Показать ещё Все новости
Местное время: испорченный юбилей Сенны в Мехико
Виталий Крысанов
Гран-при Мексики-1990
Комментарии
Перед первым после долгого перерыва Гран-при Мексики вспоминаем, как Айртон Сенна потерял победу в Мехико в 90-м из-за прокола колеса.

Сезон-1990 Айртон Сенна начинал, будучи в сильно натянутых отношениях с ФИА. За критику в адрес тогдашнего президента федерации Жана-Мари Балестра у бразильца отобрали гоночную лицензию, вернув ему «права» лишь после публичных извинений незадолго до старта чемпионата. Так что Сенна горел желанием поквитаться не только со своим бывшим напарником Аленом Простом, ушедшим с титулом в «Феррари», но и с лишившими его в концовке прошлого сезона шансов на борьбу с французом чиновниками.

Лидер «Макларена» стартовал очень резво, одержав в первых пяти гонках три победы, и на шестой этап сезона в Мексику приехал лидером чемпионата, имея в своём активе 31 очко. Прост, занимавший с 14 очками третью строчку в личном зачёте, ответил лишь одним уколом, зато прямо в сердце Айртона – действующий чемпион выиграл гонку на «Интерлагосе», родной для бразильца трассе.

Предстоящий Гран-при Мексики являлся для Сенны особенным: для бразильца это был 100-й старт в Ф-1, и в качестве подарка самому себе он, разумеется, хотел одержать убедительную победу. Тем более что в прошлом году первым финишную черту в Мехико пересёк именно Айртон. А первые результаты уик-энда лишь укрепили его уверенность в себе.

Гран-при Мексики-1990

Гран-при Мексики-1990

Фото: Honda

Пятничную квалификацию, в которой пилоты лишь готовили почву к субботней сессии (если, конечно, в субботу в дело не вмешивалась погода – как это случилось на старте сезона в Финиксе), выиграл партнёр Сенны по «Макларену» Герхард Бергер, на семь десятых опередивший показавшего лучшие секунды в первой тренировке Найджела Мэнселла на «Феррари». Лидер сезона стал четвёртым, в то время как его самый принципиальный соперник расположился на довольно скромном 10-м месте, уступив победителю более двух секунд.

Отчасти неудача Проста объяснялась тем, что его программа оказалась сокращённой: по ходу сессии француза развернуло, болид заглох, а постороннюю помощь как раз тогда запретили. Но вторая тренировка, в которой Ален показал лишь 12-е время, подтвердила довольно слабый квалификационный темп чемпиона.

А вот пятничная скорость Бергера оказалась столь высокой, что во второй квалификации дотянуться до результата австрийца не удалось никому, несмотря на благоприятные для этого условия. Победителем субботы стал Риккардо Патрезе из «Уильямса», в последний момент опередивший Сенну, – в общем протоколе он занял вторую строчку. Бразилец же после четырёх поул-позиций кряду не попал даже на первый ряд, показав итоговое третье время. А Прост, пусть и улучшил свой пятничный результат на четверть секунды, расположился лишь на 13-м месте – эта квалификация стала для него худшей за несколько последних лет!

На уорм-апе в воскресенье с утра протокол вновь возглавил Бергер, на одну десятую опередив Сенну. Прибавил и Прост, показавший восьмое время – в секунде от пары «Макларенов». А главным героем разминки стал бродячий пёс, неизвестно как оказавшийся на трассе в самый разгар сессии. Чтобы выпроводить непрошенного гостя с автодрома, пришлось даже останавливать заезд красным флагом.

Перед стартом настроение в «Макларене» было праздничным.

Команда приготовила для Сенны огромный торт – часть которого практически сразу после вручения была торжественно размазана по лицу юбиляра. Все ждали от Айртона только победы, а ещё лучше – дубля в компании Бергера.

Лидерство в гонке бразилец захватил уже на первых метрах дистанции: обладателя поула он опередил на старте, а к концу первого круга сломил и сопротивление Патрезе. Итальянца вскоре прошёл и Бергер, и два «Макларена» начали отрываться от соперников. Но здорово начал гонку и Прост, за дюжину кругов совершивший шесть обгонов. Когда же на 13-м круге в боксы свернул Бергер, вынужденный совершить пит-стоп из-за проблем с левой передней шиной, пилот «Феррари» обнаружил себя в очковой зоне.

Сенна же создал себе неплохой задел, уехав от преследователей на 15 секунд. Любопытно, что этот рывок остался вне поля зрения телекамер: режиссёр трансляции спутал с лидирующим «Маклареном» красно-белый «Эрроуз» Микеле Альборето, шедший на 15-й позиции, и достаточно долго внимание было сосредоточено на ничего не подозревавшем итальянце.

Но Прост, у «Феррари» которого было минимум прижимной силы, и не думал сдаваться. Француз последовательно опередил Патрезе, Тьерри Бутсена, Нельсона Пике и, наконец, своего напарника Мэнселла – тот замешкался при обгоне кругового. Действующий чемпион добрался до второго места как раз в тот момент, когда лидер гонки внезапно стал терять темп.

«Кругов за 25 до конца я вдруг почувствовал, что машина становится нестабильной, и я подумал, что проблема в шине. Я запросил пит-стоп по радио, но в первый раз они меня не услышали, так что я проехал ещё один круг и повторил свой запрос. Но мне было сказано оставаться на трассе; частично это моя вина, что я не взял инициативу в свои руки и не принял решение заехать самостоятельно», – сказал Сенна после финиша.

На командном мостике «Макларена», услышав о проблемах с резиной, рассудили, что лучше потерять победу, но финишировать вторым или третьим, чем под конец гонки ехать на пит-стоп и в последнюю минуту вырывать подиум с боем. Но проблема была не в износе – как выяснится уже после финиша, у Айртона был медленный прокол.

За 10 кругов до финиша Прост догнал Сенну, и шансов в этой борьбе у бразильца не было – бывший напарник легко вышел вперёд. Следом то же самое сделал и Мэнселл, а ещё через несколько поворотов правая задняя шина «Макларена» лопнула. На трёх колёсах Айртон добрался до боксов, но повреждения машины оказались слишком серьёзными, и гонщик был вынужден сойти.

Последние же круги гонки запомнились сражением Мэнселла и Бергера за второе место, кульминацией которого стал невероятный обгон по внешнему радиусу в быстром последнем повороте. После ошибки Найджела «Макларен» обладателя поул-позиции оказался впереди «Феррари» англичанина, но тот решился на смелый манёвр, вошедший в историю. «Я закрыл глаза», — шутил после финиша Мэнселл.

Ну а Прост, во второй раз в карьере выиграв Гран-при Мексики (помимо него больше одного раза в Мехико удалось победить лишь Джиму Кларку), вернулся в чемпионскую гонку – после трёх побед кряду он даже захватил лидерство, но закончилось всё не менее памятным, чем в 89-м, столкновением с Сенной на «Сузуке» и итоговой победой бразильца.

Комментарии