Цели
Закончив чемпионат 2014 года без побед и всего с двумя подиумами, «Макларен» намеревался наверстать упущенное. Легендарная британская команда планировала выбраться из затяжного пике, собрав воедино сразу несколько моментов: на командный мостик вернулся Рон Деннис, напарником британца Дженсона Баттона стал испанец Фернандо Алонсо, а поставщиком моторов, возродив прославленный союз, стала японская «Хонда».
Естественно, речь шла о борьбе за победы, как минимум за подиумы – иное казалось бы просто кощунственным, учитывая все слагаемые. Правда, многие после прошлогодних проблем «Феррари» и «Рено» понимали: сходу создать достойный двигатель будет нелегко.
Гран-при Венгрии стал единственным этапом Формулы-1 в прошедшем году, где оба «Макларена» пришли под клетчатый флаг в топ-10.
И в итоге вышло так, что даже двух чемпионов мира в культовой команде оказалось недостаточно для того, чтобы просто добираться до финиша, не говоря уж об очковой зоне…
Резюме
Именно к славным временам доминирования «Макларен-Хонда» готовил всех болельщиков коллектив, выпуская соответствующие видеоролики и упоминая в интервью годы успеха. Однако реинкарнация знаменитого тандема вышла не по тому сценарию, к которому готовились в Уокинге. Да, «Макларен-Хонда» вернулась в Формулу-1, но камбэк получился в стиле первого пришествия японских моторостроителей, ведь ставшие легендарными победы пришли далеко не сразу.
В итоге в сезоне-2015 у «Макларена» нет ни побед, ни подиумов, всего шесть (!!!) финишей в топ-10 на двоих пилотов, лучший результат – пятое место, лишь восемь раз оба болида McLaren-Honda MP4/30 увидели клетчатый флаг и только однажды Баттон и Алонсо сумели вдвоём набрать очки в гонке.
Дженсон и Фернандо проявляли просто чудеса выдержки, хотя у обоих недовольство прорывалось наружу – если британец высказывал свои претензии относительно тактично, то испанец не стеснялся ни в выражениях, ни в выборе момента и способа для их проявления. Шутка про «мотор для GP2» на домашнем для «Хонды» Гран-при Японии на «Сузуке», реплика про «отличное чувство юмора» в ответ на приказ бороться с «Уильямсом» и, конечно, солнечные ванны на «Интерлагосе» и «Макларен» на человеческой тяге в Венгрии – поводов для зубоскальства недругов и переживания поклонников британский коллектив обеспечил в достатке.
Предсезонные тесты были запороты невысокой надёжностью силовой установки Honda RA615H Hybrid и загадочной аварией в Барселоне. Сам сезон отмечен феноменальным штрафом в 320 потерянных за сезон мест на два болида «Макларена» – пока все (!) команды с моторами «Мерседес» уложились в лимит четырёх моторов на сезон, «Макларен» десятками коллекционировал штрафные позиции от этапа к этапу, а порой даже за один уик-энд неоднократно менял компоненты двигателя. Частые поломки, общее отставание по характеристикам сделали «Хонду» антигероем возродившегося союза, а «Макларен» погрузился в ещё больший кризис.
Весь год из Уокинга доносились вести о работающих обновлениях машины, приближении к конкурентам и так далее, но итог неизменен: сезон-2015 для британской команды провален. И даже толком 19 Гран-при использовать в качестве тестов не удалось. Если в следующем году «Хонда» останется на таком же уровне, то «Манор» с моторами «Мерседес» может оказаться впереди.
Лучшая гонка
Гран-при Венгрии стал единственным этапом Формулы-1 в прошедшем году, где оба «Макларена» не просто оказались на финише, но и пришли под клетчатый флаг в топ-10 – Фернандо Алонсо принёс команде пятое место, а Дженсон Баттон стал девятым. Ни до «Хунгароринга», ни после пилоты не повторили такой «дубль» и даже не превзошли взятую высоту в плане места на финише.
Фернандо вынужден был пропустить первый этап сезона-2015 из-за последствий окутанной завесой тайны аварии на тестах в Барселоне.
Худшая гонка
Гран-при Малайзии, Гран-при Канады, Гран-при Австрии, Гран-при Сингапура – ни на одном из этих этапов «Макларен» проехать всю дистанцию не смог даже одним болидом. Конечно, можно было бы вспомнить те уик-энды, на которых пилоты британской команды из-за штрафов должны были бы стартовать чуть ли не из соседних государств, но и без этого ситуация выглядит весьма драматичной.
Пилоты
Ни Дженсону Баттону, ни Фернандо Алонсо доказывать уже ничего никому нет необходимости – у каждого за плечами богатая карьера в Формуле-1, чемпионские звания и непререкаемый авторитет в серии. Такому тандему позавидовала бы любая команда, и «Макларен» понимает, какой у него состав. Вероятно, именно по этой причине руководство не реагирует на достаточно жёсткие замечания от своих пилотов – все прекрасно понимают, что слабое звено далеко не гонщики.
Британец за сезон набрал 16 очков, испанец – 11, позади двух чемпионов Формулы-1 остались только три гонщика «Маруси» и новобранец «Заубера» швед Маркус Эрикссон. При этом для Баттона это был второй подряд непростой сезон в «Макларене», а для Алонсо настоящая катастрофа, ведь он ушёл из «Феррари», которая внезапно прибавила очень и очень существенно. Конечно, испанец в интервью продолжает бодриться: мол, «Скудерия» все равно не борется за титулы, но в душе, вероятно, признаёт: если где сейчас и можно найти чемпионский потенциал, то скорее в Маранелло, чем в Уокинге.
Вдобавок ко всему Фернандо вынужден был пропустить первый этап сезона-2015 из-за последствий окутанной завесой тайны аварии на тестах в Барселоне — на Гран-при Австралии на старт попытался выйти экс-пилот «Макларена» Кевин Магнуссен. Впрочем, датчанин не смог проехать даже установочный круг перед гонкой, а потом и вовсе остался без места в команде. Возможно, это даже во благо молодому пилоту – не придётся тратить лучшие годы своей карьеры на пилотаж «сырого» болида, а можно попытаться поискать себе место в другой серии.
«Макларен»: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 9-е место Кубка конструкторов. Лучший финиш: 5-е место (Фернандо Алонсо, Гран-при Венгрии).
Дженсон Баттон: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 16 очков, 16-е место в чемпионате. Лучший финиш: 6-е место (Гран-при США).
Фернандо Алонсо: 18 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 11 очков, 17-е место в чемпионате. Лучший финиш: 5-е место (Гран-при Венгрии).
Кевин Магнуссен: 1 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 22-е место в чемпионате. Лучший финиш: DNS.
Перспективы
В том, что «Макларен» вернётся в число топ-команд, ведущих борьбу за титулы, сомневаться не приходится — весь вопрос лишь в том, когда это случится. «Хонда» клянётся и божится на протяжении всего сезона, что в 2016-м она будет в разы лучше, пилоты также излучают оптимизм, граничащий с самовнушением, а руководство коллектива верит, что взлёт с предпоследней позиции в Кубке конструкторов в топ-3 как минимум состоится буквально со дня на день. При этом «Макларен» так и не нашёл титульного спонсора, а также понемногу лишается прежних партнёров – знакомые бренды покидают болид, не всегда заменяясь другими… Вряд ли это можно назвать хорошим знаком, но в Уокинге никогда не сдавались и, хочется верить, не опустят руки и сейчас.