«Шумахер — безжалостный и жестокий гонщик. Он всё сделает ради победы, — прокомментировал коронацию нового чемпиона Формулы-1 Берни Экклстоун. — Если он может жить с тем, что сделал, ну и пусть». Шумахеру было 25 лет, он стоял, облокотившись на отбойник, и смотрел на трассу. Найджел Мэнселл проехал мимо, затем ещё раз. А вот Деймона Хилла всё не было.
Диктор на автодроме объявил, что «Уильямс» британца сошёл с дистанции, у него разбита подвеска. Михаэль Шумахер автоматически стал чемпионом мира. «Невероятное чувство», — заявил немец, добравшись до паддока. За последний час Шумахер
Берни Экклстоун: Шумахер — безжалостный и жестокий гонщик. Он всё сделает ради победы.
успел навсегда попрощаться с чемпионством, вывести из строя две машины, свою и чужую, и всё-таки отстоять вожделенный титул — первый в его долгой и успешной карьере. Но тот Гран-при Австралии, состоявшийся 13 ноября, остался вечным чёрным пятном на его репутации.
>>> История падения. Шумахер и его возвращение к жизни
Фол последней надежды
К старту финальной гонки Шумахера и Хилла разделяло лишь одно очко — титул доставался победителю Гран-при. Два претендента вырвались вперёд с начала (обладатель поула Мэнселл словно и не стремился остаться впереди), к 17-му кругу шедший третьим Хаккинен отстал от них уже на полминуты. Михаэль держался впереди, но Деймон не отпускал соперника дальше, чем на три секунды, время от времени сокращая разрыв до минимума.
Статус-кво держался до 36 круга, когда Шумахер допустил ошибку и вылетел в пятом повороте. «Бенеттон» немца пропахал по траве и приехал в отбойник. Удар прошёлся по касательной, но получился довольно сильным. Шумахер вырулил обратно на асфальт и продолжил движение. Подвеска была повреждена, машина плохо слушалась руля и до финиша не добралась бы. Михаэль мысленно попрощался с победой в чемпионате.
«Я видел, как „Бенеттон“ возвращается на трассу с обочины. Я подумал, что в этом месте может быть скользко, но был уверен, что у него всё в порядке с машиной», — вспоминал позже Хилл. Британец увидел, что соперник потерял темп, и бросился внутрь шестого поворота.
Увидев в зеркалах накатывающий «Уильямс», Шумахер дёрнул руль вправо и бросился в сторону Хилла. «Бенеттон» немца пошёл наперерез сопернику, врезался в переднее левое колесо «Уильямса», после чего машину Михаэля отбросило в сторону – дело чуть не дошло до переворота. Добитая машина уже не шевелилась, и Михаэль покинул кокпит.
Хилл поехал дальше, но и “Уильямс” этой стычки не выдержал. Деймон свернул на пит-лейн, где механики осмотрели подвеску и развели руками: быстрый ремонт невозможен. Борьба была окончена, Шумахер с преимуществом в одно очко стал чемпионом — первым действующим титулованным пилотом с момента гибели Айртона Сенны.
Когда ФИА бессильна
«Я вообще не понимаю, зачем он пошёл меня обгонять, — заявил по следам инцидента Шумахер. — Там не было места для двух машин». Пока Михаэль вместе с «Бенеттоном» праздновал, судьи изучали запись столкновения.
Мнения разделились. Известный комментатор Марри Уокер не верил, что немец может пойти на столь сомнительный шаг — намеренно вынести с трассы соперника в борьбе за титул. Не говоря уже о моральной
Михаэль Шумахер: Я вообще не понимаю, зачем он пошёл меня обгонять.
стороне вопроса — такое поведение могло бы бросить тень на престиж Формулы-1 в целом.
«Мы в „Уильямсе“ были на сто процентов уверены, что Шумахер повёл себя неспортивно, — вспоминает Патрик Хэд, тогда занимавший пост технического директора команды. — Шумахер уже съезжал с трассы, когда увидел, что Дэймон собирается его обогнать, и лишь тогда повернул в его сторону».
В команде обсуждали возможность подачи протеста, но отказались от этой идеи. Фрэнк Уильямс счёл неэтичным оспаривать чемпионство, которое должно было достаться Айртону Сенне.
«1994 год был для нас ужасным — на одной из наших машин погиб Айртон, — продолжает Хэд. — Мы не думали, что для Дэймона было бы правильным стать чемпионом в такой год, особенно через суд. Произойди это в любое другое время или если бы Айртон умер не в нашем автомобиле, мы бы обязательно что-то предприняли».
Без официального протеста со стороны «Уильямса» ФИА поделать ничего не могла. По ходу всего сезона стычки «Бенеттона» с федерацией не покидали страницы прессы, и это было не лучшей рекламой для спорта. На команду Флавио Бриаторе наложили множество штрафов, некоторые из которых выглядели явным перебором. Оспаривать чемпионский титул без открытой поддержки кого-то из противников “Бенеттона” федерация не посмела.
>>> По ту сторону правил. Как в ФИА пытались победить Шумахера
Многие настаивали, что Шумахер должен быть наказан, а чемпионства достоин Хилл. Их столкновение сравнивали со сражениями Проста и Сенны, но те события стали результатом личного противостояния, да и техника у обоих была целой, в то время как Шумахер
В финальной гонке сезона-1997 Шумахер попытался повторить свой манёвр.
уже был на грани схода.
Сам Хилл долгие годы хранил молчание, несмотря на то что Шумахер пытался возложить всю вину за инцидент на него. Лишь несколько лет назад британец признался, что считает аварию в Аделаиде спровоцированной немцем.
Так или иначе, протоколы гонки остались в силе. «Уильямс» за счёт победы Мэнселла завоевал Кубок конструкторов, а чемпионом мира остался Шумахер. Годом позже немец оказался на голову выше Хилла и досрочно завоевал второе чемпионство подряд, поставив точку в своём сражении с британцем.
>>> Последняя атака Хилла. Как Шумахер выиграл второй титул
Признак Михаэля
Столкновение на Гран-при Австралии 1994 года получило новое прочтение тремя годами позже. В финальной гонке сезона-1997 Шумахер попытался повторить свой манёвр, но теперь в
отношении Жака Вильнёва. На этот раз немец не рассчитал атаку — он, как и в Австралии, сошёл, а «Уильямс» — на сей раз получивший удар не в колесо, а в понтон — до финиша дотянул, и четырёх очков за третье место вполне хватило для победы Вильнёва в чемпионате.
Тогда ФИА не спустила Шумахеру его выходки. В федерации лишили Михаэля всех очков, набранных в сезоне, и лишили второго места в чемпионате. Сложно сказать, как сильно по немцу ударило лишение вице-чемпионского звания. Критики также припоминают Шумахеру «Раскассгейт», когда немец в Монако-2006 заблокировал трассу, пытаясь помешать Алонсо превзойти его время в квалификации.
Но эти инциденты уже никого не удивляли — Михаэль ещё в Аделаиде в 1994-м показал, что готов переступать границы ради победы, и эта черта стала одной из определяющих во всей карьере великого чемпиона. Именно в этот день, на 36-м круге Гран-при Австралии, появился Шумахер, каким мы его знаем.