В начале декабря 2015 года на пресс-конференции, посвящённой возвращению Михаила Алёшина в «Индикар», создатель и главный идеолог гоночной программы «СМП Рейсинг» Борис Ротенберг обмолвился, что освободившееся Михаилом место в гонках на выносливость было бы неплохо заполнить первый российским гонщиком Формулы-1. Спустя пару недель контракт между СМП и Виталием Петровым на участие в чемпионате WEC в классе LMP2 был подтверждён официально. Для Петрова, измученного отсутствием гоночной практики, долгосрочная программа в чемпионате мира стала глотком свежего воздуха. Попробуем разобраться, что ждёт Виталия в новом чемпионате.
Техника
Выступать Петрову придётся на российском прототипе BR01 (названному, понятное дело, по инициалам главы СМП Бориса Ротенберга). Впрочем, российским прототип, созданный во Франции группой инженеров под руководством достаточно известного Паоло Катоне (его Peugeot 908 выиграл «24 часа Ле-Мана» в 2009 году) можно назвать достаточно условно. Из-за задержки поставщиками важных деталей, болид впервые вышел на трассу на полгода позже запланированного срока – в конце марта 2015-года. И хотя тесты прошли без особых проблем, дебют новинки пришлось немного отложить – до второго этапа серии ELMS в Имоле.
Сергей Злобин после дебюта BR01: «Не знаю, что должно случиться, если это не выиграет Ле-Ман»
Фото: SMP Racing
В Европейской серии Ле-Ман дела у команды шли более-менее по нарастающей, включая первые ряды на стартовой решетке и подиумы в гонках. А вот в паре гонок чемпионата мира прототип оказался не столь конкурентоспособным и проигрывал конкурентам на Ligier и Oreca несколько секунд с круга. С другой стороны, в активе у BR01 уже имеется дождевая поул-позиция в марафоне «24 часа Дайтоны» и неплохие времена на «Прологе» – двухдневных тестах перед началом сезона WEC. Отставание от соперников на шасси Alpine и Oreca уже не измеряется секундами, но оно есть. Пусть Виталий и заявил, что в SMP не спешили показывать всей скорости, истинные возможности прототипа мы узнаем не раньше первого этапа в Сильверстоуне.
Экипаж
Трио с Виталием составят его хорошие знакомые: 37-летний Кирилл Ладыгин и 33-летний Виктор Шайтар. С обоими Петров гонялся в российских чемпионатах с десяток лет назад. В 2004-м году Ладыгин переиграл Петрова в чемпионате спортпрототипов Lada Revolution (да, да – спортпрототипов!), но годом спустя Петров взял уверенный реванш.
В 2005 году Виталий параллельно выступал в Формуле-1600, где одним из его напарников в команде ArtLine Engineerin был Виктор Шайтар. И если карьера Петрова с тех пор резко взлетела вверх, то Шайтар с Ладыгином продолжали «вариться» в российских чемпионатах, изредка выбиваясь в Европу (Кирилл выступал в WTCC, Виктор – в немецкой Формуле-3). Наконец, оба попали в программу СМП, где и добились своих главных успехов на международной арене. Они стали чемпионами ELMS 2013-года (класс GTC), а Шайтар и вовсе вписал свое имя в список победителей гонки «24 часа Ле-Мана» (класс GTE). Впрочем, переоценивать эти результаты в «полулюбительском» классе всё же не стоит – вот теперь пойдёт охота за действительно крупной добычей!
2005 год. Ладыгин, Петров и Комаров на подиуме первой гонки 4-го этапа серии Lada Revolution
Фото: Архив Виталия Петрова
Соперники
Состав категории LMP2 с каждым годом все солиднее – от уровня 2014 года (лишь четыре постоянных экипажа) не осталось и следа. На первый этап в Великобритании — 11 заявок. Тут и действующие чемпионы из G-Drive Racing (Роман Русинов с напарниками явно будут фаворитами сезона), и блиставшие на тестах коллективы Strakka Racing и Signatech Alpine, и два экипажа Manor – уволенные из команды Формулы-1 Джон Бут и Грэм Лоудон долго без дела не сидели.
Есть и много знакомых имен: к примеру, это и выступавшие в Формуле-1 Бруно Сенна, Роберто Мери и Уилл Стивенс, первый чемпион IRL Скотт Шарп, выходцы из GP2 и Мировой серии Рено Фелипе Альбукерк, Стефано Рикельми и целый Хо Пин Тун, а так же пришедшие из «кузовов» трёхкратный чемпион Суперкубка Порше Рене Раст и Николя Ляпьер, представлявший российскую «Ладу» в WTCC.
Трассы
В отличие от DTM, где Петрову зачастую приходилось изучать новые для себя трассы, чемпионат большей частью пройдет на знакомых Виталию автодромах. Исключения два: японская «Фудзи», куда ни Формула-1, ни тем более DTM с «молодёжками» в годы выступления Петрова не наведывались; и перестроенный автодром имени братьев Родригес в Мексике, но поскольку трасса только дебютирует в календаре WEC, тут все будут в равных условиях. Конечно же, за исключением хитрого Уилла Стивенса, предусмотрительно выступившего тут в Ф-1.
Опыт
Этап в Сильверстоуне станет уже четвёртым в карьере Виталия Петрова в гонках на выносливость. Первые три состоялись в далеком уже 2007 году. Стоит отметить, что подготовка к сезону-2007 у Петрова была очень мощная. 22-летнему россиянину хронически не хватало наката в конкурентоспособных европейских чемпионатах, так что его менеджмент плотно занялся восполнением пробелов. В межсезонье у Петрова были запланированы тесты в полудюжине команд GP2 и WSR 3.5, по итогам которых Виталий подписал контракт с Адрианом Кампосом. Помимо этого, Виталий вернулся в «Евронову» на один этап нового чемпионата Формула-Мастерс, а так же подтвердил своё участие в серии ELMS за команду Noel Del Bello. Помимо – конечно же! – «24 часов Ле-Мана» Петров должен был стартовать ещё на трёх этапах – это шестичасовые марафоны в Валенсии (можно сказать, подготовка к Ле-Ману), Спа и «Интерлагосе».
Особых проблем с адаптацией к 400-сильному прототипу у Петрова не возникло, и, квалифицировавшись на шестом месте в классе на уже знакомом автодроме им. Риккардо Тормо, он в паре с бывшим гонщиком Ф-1 Жаном-Марком Гуноном шёл к победе в дебютной гонке, пока не забарахлила коробка передач. Экипаж Noel Del Bello был классифицирован четвёртым в категории LMP2.
Главный суточный марафон планеты начался для Петрова с жуткой аварии в тренировке – из-за медленного прокола Виталий разложил свой Courage LC75 в повороте Carting и сильно ушиб ноги. К старту гонки и Петров, и его машина были полностью восстановлены, но из-за слабого времени в первой квалификации экипаж (помимо Петрова, это не слишком известный в гоночном мире Роман Яннетта и хрупкая девушка из гонок GT Лиз Холлидай) затерялся в конце стартовой решетки даже позади некоторых машин класса GT.
Виталий Петров (первый слева в третьем ряду) с другими участниками «24 часов Ле-Мана»
Фото: Reuters
Закусив удила, Петров со товарищи постепенно прорывался к первому месту в классе, но спустя 17 часов коробка передач опять приказала долго жить. «Когда я выступал в Ле-Мане, то сразу быстро поехал, — вспоминал Петров много лет спустя. — Жаль, что у команды была хроническая проблема с коробкой передач: через пять с половиной часов коробка всегда ломалась, и мы никак не могли решить проблему. Если бы не технические проблемы, то мы вполне могли бы выиграть и в Валенсии, и в Ле-Мане. Наша машина была быстра, состав экипажа тоже был серьёзным, но коробка ломалась. Помню, в Ле-Мане разбудили в шесть утра, залез в машину — и приходилось использовать ручную коробку, потому что лепестки уже не работали. Но и ручная долго не могла выдержать».
Менеджмент Виталия разорвал контракт с дель Белло на оставшиеся гонки, но в Спа Виталий всё-таки приехал – удалось договориться с командой Courage Competition, выступающей в категории LMP1. Петров присоединился к уже знакомому Гунону и Гийому Моро, но, как оказалось, лишь для того, чтобы проехать несколько кругов в тренировках. Меньше, чем через час после начала гонки, у прототипа отказало сцепление — сесть за руль Виталий не успел. В дальнейшем к Петрову пришли первые громкие успехи в GP2, появилась четкая цель — Формула-1, и до сей поры к гонкам на выносливость выборжанин не возвращался.
Что в итоге
Пожалуй, всё-таки стоит немного аккуратнее относиться к громким словам спортивного директора «СМП-Рэйсинг» Сергея Злобина, который стал чемпионом LMP2 в тот славный сезон 2014 года. Если прототипы BR01 смогут сходу выиграть Ле-Ман и бороться за чемпионат, это будет сродни чуду. Всё-таки проверенные шасси Ligier, Alpina и Oreca побыстрее BR, но сказать, что их разделяет непреодолимая пропасть, нельзя. Если команде не будут досаждать детские болезни, детищу Бориса Ротенберга, вероятно, будет по силам несколько раз привезти своих пилотов к призовому подиуму. И в интересах Петрова, Ладыгина и Шайтара сделать так, чтобы это был именно экипаж №37. А вот дальше можно будет и о победах подумать.