Гран-при Франции — одна из старейших автомобильных гонок мира, которая пропала из календаря Формулы-1 через два года после своего столетия. Однако в последнее время пошли разговоры о возвращении легендарного этапа.
Последний раз об этом стало известно после шинных тестов Ф-1 на трассе “Поль-Рикар” к востоку от Марселя. Руководитель автодрома Стэфан Клэр не только сообщил об интересе к возрождению этапа, но и обмолвился, что это уже обсуждают во французском правительстве. А пока боссы думают, вспоминаем, чем Франция дорога Формуле-1.
1. Трассы
То, с чего и начался этот разговор, — легендарные (и не очень) автодромы. За долгую историю Гран-при Франции принимали аж 16 трасс, однако в истории непосредственно Формулы-1 их было вдвое меньше.
За долгую историю Гран-при Франции принимали аж 16 трасс.
Последним хозяином Гран-при был “Маньи-Кур” — автодром, убитый удалённым расположением от больших городов. Да, длинный разгон до «Аделаиды» не позволял гонкам стать совсем унылыми, но желающих ехать вдаль ради гонки с не самым большим числом обгонов находилось немного, и этап умер.
До “Маньи-Кура” гонки проводились как раз на “Поль-Рикаре”, который иногда подменял “Дижон”. Ещё раньше были “Руан” и “Клермон-Ферран”, а совсем давно — “Реймс”, где гонок Ф-1 не было уже ровно 50 лет. Особняком здесь стоит “Бугатти” — трасса в Ле-Мане, часть знаменитого автодрома “Сарте”, принимающего легендарный автомарафон.
Эти трассы могут похвастаться воспоминаниями о Хуане Мануэле Фанхио, Альберто Аскари, Джеки Стюарте, Алене Просте, Михаэле Шумахере… По нынешним временам новодельных трасс без истории — уже немало.
2. “Рено”
Крупные автомобильные концерны в Формуле-1 на вес золота. Под них подстраивают регламент, к ним тянутся спонсоры, их заманивают как могут.
Своя команда в Ф-1 — гордость для автоспорта любой страны. За неё болеют, её поддерживают финансово, ради неё включают телевизор и ходят на автодром.
А теперь объединим два этих пункта — производителя и команду — чего не хватает и Ф-1, и стране? Правильно, своего этапа. Схожей мыслью руководствовался Дитрих Матешиц, когда возрождал Гран-при Австрии, а его в глупости не обвинишь.
Полноценно вернувшись в Формулу-1, “Рено” сделал серьёзное заявление — команда намерена вновь побеждать. И пусть пока в её боевых рядах нет французского пилота, но рокот французского мотора и французский же гимн на подиуме должны привлекать поклонников на трассу.
Наконец, поддержать этап “Рено” будет выгодно с точки зрения продвижения собственного бренда. А зачем ещё компании ходят в Ф-1?
3. Пилотская традиция
Французские пилоты — неотъемлемая часть Формулы-1.
Французские пилоты — неотъемлемая часть Формулы-1.
Уже в первом чемпионате 1950 года их поучаствовало аж 11 человек. Да, лишь один француз становился чемпионом, но сразу четыре раза. Большим количеством титулов похвастать могут только пять стран.
Совсем недавно в Формуле-1 не было недостатка во французах, но карьера Шарля Пика пролетела быстрее его болида, Жюль Бьянки трагически погиб, а Жан-Эрик Вернь стал одним из самых несправедливо оставленных без места гонщиков. В итоге за всю французскую традицию пилотажа отдувается один Ромен Грожан, да и тот ушёл из “Лотуса” прежде, чем он превратился в “Рено”.
Однако не всё так плохо. В “Рено” резервную роль уже занял Эстебан Окон, в закромах “Ред Булл” хранится Пьер Гасли, да и Вернь наверняка ещё не отказался от идеи возвращения в “Королевские гонки”. Так или иначе, а для страны с таким обилием известных пилотов не иметь собственного этапа — преступление. А для Формулы-1 не поддержать родину стольких талантов — глупость.
4. Европейский рынок
В последние время европейские гонки в календаре Ф-1 стали чуть ли не исчезающим видом. Любовь дедушки Экклстоуна к деньгам вытесняет традиционные этапы, предлагая взамен обширные заокеанские территории.
Европейские гонки в календаре Ф-1 стали чуть ли не исчезающим видом.
Дескать, шейхов в Европе нет, нефтяных королей тоже, да и народ слишком придирчив к поставляемому продукту. То ли дело Бахрейн/Китай/Азербайджан…
Однако прошлогодний успех Гран-при Великобритании, спасение итальянского этапа и уверенность хозяев “Хоккенхаймринга” в Гран-при Германии настраивают на позитивный лад. И если европейский рынок вернёт себе позиции в “Королевских гонках”, то куда идти Ф-1, как не в самую большую (после России и Украины) и вполне благополучную европейскую страну.
Дополнительным ключом к маркетинговому продвижению этапа станет и возрождение традиций. “Поль Рикар”, Ален Прост, и всё то, о чём мы говорили выше. Не знаем, как решат французские чиновники и Берни Экклстоун, но мы видим достаточно плюсов в возвращении Гран-при Франции. И пусть adieu 2008 года превратится в новый bonjour.