Победы, поул-позишн, лучшие круги…
Льюис Хэмилтон собрал все «оскары» минувшего сезона: трёхкратный чемпион мира одержал 10 побед, выиграл 11 поул-позиций, восемь раз записывал на свой счёт лучший круг в гонке. Англичанин 18 раз стартовал с первого ряда (исключение – Сингапур) и 17 раз поднимался на подиум. Хэмилтон лидировал в 17 гонках сезона и провёл во главе пелотона в общей сложности 587 кругов.
Достижения его напарника Нико Росберга скромнее: шесть побед, семь поулов и пять быстрейших кругов. 15 раз он уходил в бой с первого ряда стартовой решётки, 15 раз финишировал на подиуме – компанию немцу при этом неизменно составлял Льюис. На счету Росберга 349 кругов лидирования в 14 гонках.
В середине сезона Хэмилтон выдал фантастическую серию из семи поул-позишн подряд (Монако – Италия), но в концовке чемпионата Росберг ответил шестью выигранными квалификациями кряду (Япония – Абу-Даби). В гонках же напарники обменялись сериями из трёх побед: Льюис финишировал первым в Японии, России и США, Нико – в Мексике, Бразилии и Абу-Даби.
Фото: Reuters
Три победы в 2015-м одержал Себастьян Феттель. На счету немца также одна поул-позиция и один лучший круг. Гонщик «Феррари» лишь три раза стартовал из первого ряда, зато целых 13 раз поднимался на подиум. Возглавлял пелотон Феттель на протяжении 176 кругов.
Призовое шампанское трижды открывал Кими Райкконен, по два раза – Фелипе Масса, Даниэль Риккардо и Валттери Боттас, по одному – Даниил Квят, Ромен Грожан и Серхио Перес. Райкконен и Риккардо также по разу стартовали с первого ряда, а также проехали на двоих пять быстрейших кругов – три у финна, два у австралийца.
В лидерах помимо трёх пилотов, выигрывавших гонки, отметились ещё четверо: Масса, Райкконен, Риккардо и Боттас, причём Кими растянул свои 10 кругов удовольствия аж на четыре гонки.
Пройденная дистанция и сходы
Наибольшую дистанцию в гонках преодолел Феттель – 1 127 кругов. Гонщик «Феррари» на четыре круга опередил Переса и на семь – Хэмилтона. Далее
расположились Росберг (1 100), Риккардо и Масса (по 1 080) и Фелипе Наср (1 070) – бразилец стал лучшим из новичков по этому показателю. Квят занял девятую строчку, проехав на 53 круга меньше (средняя дистанция одной гонки), чем его напарник, и всего на два «витка» опередив Макса Ферстаппена.
Дженсон Баттон с 928 кругами приехал на 14-е место – гонщик «Макларена» не так и много уступил Райкконену (964), а Нико Хюлькенберга и обоих пилотов «Лотуса» и вовсе оставил позади. Фернандо Алонсо же (770) смог одолеть лишь деливших одну машину Роберто Мери и Александера Росси, которые на двоих умудрились проехать аж 1 039 кругов!
Лидером по количеству сходов с дистанции стал Пастор Мальдонадо, девять раз не добравшийся до финишной черты (в шести случаях – в результате аварий). Семь «холостых выстрелов» у Алонсо (шесть из которых – из-за разнообразных проблем с машиной) и у Карлоса Сайнса, шесть – у Баттона, Хюлькенберга и Грожана, пять – у Райкконена. А вот гонщики «Манора» на троих сообразили всего три схода – правда, ещё три старта на старте сезона они вовсе пропустили.
Части двигателя
Самый популярный силовой агрегат – «Мерседес» – оказался ещё и самым надёжным: ни одного штрафного блока за сезон. Более того, сразу на шести машинах даже не были израсходованы все доступные компоненты мотора. 14 штрафных блоков использовали клиенты «Феррари», причём «Заубер» уложился в лимит, став единственной командой не на «Мерседесе», не получившей ни одного наказания за перерасход.
«Рено» набрала на четыре свои машины 34 дополнительных компонента (Риккардо досталось 12 блоков, Квяту – девять). «Хонда» же перемахнула через все мыслимые и немыслимые планки: 59 лишних блоков (формально – 61, но по одному мотору «Макларенам» уже по ходу сезона досталось в подарок) на две машины.
Дуэли напарников в квалификациях и гонках
Сокрушительные победы над напарниками в квалификациях одержали Грожан и Феттель – француз отдал лишь три «гейма» из 19, немец – четыре. С запасом стали лучшими в своих парах Хэмилтон и Риккардо (по 12 локальных побед), чуть скромнее преимущество Боттаса и Хюлькенберга (по 11). Сражение же двух чемпионов мира в «Макларене» закончилось в пользу Алонсо (10:8), но свой единственный поединок против Кевина Магнуссена Баттон выиграл.
В «Маноре» Росси удалось победить Уилла Стивенса, который в свою очередь выиграл дуэль у Мери. В двух парах итоговый перевес минимален: Ферстаппен оказался немного быстрее Сайнса, Наср – Маркуса Эрикссона. Обратим внимание, что в случае с Максом исход сражения решил штраф напарника в квалификации в Монако, когда Сайнс не заехал на обязательное взвешивание. Так как это была ошибка пилота, мы засчитали квалификационнную победу голландцу, хотя в официальной статистике FOM счёт 10:9 в пользу испанца.
При подсчёте воскресных «голосов» мы учитывали только те гонки, в которых клетчатый флаг увидели оба дуэлянта. Наибольшее количество совместных финишей – 17 – набралось у гонщиков «Мерседеса», итоговый счёт в этой паре – 11:6 в пользу Льюиса. 15 раз вместе финишировали два «Уильямса» (в Абу-Даби Масса вырвал победу – 8:7), по 14 – Риккардо и Квят (6:8), Феттель и Райкконен (10:4), Эрикссон и Наср (6:8) и… пилоты «Манора». Отметим, что Росси и здесь оказался впереди Стивенса (3:1), дуэль которого с Мери победителя не выявила.
13 дублей у «Форс Индия» (7:6 в пользу Хюлькенберга), 10 – у «Торо Россо» (5:5), и даже у «Макларена» двойных финишей набралось девять (в концовке чемпионата дуэль выиграл Баттон – 5:4). А вот «Лотус» в полном составе финишировал лишь в семи гонках минувшего сезона, и в пяти случаях Грожан был впереди напарника.
Чемпионат по классической системе начисления очков
По схеме «10-6-4-3-2-1» у Хэмилтона было бы 141 очко – на три меньше, чем набрал Михаэль Шумахер за 17 гонок в 2002-м, в последний год использования этой очковой системы. Росберг уступил бы чемпиону 28 зачётных баллов (эквивалент трёх «старых» побед), в то время как сейчас он проиграл 59 (две победы и пятое место). А Риккардо понадобился бы лишний финиш пятым, чтобы опередить по итогам сезона Квята – по меркам 2015-го австралийцу хватило бы восьмого места.
Изменения начинаются с 10 строчки: на две позиции вверх благодаря двум финишам в шаге от подиума поднялся бы Ферстаппен, а Хюлькенберг потерял бы аж три места, обменяв свои 58 очков на… всего-навсего три! По одной позиции выиграли бы Наср и Баттон, а Алонсо опередил бы напарника по «Макларену», совершив прыжок на три места вперёд в итоговой таблице.
Ещё три гонщика все свои очки набрали мелочью, финишами на 7-10-м местах, а потому остались вовсе без зачётных баллов по классической системе. Пропали с радаров Мальдонадо, Сайнс и Эрикссон, заработавшие в минувшем сезоне 27, 18 и 9 очков соответственно.