Цели
С треском провалив прошлый сезон, к новому “Заубер” подходил со сдержанным оптимизмом. Поводы к тому были: на тестах в Барселоне швейцарцы регулярно попадали в первую тройку, двигатель “Феррари” показывал признаки солидного прогресса, а дуэт пилотов Наср — Эрикссон обеспечил команде финансирование. Однако у всех плюсов были свои противовесы: результаты на тестах мало что значат, добрая половина пелотона пользовалась ещё более сильными моторами “Мерседеса”, а у гонщиков был один сезон опыта на двоих.
Цели ставились простые — быть готовыми к борьбе за очки. После круглого нуля в 2014-м и зимнего скандала с Гидо ван дер Гарде стабильные результаты в районе первой десятки уже стали бы шагом вперёд.
Из середины пелотона “Заубер” скатился в борьбу с “Маклареном”.
Резюме
Результаты получились смешанными. “Заубер” славно начал сезон — пять финишей в очках в шести первых гонках, пятое место Насра в дебютной гонке, и плотная борьба с “Форс Индия”, “Лотусом” и “Торо Россо” за пятое место в Кубке конструкторов после этапа в Монако.
Однако затем дело пошло на спад – во многом из-за того, что у команды не хватало ресурсов для достойного развития автомобиля. В половине гонок после Монако “Заубер” не набрал ни одного очка и в целом за 13 гонок набрал меньше баллов, чем за первые шесть. Повторить австралийское достижение Насра так и не удалось, а в трёх последних гонках не было набрано ни единого очка. Из середины пелотона “Заубер” скатился в борьбу с “Маклареном”. О таком можно было бы мечтать… несколько лет назад.
“Заубер” вновь оказался неконкурентоспособен на уровне других независимых команд и в конечном итоге отстал от пятого места ровно на 100 очков. О подиумах времён Кобаяси и Переса и вовсе оставалось лишь мечтать.
Главной фишкой “Заубера” эры турбомоторов и Мониши Кальтенборн стали скандалы. Громкие высказывания, споры со всеми и вся, судебные иски и жалования способны держать команду в топе заголовков автоспортивной прессы, но не на вершине турнирной таблицы.
Лучшая гонка
Самым светлым пятном сезона для “Заубера” так и осталась первая гонка. Команда разом набрала 14 очков, уступив лишь “Мерседесу” и “Феррари”, Наср дебютировал в чемпионате на пятом месте, Эрикссон в новой команде — на восьмом. Бразилец на старте гонки даже успевал поотбиваться от пары Риккардо — Райкконен, в итоге опередив обоих. Тогда казалось, что над швейцарской командой взойдёт солнце. Казалось…
Худшая гонка
Болид “Заубера” оказался достаточно надёжен для того, чтобы в каждой гонке хотя бы один пилот добирался до финиша. Однако были этапы, на которых делать этого, казалось, не стоило. Можно вспомнить Гран-при Японии, где Наср не дотянул до финиша, а позади Эрикссона остались лишь пилоты с явными проблемами, Баттон да “Маноры”.
Но свежее в памяти два последних этапа, где даже в борьбе с “Маклареном” швейцарцам не удавалось одержать полной победы.
Пилоты
Перед сезоном “Заубер” откровенно сделал ставку на деньги гонщиков, а не опыт и мастерство.
Перед сезоном “Заубер” откровенно сделал ставку на деньги гонщиков, а не опыт и мастерство.
Команда даже рискнула судебным разбирательством с Гидо ван дер Гарде, чтобы найти более платёжеспособных покупателей. Тем не менее, зная об острой нужде, винить Монишу язык не поворачивается. “Заубер” сделал всё, чтобы выжить.
А вот Эрикссон и Наср вошли в сезон с примотанными сочинским скотчем ярлыками рента-драйверов. И, кажется, большинства своих немногочисленных успехов добились именно в пику критикам.
Для новичка Насра сезон сложился успешнее: он втрое обыграл напарника по очкам, чаще заезжал в первую десятку и опередил шведа в девяти гонках из 13, в которых финишировали оба. Не добившийся больших успехов в GP2, но имеющий богатых спонсоров бразилец яростнее отбивался от ярлыка “арендатора”, и в первой половине сезона делать это у него выходило не только на словах.
Эрикссон же провёл сезон стабильнее, в 15 гонках располагаясь на местах с восьмого по 14-е. К сожалению для шведа, большая часть этих финишей приходилась на нижнюю часть диапазона.
В целом критиковать молодых гонщиков особо не за что. Они выжимали максимум из своих машин и несколько раз показывали, что пусть и платят за свои места, но сидят на них не просто так. Однако, учитывая общее отставание от середняков и преимущество над “Маклареном” и “Манором”, особых возможностей для борьбы у них и не было. Разве что оборона против более быстрых машин после их пит-стопов.
“Заубер”: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, восьмое место в Кубке конструкторов. Лучший финиш: 5-е место (Фелипе Наср, Гран-при Австралии).
Фелипе Наср: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 13-е место в чемпионате. Лучший финиш: 5-е место (Гран-при Австралии).
Маркус Эрикссон: 19 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 18-е место в чемпионате. Лучший финиш: 8-е место (Гран-при Австралии).
Перспективы
Грядущий сезон переливается для “Заубера” отнюдь не радужными красками. “Феррари” уже довела свой мотор почти до уровня “Мерседеса”, и на этом фронте ждать качественного скачка стоит вряд ли. Так что догонять середняков надо за счёт аэродинамики, а удастся ли это живущей в постоянном финансовом кризисе команде? Сомнительно.
И пока верх кажется мало достижимым, низы поджимают вовсю. “Макларен” явно не горит желанием плестись в конце пелотона ещё сезон, “Манор” существенно улучшил техническую начинку болида к следующему сезону, а новички из “Хааса” сразу метят в середину пелотона и имеют на то основания. Как бы детищу Петера Заубера не оказаться на 11-м месте, за которое Берни Экклстоун не платит призовые. Тогда над командой может появиться монументальное финансовое надгробие. Тогда надеяться останется разве что на покровительство “Макларена” и “Хонды”.