Сегодня свой 26 день рождения празднует пилот «Форс Индия» Серхио Перес. К этому времени на счету мексиканца почти сотня Гран-при и пять подиумов, включая третье место на Гран-при России в октябре прошлого года.
В минувшем году Перес легко опередил своего напарника Нико Хюлькенберга и занял по итогам сезона девятое место, став лучшим пилотом после гонщиков четырёх топ-команд. Сегодня Серхио называют одним из лучших гонщиков молодого поколения и регулярным претендентом на подиум. На Гран-при Мексики местной знаменитости вообще не давали прохода.
Однако путь к признанию в «Больших призах» для Переса оказался непростым — на его долю выпало немало неудач и разочарований, каждое из которых могло поставить крест на карьере мексиканца.
В объятиях Европы
Серхио Перес Мендоса объявился в Европе, когда ему было всего 14 лет. Юноше пришлось оставить дома семью и начать всё с чистого листа в Старом Свете, где твои успехи в мексиканском картинге никого не интересуют. «Это было довольно трудное время. Я переехал в Германию, когда мне было всего 15 лет, — вспоминает Серхио. — Было тяжело оставить позади семью, свой дом и оказаться в абсолютно другой среде — это помогло мне уже в раннем возрасте понять, какой сложной может быть жизнь».
Перес начал карьеру в Европе при финансовой поддержке Карлоса Слима и его телекоммуникационного гиганта «Телмекс». В 15 лет Чеко дебютировал в Формуле-БМВ, позже выступал в британской Формуле-3 и к 18 годам пробился в GP2. Однако за эти шесть лет добиться каких-либо успехов Серхио не удалось.
«Его подход был совершенно непрофессиональным. Я почти не видел в нём хорошего гонщика, — признался недавно Петер Мюке, который работал с Пересом в Формуле-БМВ. — Однажды, возвращаясь пьяным с вечеринки, он разбил мою арендованную машину. Его берлинская квартира выглядела как поле боя. Он делал всё, чего делать было нельзя. Без спонсорских денег он вылетел бы из Формулы-БМВ уже после первого сезона».
Перес был очень быстр и сходу добивался успехов — подиум уже во второй гонке в Формуле-БМВ, три победы в первых шести гонках в британской Формуле-3, две победы и подиум в первом же сезоне азиатской GP2. Но стабильности у Серхио не было, и, быстро обретая уверенность за рулём новой машины, он лишь чаще попадал в аварии.
К концу 2010 года на счету Переса были лишь несколько побед в Формуле-3 и GP2 и титул чемпиона Национального (читай — юниорского) класса в британской «трёшке». Однако вместе с финансовой поддержкой «Телмекса» этого оказалось достаточно, чтобы подписать контракт с «Заубером» — одной из лучших в Формуле-1 команд по работе с молодыми пилотами.
Молодо-зелено: почему Макс Ферстаппен в Формуле-1 – это здорово
Восход новой звезды
Дебют в «Заубере» стал тем золотым билетом, за которым Перес приехал в Европу. В свой первый сезон Серхио привыкал к миру Формулы-1 и учился у более опытного Камуи Кобаяси, но уже на следующий год смог показать себя во всей красе.
Переломным моментом стал Гран-при Малайзии, когда под проливным дождём Чеко едва не опередил Фернандо Алонсо на «Феррари». В какой-то момент мексиканец уже почти настиг соперника и был близок к лидерству в гонке, но небольшая ошибка на мокром асфальте — и победа всё-таки досталась Алонсо. Тем не менее даже второе место стало сенсацией, а гонщика в «Твиттере» поздравлял сам Фелипе Кальдерон, занимавший тогда пост президента Мексики.
Дальше — больше. Летом Перес завоевал третье место в Канаде, когда за счёт смелой тактики прорвался на последних кругах с восьмой позиции. Наконец, в Монце Чеко в третий раз поднялся на подиум и завершил сезон на 10-й строчке, опередив Хюлькенберга и Кобаяси, которого начисто затмил своими успехами.
Стабильности у Серхио не было, и, быстро обретая уверенность за рулём новой машины, он лишь чаще попадал в аварии.
Высокая чистая скорость вкупе с умением извлекать максимум из одного комплекта резины, с которой «Заубер» в те годы работал лучше многих других команд, превратили Переса в главную восходящую звезду Формулы-1. Многие считали, что парня ждёт большое будущее в составе «Феррари», где он уже три года числился слушателем академии.
Но в сентябре того года карьера Чеко сделала резкий разворот. Туманным перспективам в Маранелло мексиканец предпочёл готовый контракт с «Маклареном», который искал замену Льюису Хэмилтону. Уже на третий год в «Королевских гонках» Перес оказался в топ-команде, которую побаивался даже доминировавший тогда «Ред Булл».
Девальвация легенды: кто украл Рождество «Макларена»?
Испытание Уокингом
Переход в топ-команду — это тот шанс, которого ждёт каждый молодой пилот в Формуле-1, но в случае Серхио Переса контракт с «Маклареном» едва не оказался последним и чуть не погубил его карьеру. «Я был очень незрел и был не готов совладать с такой проблемной машиной», — признаётся теперь Чеко.
Сезон-2013 ознаменовал собой начало кризиса, в котором «Макларен» пребывает до сих пор. Тогда по инициативе Мартина Уитмарша в команде начали разработку совершенно нового шасси, хотя машина 2012 года была очень конкурентоспособной и нуждалась лишь в улучшении надёжности.
В итоге поначалу инженеры даже не понимали, как работает MP4-28, а проблески скорости, которые она демонстрировала на тестах, объяснялись… неправильно установленной деталью подвески. После первых гонок в Уокинге заговорили о возвращении на трассу прошлогодней модели. На Гран-при Испании, куда инженеры привезли первый большой пакет обновлений, Дженсон Баттон назвал поведение машины «постыдным».
«Там было полно политики, для многих год был очень трудным, — рассказывает Перес. — Уитмарш и Деннис постоянно ругались. Мартин обвинял инженеров, инженеры обвиняли Рона — это был порочный круг».
В 2013 году «Макларен» впервые за 33 года так и не смог подняться на подиум. Лучшим финишем Переса стало пятое место на Гран-при Индии, а уже через две недели руководство команды объявило об увольнении «Чеко» и контракте с новоиспечённым чемпионом Мировой серии «Рено» Кевином Магнуссеном.
Дно для “Рено”: почему французская команда не блеснёт в 2016-м
Переломным моментом стал Гран-при Малайзии, когда под проливным дождём Чеко едва не опередил Фернандо Алонсо на «Феррари».
Второй расцвет Чеко
Через месяц после увольнения из «Макларена» Серхио Перес подписал контракт с «Форс Индия». Могло быть и хуже — Хейкки Ковалайнену пришлось выступать за аутсайдеров, а Магнуссен после года в Уокинге и вовсе не может найти места в Формуле-1.
После долгих месяцев критики под прицелом журналистов, постоянных проблем с машиной и стычек в коллективе в «Форс Индия» Перес смог расслабиться и сосредоточиться на работе. Главной звездой команды считался Нико Хюлькенберг, но именно Чеко принёс Виджаю Маллье первый подиум в новейшей истории — уже в своём третьем Гран-при за команду. Затем Чеко едва не поднялся на подиум в Монреале, но на последних кругах не выдержали тормоза.
В «Форс Индия» Перес быстро стал своим и заставил забыть о своих неудачах в «Макларене», но тут судьба нанесла ещё один удар по его карьере. Из-за нехватки денег в «Форс Индия» не успели подготовить новую машину к старту сезона-2015, а та техника, которая оказалась в распоряжении пилотов, была никуда не годной.
Но, в отличие от «Макларена», в «Форс Индия» смогли довести до ума бедовую машину. С дебютом модели VJM08B в Сильверстоуне команда набрала ход и стала едва ли не самой грозной силой в середине пелотона. В Бельгии Перес финиширует пятым, а на этапе в Сочи — не без помощи Райкконена, выбившего Боттаса — поднимается на подиум, в пятый раз в своей карьере.
«Гран-при России считаю своей лучшей гонкой в 2015-м — она была особенной. Я рано сменил шины, и потом должен был беречь их. Всё сработало отлично», — отмечает Серхио.
Этот успех пришёл на фоне чёрной полосы, в которую угодил его напарник. Хюлькенберг в минувшем сезоне регулярно попадал в аварии и становился жертвой технических неполадок, и в результате именно Перес стал главной движущей силой «Форс Индия» в конце сезона. «В начале сезона было тяжело, но я считаю этот год лучшим в своей карьере, — говорит Чеко. — Теперь я стабильнее, я стал более целостным гонщиком».
2015 год Перес закончил на девятом месте общего зачёта — так высоко в Формуле-1 он ещё не поднимался. Сегодня он выходит в десятку наиболее опытных пилотов современности, он уже работал со многими известными инженерами и знает отличия между большими командами и маленькими. Кроме того, не стоит забывать и о спонсорах Серхио, которые приносят его команде по десять миллионов евро ежегодно. Фактически, именно так сегодня выглядит портрет идеального молодого пилота для команды-середняка.
Именно Перес стал главной движущей силой «Форс Индия» в конце сезона.
«Я рад продолжить работу с „Форс Индия“, поскольку могу просто сосредоточиться на главном — пилотировать машину и набирать очки. С того момента, как я попал сюда, я вырос как гонщик, и чувствую, что гоняюсь на пределе. Я всегда хотел почувствовать себя частью команды, и здесь мне это наконец удалось, — отмечает Перес. — Я не держу на „Макларен“ зла. Оглядываясь назад, я испытываю гордость за то, что выступал за великую команду. Я надеюсь, в будущем у меня ещё будет шанс попробовать силы в топ-команде — ведь я здесь ради этого. С опытом я становлюсь всё лучше и лучше, и уверен, что дождусь своего шанса».
«Форс Индия», как и Серхио Перес, мечтает подвинуть кого-нибудь из грандов в Кубке конструкторов и прорваться в первую четвёрку. Наверняка эту же цель преследует и Перес, стремящийся доказать паддоку, что достоин чемпионской машины и шанса бороться за победы. «Макларен» он оставил позади ещё в прошлом году, и теперь приходит время новых достижений. Быть может, они и станут ещё одним первым шагом на пути к чемпионству в самых престижных гонках планеты.