Двигатель катастрофы. Как турбомоторы губят Формулу-1
Дмитрий Захарченко
Формула-1
Комментарии
Почему новые технологии едва не привели к краху Формулы-1, и смогут ли альтернативные моторы решить главные проблемы «Королевских гонок»?

В Формуле-1 сейчас говорят только о двигателях. В последние два года силовые установки стали решающим фактором в расстановке на стартовой решётке, ключевым элементом политики и экономики мира Гран-при и грозят привести к самому серьёзному кризису за последнее время.

«Я считаю, Формуле-1 необходимо пересмотреть свою бизнес-модель. У спорта — у команд, у промоутров — так много проблем, что уже неясно, к чему всё идёт, — признался на днях Федерико Гастальди, заместитель руководителя «Лотуса», который едва сводит концы с концами. — Я знаю, мистер Экклстоун и ФИА стараются всё изменить, я знаю, что работать с командами сообща очень непросто», — заключает он.

Французская компания требовала, чтобы «Королевские гонки» перешли на моторы, схожие с теми, что продаются в автосалонах.

С приходом новых моторов маленькие команды стали ещё меньше, а отрывы лидеров — больше. «Лотус», «Заубер» и «Манор» балансируют на грани коллапса, во многих странах на трибуны приходит всё меньше зрителей. Попытаемся разобраться, как так получилось и что будет с Формулой-1 дальше.

Материалы по теме
«Нас кинули». Как Америка вернула и (почти) потеряла Формулу-1
«Нас кинули». Как Америка вернула и (почти) потеряла Формулу-1

Зелёный свет

Федерация с большим скрипом утвердила поправки в технический регламент летом 2011 года. «Мерседес» и «Феррари» вместе с Берни Экклстоуном воспользовались правом вето, однако смогли отвоевать лишь два цилиндра. Реформы обещали быть масштабными — Формула-1 станет более экологичной и поспособствует развитию автомобильной индустрии.

Нововведения активно поддерживала «Рено». Французская компания требовала, чтобы «Королевские гонки» перешли на моторы, схожие с теми, что продаются в автосалонах. Представители марки заявили, что двигатели V8 им неинтересны и, если правила не будут изменены, «Рено» покинет чемпионат.

«Феррари» и «Мерседес» поначалу протестовали против изменений и смогли добиться некоторых послаблений. ФИА, например, предлагала на пит-лейн приводить машины только за счёт электрической тяги, но производители сказали, что это слишком дорого. В конце концов, реформы получили зелёный свет, и все три поставщика вынуждены были смириться.

Берни Экклстоун, тем временем, до последнего призывал отказаться от всей этой затеи. Он уже побывал на базах «Феррари» и «Мерседеса», он знал, что «серебряные стрелы» добились намного большего, и понимал, к какому доминированию такая разница может привести. Берни с самого начала говорил, что с новыми моторами машины потеряют старый звук, а гонки лишатся важной части своего очарования, но промоутера не слушали. «Подобные опасения — это лицемерие, часть борьбы за власть, — писал Марк Хьюз в британском Autosport. — В 1980-х годах турбомоторы отлично звучали».

Экклстоун также беспокоился о независимых командах, за счёт которых в итоге и должны были появиться новые моторы. 8-цилиндровые атмосферные установки они могли купить за 5-8 млн евро, но стоимость новых по самым скромным оценкам достигла отметки в 20 млн. Предполагалось, что будет доступна более дешёвая — 14 млн — альтернатива от Крэйга Поллока, но независимый проект PURE так и не поддержали.

«Если мы хотим, чтобы в Формулу-1 приходили новые производители, то как мы им объясним необходимость строить устаревшие V8? — риторически вопрошал тогдашний руководитель «Мерседес Моторспорт» Норберт Хауг. — Да, первые пять лет моторы будут немного дороже, но затем цены снизятся». Чтобы снизить стоимость силовых установок, в федерации ограничили возможности доработки моторов.

Машины будут оцениваться по двойным стандартам.

Ошибки системы

На практике у разработанной ФИА программы выявилось множество фатальных ошибок. Командам новые двигатели обходятся в 30 млн евро, что втрое превышает суммы прежних контрактов. Из-за ограничений на доработку силовых установок у команд немного шансов сократить отставание от доминирующего «Мерседеса», а одной из главных проблем инженеры, журналисты и болельщики называют слишком тихий звук двигателя…

«Я не понимаю, в чём здесь смысл. Если производители и так тратят на эти моторы гигантские суммы, почему не дать им исправить то, что очевидно в этом нуждается? — спрашивает экс-пилот Формулы-1 и эксперт Стефан Йоханссон. — Ты можешь привозить по 500 обновлений аэродинамического пакета, но двигатель трогать нельзя».

С момента введения новых двигателей на трассе доминируют заводские «Мерседесы». Немецкие моторы на голову опережают все остальные, в то время как у их соперников есть лишь несколько «жетонов» на доработку определённых компонентов омологированной установки.

В межсезонье «Феррари» удалось добиться значительного прогресса, но постоянным претендентом на победу «Скудерия» стать так и не смогла. «Рено», несмотря на использование 11 «жетонов», откатывается всё дальше: обновлённый двигатель оказался менее мощным, чем прежняя версия.

И в то же время эти двигатели слишком дорогие для независимых команд. «Лотус», и без того испытывавший финансовые проблемы, оказался на грани исчезновения, в «Заубере» могут позволить себе лишь рента-драйверов, а «Манор» существует лишь на честном слове. Не удалось добиться успехов и в привлечении в спорт новых производителей. Новым партнёром Уокинга стала «Хонда», но её мучения лишь отпугивают других потенциальных участников — ни «Фольксваген», ни «Тойота» в Формулу-1 так и не захотели.

Материалы по теме
«Алонсо и Баттон могут лишь смеяться». СМИ — о Гран-при Бразилии
«Алонсо и Баттон могут лишь смеяться». СМИ — о Гран-при Бразилии

Чрезвычайный план Берни

Когда в начале 2015 года надежды на борьбу «Феррари» за чемпионство и прогресс «Рено» рухнули, стало ясно, что Формуле-1 необходимы перемены. Перед чемпионатом нависла угроза сокращения участников до шести команд — только это заставило стороны сесть за стол переговоров и начать хоть какие-то обсуждения.

Берни Экклстоун и ФИА в целях сокращения расходов на моторы предложили командам клиентские двигатели — построенные по иным правилам, дешёвые, они позволят сражаться на конкурентоспособном уровне. Их поддерживает «Ред Булл», который после разрыва с «Рено» оказался в меньшинстве.

Нынешние производители против введения клиентских моторов. Это правило приведёт к переходу к двойному регламенту, что нарушит спортивный принцип — машины будут оцениваться по двойным стандартам. «Мерседес», «Феррари» и «Рено» не хотят, чтобы кому-то удалось с меньшими затратами добиться сравнимых успехов. Немаловажно, что с появлением альтернативных силовых установок производители потеряют часть клиентов.

Ilmor и AER уже подали заявки на участие в тендере ФИА, в то время как представители «Косуорта» не заинтересовались этой возможностью. «Это себя не окупит. Одна только разработка обойдётся около 30 млн евро, и это ещё не все затраты, — говорит совладелец компании Кевин Калховен. — Мы вежливо отказались от прекрасной возможности потерять деньги».

Против идеи высказывается и Мониша Кальтенборн, команду которой альтернативные моторы должны спасти. «Уравнять силы будет очень трудно. Сначала вы начнёте играть с весом машин, затем с подачей топлива, потом с топливом, начнёте дозаправки, — говорит руководитель «Заубера». — Главная проблема — слишком дорогие двигатели, необходимо сосредоточиться на ней».

Перспектива-2017

В дни Гран-при Великобритании Стратегическая группа команд Формулы-1, Берни Экклстоун и ФИА выпустили заявление о новых изменениях в техническом регламенте.

Против идеи высказывается и Мониша Кальтенборн, команду которой альтернативные моторы должны спасти.

С 2017 года машины должны стать громче, агрессивнее и быстрее.

Одной из главных идей называют увеличение роли аэродинамики. Так более широкое днище сможет генерировать больше прижимной силы, снизив влияние антикрыльев. Возможно, это даже поможет увеличить количество обгонов. Предполагается также прибавить резины. Пол Хембри утверждает, что лишь за счёт конструкции шин времена на круге могут сократиться на четыре секунды.

Но до сих пор неясно, каким станет будущий регламент. О переходе на турбированные V6 федерация официально объявила за два с половиной года до их первой гонки, тем не менее производители подготовиться не успели. До старта сезона-2017 остаётся ещё меньше времени, и никто пока точно не знает, каким он должен быть…

Комментарии