«Очень смелый русский» и другие цитаты из радиоэфира Формулы-1
Дмитрий Захарченко
Комментарии
Уроки автоспортивного красноречия в прямом эфире от Даниила Квята, Фернандо Алонсо и других – в подборке лучших радиопереговоров Ф-1.

Прошедший сезон, несмотря на нехватку интриги в борьбе за титул, подарил массу ярких эмоций не только болельщикам, но и самим пилотам, и последние не упускали возможностей поделиться ими с коллегами прямо по ходу гонок. Мы изучили записи радиопереговоров между гонщиками и командами и собрали для вас лучшие образчики.

>>> Красноречие-2015: самые яркие фразы сезона Формулы-1

«Твой бывший напарник расстроится»

«Стратегия следующая: жми изо всех сил и опереди столько машин, сколько сможешь», — именно так проинструктировал Карлоса Сайнса Марко Матасса

перед стартом с пит-лейн на Гран-при Монако. Сын знаменитого «Матадора» тогда пробился на десятое место и набрал девятое очко в своей карьере — в то время Сайнс опережал Ферстаппена в общем зачёте.

«У меня зад влажный и воняет маслом», — передал инженерам Хюлькенберг на свободных заездах Гран-при Италии. Немец никогда особенно не утруждал себя подбирать подходящие эвфемизмы в тот уик-энд и занял в гонке седьмое место.

«Ох, ребята, я уже слишком стар для этого», — признался команде Фелипе Масса, пробившись на третье место в Монце и не пропустив вперёд Валттери Боттаса. Подиум в Италии стал для бразильца уже 41-м в карьере и третьим на глазах тифози, для которых Фелипе за годы в «Феррари» стал почти родным.

«Твой бывший напарник расстроится — ты отобрал у него быстрейший круг, сообщи ему», — посоветовал Кристиан Хорнер Даниэлю Риккардо под финиш Гран-при Сингапура. Себастьян Феттель давно покинул Милтон-Кейнс, и теперь память о бывшем протеже не даёт экс-чемпионам покоя.

«У нас тут один очень смелый русский бегает по трассе», — сообщил команде Себастьян Феттель, увидев маршала, убиравшего обломки с трассы во время Гран-при России в Сочи. Интересно, что он сказал бы, покатавшись по московским дорогам?

«Заткнись. Ты атакуешь, не делай этого, не давай Боттасу пройти. Я скажу, когда будет трафик, сосредоточься на пилотаже», — такую инструкцию на Гран-при Мексики Нико Хюлькенберг получил от Брэда Джойса, когда немец ошибочно посчитал, что надо бы уступить дорогу Боттасу. Немецкий гонщик не сразу разобрался, чего от него хотят, но гонкой в Мехико смог прервать серию неудач и набрать очки после сходов в Сочи и Остине.

«Нет, это проблема! Я сегодня облажался», — передал Себастьян Феттель Риккардо Адами, когда тот пытался подбодрить гонщика после вылета на Гран-при Мексики. С первых же гонок немец стал новым героем «Феррари», и на фоне трёх побед в Маранелло простили бы Себу любую оплошность на трассе, однако гонщик готов признавать свои ошибки.

>>> Прощай, Жюль! До свидания, пилотессы. С кем рассталась Формула-1

«Говорю вам, вы должны что-то придумать»

После Гран-при Монако, когда из-за лишнего пит-стопа в самом конце дистанции Льюис Хэмилтон упустил верную победу, научили британца

Нико Хюлькенберг: У меня зад влажный и воняет маслом.

внимательнее относиться к тактике. Но едва ли такому вниманию к деталям рады в самой команде. По ходу сезона британец неоднократно вступал в перепалки с командой, пытаясь выторговать себе тактику повыгоднее. В трёх последних гонках, когда Хэмилтон вчистую проигрывал Росбергу, эти дискуссии были особенно насыщенными.

«Могу я спросить, зачем мы останавливаемся? С моими шинами всё в порядке, проверьте их ещё раз», — в Мексике Хэмилтон пытался отказаться от финального пит-стопа и сохранить первую позицию. Питер Боннингтон, гоночный инженер, был неумолим, и Льюис вынужден был подчиниться.

«Можете дать мне какую-то другую стратегию? Обогнать невозможно! Я быстрее, но не могу приблизиться. Говорю вам, ребята, вам нужно найти какое-то решение», — взывал к стратегам Хэмилтон в Бразилии. Второй раз подряд чемпион двух последних лет был бессилен против Нико Росберга, уверенно ушедшего вперёд с поула, но в «Мерседесе» посчитали, что альтернативная тактика британцу не поможет.

«Если я сейчас сброшу и буду беречь шины до конца гонки, сколько я буду терять на круге?» — спросил Льюис в Абу-Даби, пытаясь за счёт меньшего числа пит-стопов опередить Росберга. «Я думаю, что это практически невозможно. Считаю, мы должны придерживаться плана», — спокойно ответил Боннингтон. «Пожалуйста, посчитайте», — не сдавался Хэмилтон. «Нет смысла даже считать, это будет рулетка, и риск не оправдается — я гарантирую», — ответил инженер, и гонщику снова пришлось смириться со вторым местом.

>>> Большой цирк. Самые забавные моменты сезона Формулы-1

В главных ролях: Макс и Пастор

У Пастора Мальдонадо наконец появился достойный конкурент — Макс Ферстаппен в финальной гонке сезона вырвал у венесуэльца первую строчку в зачёте штрафных баллов, завоевав титул самого взрывоопасного человека на трассе. Справедливости ради необходимо отметить, что не всегда именно Макс и Пастор были виноваты в происходящем, однако это не мешало другим пилотам обвинять их в любой спорной ситуации.

Ромен Грожан: Он полный кретин, этот ваш Ферстаппен.

«Он полный кретин, этот ваш Ферстаппен. Это было глупо!» — не выдержал Ромен Грожан после столкновения в «Сен-Дево» на 62-м круге Гран-при Монако.

«Да что же он делает?! Я оставил ему достаточно места!» — кричал Серхио Перес после контакта с Пастором Мальдонадо на Гран-при Венгрии.

«Я должен был знать, что он больной», — философски отметил Дженсон Баттон после стычки с Мальдонадо в Сингапуре.

«Каждый раз он выдавливает с трассы. Если так можно, то я тоже буду так себя вести», — критиковал Ферстаппена Кими Райкконен в ходе Гран-при США в Остине.

Впрочем, не только Ферстаппен и Мальдонадо вызывали гнев коллег. В этом году также доставалось и Риккардо, и Феттелю, и даже казавшимся безобидными «Манорам».

«Хренов Перес снёс мне крыло! Невероятно!» — хотя инцидент между Феттелем и «Чеко» произошёл в тренировках, спокойнее Гран-при Бахрейна для Себа не стал.

«Какого чёрта этот „Манор“ творит? Он уже третий поворот идёт посреди трассы», — к моменту Гран-при Испании Кими Райкконен уже вспомнил вкус шампанского на подиуме, и отчаянно хотел туда вернуться, ругая путавшихся под колёсами круговых.

«Видели, что этот парень сделал? Он просто вынес меня на внешнюю траекторию. Если это не штраф, то я уже не знаю», — негодовал уже в адрес Даниэля Риккардо «Айсмен», когда сражался с австралийцем в Монако.

«Он такой тупой — поехал поперёк прямо передо мной. Куда он думал я денусь? Съеду с трассы?» — кричал Уилл Стивенс во время Гран-при Канады, когда Ромен Грожан не очень любезно обошёлся с аутсайдером.

«Я не понимаю, что он сделал...» — Фелипе Массе после столкновения с Хюлькенбергом в Сингапуре оставалось лишь разводить руками.

«Так ему и надо, он не оставил мне места», — отреагировал Даниэль Риккардо, когда Себастьян Феттель пробил о его «Ред Булл» колесо на старте Гран-при Мексики.

«Кто был передо мной последние три поворота? Стивенс и Грожан? Идиоты!» — Фернандо Алонсо весь сезон боролся в последних рядах пелотона, и не сразу привык к местной манере вести борьбу.

>>> Всмятку: самые яркие аварии-2015

Алонсо, «Хонда», GP2

Год назад паддок с нетерпением ждал возвращения «Хонды» в Формуле-1, и выступления японской марки действительно оказались незабываемыми. Чудовищные проблемы с надёжностью и катастрофическая нехватка мощности привели к трогательным перепалкам между гонщиками и инженерами команды.

Даниил Квят: Вот так это, нахрен, делается!

«Я немного удивлён — мы даже догоняем кого-то», — чувство юмора потребовалось Дженсону Баттону уже в Малайзии.

«У нас уже огромные проблемы, мы выглядим как любители. Я лучше погоняюсь, чем буду экономить топливо», — заявил Фернандо Алонсо на Гран-при Канады.

«Они обгоняют меня на прямых, словно я из GP2. Это позор, просто позор… С кем мы вообще гоняемся? Невероятно», — такой привет Алонсо передал мотористам на Гран-при Японии — домашней дли них гонке.

«Я еду словно по льду, очень странно. Сцепление невероятно низкое, я не могу даже в поворот проехать», — проблемы «Макларена», впрочем, касались не только двигателей, но и шасси, о чём Алонсо при первой же возможности докладывал своим коллегам.

«В боксы сейчас? Нас только что обогнали на круг, вы специально ждали именного этого момента? Вы хотите, чтобы я потерял ещё больше?» — в Бразилии нападкам двукратного чемпиона подверглись и тактические решения «Макларена».

>>> «Мы ожидаем побед». Как «Хонда» и «Макларен» обманывали себя

Квят: 18+

В 2015 году Даниил Квят раскрылся всему миру Формулы-1 по-новому. Поднявшись на подиум в Венгрии, россиянин почувствовал себя гораздо увереннее и стал куда чётче формулировать свои мысли.

«Вот так это, нахрен, делается!» — скромно отметил Даниил после четвёртого места в Спа, где от «Ред Булл» и моторов «Рено» высокой скорости никто не ожидал.

«Что за непруха с этими погаными сейфти-карами! Поверить не могу. Не могу, блин, поверить», — возмущался россиянин на Гран-при Сингапура, когда на трассу вышел пьяный британец, а заезд во второй раз нейтрализовали автомобилем безопасности.

«Могу я использовать эту грёбаную обгонную кнопку или нет?» — аккуратно спросил у команды Квят в Японии, где в этот уик-энд у его команды, увы, ничего не получалось. Из Сузуки «Ред Булл» в этом году уехал вообще без очков — впервые с Гран-при Австралии 2014 года.

«Ааааа, блин, мы потеряли этот хренов подиум», — прокомментировал Гран-при Мексики Даниил, когда из-за очередного сейфти-кара потерял всё преимущество относительно Боттаса и вынужден был пропустить более мощный «Уильямс».

Комментарии