближайшее время сбыться мечтам датчанина наверняка не суждено — целый год он провёл без боевой практики. Ник де Врис же наоборот — слишком молод и пока неопытен. А вот Стоффель Вандорн — в самый раз. Причём за бельгийцем пристально следит та половина паддока, которая может позволить себе гонщика без спонсоров.
Вандорн на всех парах мчится к чемпионскому титулу GP2 и наверняка его завоюет. В таком случае Стоффель не сможет провести в этой серии ещё один сезон. Если «Макларен» не предоставит ему место боевого пилота, подсуетится кто-то другой. Именно так Хельмут Марко увёл Макса Ферстаппена у «Мерседеса» из-под носа.
Лишившейся спонсоров, титулов и собственного лица британской команде нужен британский чемпион.
Стоффель готов к Формуле-1, в GP2 он демонстрирует столь же высокую скорость, какой в своё время обладали Нико Хюлькенберг и Льюис Хэмилтон. Кроме того, дебют в 2016 году позволит Вандорну получить весь необходимый опыт, и в 2017-м пресса будет называть его восходящей звездой «Королевских гонок». Если же в Уокинге предпочтут не менять Баттона на переправе, возникнет вопрос: зачем вообще «Макларену» программа поддержки пилотов?
Иван Матушкин: старикам везде у нас почёт
“Макларен” входил в нынешний сезон, возможно, с сильнейшей парой пилотов. Да, титулов у них было поменьше, чем у парней из “Феррари”, но вот опыта, умения работать над машиной, тактической выучки — пара дополнительных грузовиков в караване техслужб “Макларена”. Вот только так вышло, что работать не над чем.
Баттон проводит третий плохой сезон подряд. И не по своей вине. Тем не менее причин оставить его в Уокинге хватает. Первая — элементарная порядочность. Если в Стране восходящего солнца всё-таки взойдёт по весне приличный мотор, то Баттон первый, кто должен воспользоваться им. Столько натерпевшийся от команды чемпион мира заслужил это. Выгнать его — как сменить верную жену, случайно выиграв миллион в лотерею. Позволить себе можно, но достоинство от асфальта отскребать придётся долго.
Вторая причина — традиции. Когда в Формуле-1 выступают школьники, классические трассы сменяются азиатскими близняшками имени Тильке, а уже почти классические команды живут впроголодь (привет, Мониша), традиции особенно важны. Лишившейся спонсоров, титулов и собственного лица британской команде нужен британский чемпион в составе. И желательно тот, который не танцует тверк. В конце концов, традиции — это так по-британски.
Третья причина (наконец-то!) — гоночная. Дженсон просто блестящий пилот. Даже сейчас он ничем не уступает чемпиону мира по потерянным титулам из соседней машины. Возможно, Баттон не сравнится с Феттелем или Хэмилтоном. Но послушайте, Дженсон никогда и не был королём реакции и мастером атакующего манёвра. Его класс в блестящей выучке, аккуратности, тактическом гении, наконец. А эти качества с годами не уходят.
Причина №4 — пара с Алонсо. Представьте, что у “Макларена” опять не получится. После всех этих лет уже не сложно, правда? Так вот, кому охота смотреть на барахтанья Алонсо с Магнуссеном или Вандорном в начале второй десятки? А наличие в кокпитах двух чемпионов добавляет сюда красок. Это уже не упадок, это декаданс.
И пятая причина, моя любимая — розовый шлем. Человек, который выезжает на трассу в розовом шлеме, обязан остаться в Ф-1. А ни в какой “Манор” Баттон не пойдёт. Так что руки прочь от Дженса!