Операционный директор «Макларена» Саймон Робертс — человек, отвечающий за соблюдение графика сборки MP4-31, новейшего болида «Макларена», который будет представлен в феврале.
Чтобы собрать воедино 16 000 компонентов, Саймону и его команде требуется серьёзное планирование, которое стартует ещё за год до того, как машина выезжает на трассу.
Год на всё про всё
«Мы начинаем думать о новой машине сразу после того, как была представлена предыдущая, — рассказывает Саймон. – В тот момент мы ещё ничего не конструируем и не производим, лишь изучаем текущую программу и думаем, какие изменения и улучшения в неё можно внести. Кроме того, одновременно проводятся дальнейшие исследования по разработкам, которые будут использоваться на новом болиде».
В то же время производственная команда начинает прорабатывать, какие компоненты можно произвести самим, а какие надо будет закупить на стороне. «Учитывая тот факт, что мы с самого начала знаем, что просто не сможем вовремя произвести все компоненты сами, мы стараемся планировать стратегически. Очевидно, что некоторые критически важные компоненты стараемся делать сами – шасси и передние антикрылья, к примеру. Но есть многие области, в которых нам проще закупать, учитывая близкие отношения с партнёрами.
Летом мы уже начинаем общаться с поставщиками. Нам важна скорость изготовления деталей. К примеру, когда бы ни был передан нам чертёж детали, мы стремимся к тому, чтобы деталь была изготовлена в течение 24 часов — либо на фабрике, либо у партнёров. Это довольно короткий отрезок. Такое возможно лишь в том случае, если у вас опытные поставщики, для связи с которыми достаточно одного электронного письма или звонка».
Мы начинаем думать о новой машине сразу после того, как была представлена предыдущая.
16 000 деталей
Скорость и гибкость системы поставок очень важна. Несмотря на свой размер и возможности, «Макларен» полагается на 80-100 поставщиков, к которым обращается на постоянной основе. Кроме того, есть 150 компаний, чьими услугами команда пользуется регулярно в течение сезона. Есть ещё умопомрачительные 750 специализированных поставщиков, которых Робертс называет «заказами для кредитки» — их штучные компоненты требуются всего один-два раза в году.
«Чтобы построить машину, нам нужно собрать 16 000 компонентов», — говорит Робертс. – «С точки зрения планирования нет никакой причины, по которой мы не можем построить машину к крайнему сроку. Всё выстроено так, чтобы болид был готов вовремя. Но список материалов не зафиксирован, потому что он обновляется параллельно с нашими исследованиями. Учитывая количество деталей и поставщиков, что-то обязательно пойдёт не так».
Может ли команда заранее спланировать такие события? «Нет. Никогда не знаешь, какая из этих 16 000 деталей запоздает! Или же их доставят вовремя, но во время проверки окажется, что с ними что-то не так. Не бывает какой-то одной области, которая нас тормозит. Эти помехи возникают случайным образом повсеместно. Надо просто на это реагировать».
«Макларен» полагается на 80-100 поставщиков, к которым обращается на постоянной основе.
График сбит!
Что касается MP4-31, отлично спланированный график сборки был серьёзно нарушен из-за позднего изменения календаря на 2016 год. Изначально первая гонка в Австралии планировалась на 10 апреля, однако после пересмотра календаря её назначили на три недели раньше, на 20 марта.
«Вся наша программа сборки была к такому не готова! — вспоминает Робертс с улыбкой. – Мы знали, что нам надо решить эту проблему. Для конструкторов и инженеров всё достаточно просто: если у нас меньше времени, то всем надо поработать чуть больше.
Но у процесса сборки есть несколько критических отметок, вроде прохождения краш-тестов ФИА, плюс болид должен быть готов к первым тестам, которые также были назначены на более ранний срок. В такой ситуации нельзя просто перепланировать график, нужно что-то другое».
Отлично спланированный график сборки был серьёзно нарушен из-за позднего изменения календаря.
В этот момент Саймон и его коллеги начали изучать возможность посменной работы во время рождественских праздников, чтобы наверстать график.
«Простыми словами: за пять дней мы вернули в программу восемь рабочих смен – это потрясающие усилия, — объясняет Саймон.— В целом в это были вовлечены порядка 110 людей, и мы позаботились о тех, кому пришлось поработать в Рождество. Мы получили хороший отклик, судя по всему, они даже получили удовольствие. Это немного странно, что они не смогли провести все праздники дома, но на фабрике был хороший дух. Все знали, зачем они делают это.
Самое приятное, что это позволило вернуться нам в наш график. Теперь кажется, будто программа изначально была сведена к таким срокам. Это потрясающе».