Показать ещё Все новости
Три победы подряд, или История гарантирует Росбергу титул
Дмитрий Захарченко
Комментарии
Аскари, Фанхио, Шумахер и Сенна выиграли титулы, одержав несколько побед на старте сезона. Сможет ли к ним присоединиться Нико Росберг?

В Шанхае Нико Росберг одержал третью победу в сезоне, набрав максимальные 75 очков. Столь успешный старт — редкость для Формулы-1: это лишь 10-й случай, когда один пилот собирает все главные трофеи трёх первых гонок. Статистика утверждает, что теперь Росбергу не избежать титула — все девять его предшественников так или иначе становились чемпионами по итогам года.

Вспоминаем девять других не менее сильных стартов в Формуле-1 и рассказываем, чем они отличаются от трёх побед Росберга.

1953: «Бочонок» берёт второй титул

Сезон-1953 Альберто Аскари, действующий чемпион мира среди гонщиков, начал в духе предыдущего — постоянными победами. Выиграв в Буэнос-Айресе, Зандфорте и Спа «Бочонок», как называли гонщика за отсутствие талии, уверенно возглавил общий зачёт. Проходившие тогда по техническому регламенту Формулы-2 гонки Гран-при стали единоличной вотчиной «Феррари», чей автомобиль был в тот период абсолютно лучшим.

Правда, серия оборвалась в Реймсе, где алая машина Аскари финишировала только четвёртой. Однако за счёт побед в Сильверстоуне и Бремгартене Альберто уверенно взял второй титул, став первым в истории двукратным чемпионом мира. Впрочем, на этом история успехов Аскари подошла к концу. В 1954-м он присоединился к новому проекту «Лянчи», но та редко боролась за победы. Альберто выиграл пару внезачётных Гран-при, а в мае 1955-го разбился на тестах новой машины в Монце.

1954: Расцвет Фанхио

На следующий год, когда в гонки Гран-при вернулся регламент Формулы-1, на передний план вернулся Хуан Мануэль Фанхио. Перейдя после двух гонок из «Мазерати» в «Мерседес», маэстро доказал, что умеет побеждать на любой технике: победив в Буэнос-Айресе, Спа и Реймсе, Фанхио набрал почти втрое больше очков, чем преследователи, и уверенно повёл гонку за титулом.

К этому моменту мало кто знал, сколь огромный потенциал заложен в W196, футуристичный обтекаемый болид, с которым «Мерседес» ворвался в «Большие призы», и Фанхио, выиграв ещё три гонки, наглядно продемонстрировал возможности немецкой техники. С шестью победами в восьми стартах Фанхио стал вторым двукратным чемпионом мира, но история его доминирования на этом не закончилась…

>>> Отблеск эпохи Хуана-Мануэля Фанхио

1957: Фанхио делает это снова

Через четыре года Фанхио вернулся в «Мазерати». Итальянцы по-прежнему выступали на 250F, которая принесла аргентинцу титул в 1954-м. Фанхио вновь начал

Достижение Фанхио держалось почти полвека, пока Михаэль Шумахер не завоевал в 2003-м шестое чемпионство.

сезон с хет-трика, победив в Аргентине, Монако и Франции. После этих гонок на счету аргентинца было 25 очков, в то время как лучший из преследователей, не выступавших в «500 миль Индианаполиса», набрал лишь семь баллов.

В Великобритании Фанхио не повезло — из-за отказавшего двигателя он сошёл с дистанции, но никакие проблемы на пит-стопах не помешали ему выиграть следующий этап в Германии и за два этапа до окончания сезона оформить рекордный пятый чемпионский титул. Это достижение держалось почти полвека, пока Михаэль Шумахер не завоевал в 2003-м шестое чемпионство.

1991: Магия «Волшебника»

Со времён доминирования Фанхио на протяжении 34 лет никому не удавалось взять такой же старт, и лишь в 1991-м бразильский «Волшебник» Айртон Сенна, на тот момент двукратный чемпион мира, смог безраздельно побеждать в первых гонках. Сезон начался с триумфа в Финиксе, затем Сенна праздновал столь долгожданный успех на своём домашнем Гран-при и продолжил победную серию в Имоле.

«Феррари», за которую тогда выступал Ален Прост, в 1991-м не ехала, а «Уильямс» ещё не разобрался со своей FW14, так что «Макларен» оставался доминирующей силой. Сенна выиграл и четвёртый этап сезона, в то время как «Уильямсы» раскатились лишь к середине сезона. Отрыва, который Айртон создал к этому моменту, оказалось достаточно, чтобы бразилец за один этап до конца первенства обеспечил себе третье чемпионство.

>>> Догнать Проста и поднять «Минарди». Чего не успел сделать Сенна

1992: долгий путь «Биг Найджа»

На следующий год диспозиция изменилась — на этот раз «Уильямс» не знал себе равных. Доработанная трансмиссия, трэкшн-контроль и активная подвеска сделали FW14B самой совершенной машиной на стартовой решётке. На ней Найджел Мэнселл уверенно победил в ЮАР, Мексике и Бразилии, а затем и в Испании с

«Бенеттон» на удивление легко пережил запрет на использование управляющей электроники, а Шумахер выиграл три первых гонки, затем в Монако одержал четвёртую победу подряд.

Сан-Марино. После пяти побед на старте сезона «Биг Найдж» набрал вдвое больше очков, чем его напарник Рикардо Патрезе, и почти в три раза опережал следующего преследователя — Михаэля Шумахера на «Бенеттоне».

Годом ранее Мэнселл, приветствуя зрителей на трибунах, упустил победу на последнем круге Гран-при Канады. Но в этот раз британский ветеран подобных оплошностей не допускал: он одержал ещё четыре победы, установив рекорд в виде девяти выигранных Гран-при за год, и завоевал чемпионский титул за четыре гонки до окончания первенства. Несмотря на долгую карьеру и несколько очень сильных машин, это был первый и единственный титул в карьере Найджела. Завоевав главную награду в Формуле-1, британец отправился покорять Штаты и на следующий год стал чемпионом серии CART. Ну, а для «Уильямса» 1992 год ознаменовал начало победной серии машин Эдриана Ньюи.

1994: рождение легенды

Перед стартом сезона-1994 многие предрекали «Уильямсу» и его новой звезде Айртону Сенне лёгкую прогулку к очередному чемпионству, но новая машина, лишённая электронных помощников, оказалась на редкость капризной и неуправляемой даже в руках легендарного «Волшебника». Сенна завоевал три поул-позиции, но отстоять ему не удалось ни одной из них — машину срывало с трассы в самый не подходящий момент. А потом произошла Имола, навсегда изменившая мир автоспорта.

В отсутствие Сенны, победы одну за другой начал штамповать Михаэль Шумахер, ещё не «Красный барон», но уже «Золотой мальчик». «Бенеттон» на удивление легко пережил запрет на использование управляющей электроники, а Шумахер выиграл три первых гонки, затем в Монако одержал четвёртую победу подряд, а вскоре добавил к послужному списку успехи в Канаде и Франции.

Вскоре пошли слухи, что «Бенеттон» продолжает применять электронные помощники, судьям даже удалось обнаружить скрытые дорожки в бортовом компьютере трансмиссии. Росс Браун оправдывался тогда тем, что, мол, дорожки были, но ими никто и никогда не пользовался — запрещено же. Федерации не удалось ничего доказать, но затем результаты Шумахера по разным причинам дважды аннулировали, плюс выписали дисквалификацию на две гонки. Деймону Хиллу на «Уильямсе» за это время удалось сократить отрыв до минимума, и в итоге судьба чемпионства решилась в драматичной развязке в Аделаиде, когда Михаэль выиграл свой первый титул.

>>> Становление Михаэля. Как Шумахер взял титул и испортил репутацию

1996: Хилл берёт заслуженное

На Гран-при Австралии, Бразилии и Аргентины в начале сезона-1996 никто так и не смог остановить победную поступь Деймона Хилла. Сын двукратного чемпиона мира два года подряд уступал Михаэлю Шумахеру, но четвёртый сезон в Формуле-1 стал для него звёздным часом. Уход Шумахера и Брауна обескровил

В отличие от своих «коллег» Росберг находится в совершенно иной ситуации — куда более сложной.

«Бенеттон», а «Феррари» только начинала строить непобедимую команду под началом Жана Тодта.

В этих условиях на передний план вернулся «Уильямс», обладавший лучшей машиной и наиболее эффективным в пелотоне двигателем. Единственным, кто мог помешать Хиллу выиграть титул, являлся новичок «Уильямса» Жак Вильнёв. Канадец боролся до последнего и даже на финальном этапе имел шанс завоевать титул в дебютном сезоне, но опыт Хилла оказался более весомым аргументом и в Японии Дэймон наконец выиграл чемпионат.

Это был первый случай в истории, когда сын стал чемпионом Формулы-1 вслед за своим отцом. Правда, на этом успехи Хилла в «Больших призах» и закончились — под давлением Фрэнка Уильямса гонщик перешёл в «Эрроуз» и с тех пор смог выиграть лишь одну гонку — Гран-при Бельгии в 1998-м за рулём «Джордана».

Деймон Хилл лидирует на Гран-при Японии 1996 года

Деймон Хилл лидирует на Гран-при Японии 1996 года

Фото: Reuters

2000: «Скудерия» набирает силу

Приход Шумахера, Брауна и Рори Бёрна в Маранелло начал давать плоды уже на следующий год, но бороться с «Макларенами» Эдриана Ньюи не удавалось вплоть до нулевых. Когда в 2000 году Шумахер победил в Мельбурне, все радовались за «Феррари», вышедшую после долгого перерыва вперёд. Когда немец первенствовал на «Интерлагосе», многие насторожились, а после успеха в Имоле до всех наконец дошло — статус-кво изменился и теперь в Формуле-1 правит «Феррари».

«Макларен» ещё мог по чистой скорости бороться с «Феррари», а Мика Хаккинен держал марку, но Михаэль наконец-то взял своё. Второго приглашения Шумахеру не понадобилось: после восьми гонок он опережал финна на 22 очка (более 50 баллов в пересчёте на нынешние очки). Даже серия из трёх сходов подряд не поколебала позиций немца, и благодаря серии ещё из четырёх побед подряд в самой концовке сезона Шумахер завоевал свой третий титул и впервые с 1979 года вернул корону в Маранелло.

Михаэль Шумахер и Жан Тодт на подиуме Гран-при Японии 2000 года

Михаэль Шумахер и Жан Тодт на подиуме Гран-при Японии 2000 года

Фото: Reuters

2004: седьмая звезда «Красного барона»

К старту сезона-2004 Шумахер бессменно побеждал в Формуле-1 уже четыре года подряд, и мало кто сомневался, что предстоящая кампания станет очередной лёгкой прогулкой «Красного барона» и его извечного оруженосца Рубенса Баррикелло. Но даже самые пессимистичные прогнозы оказались неверными: Шумахер не просто легко выиграл очередной титул, это было, пожалуй, самое уверенное доминирование в истории «королевских гонок».

Шумахер уже во второй раз выиграл три первые гонки чемпионата — Австралию, Малайзию и Бахрейн, но не остановился на этом и победил заодно в Сан-Марино и Испании. То, что происходило затем, выходит за всякие рамки: по ходу тринадцати первых этапов Шумахер выиграл 12. Последняя из них принесла Шуми седьмой и последний титул чемпиона мира. F2004 и по сей день считается одной из наиболее совершенных машин в Формуле-1, а рекорды Михаэля ещё многие годы побить никому не удастся.

2016: без первого номера

В 2016 году история повторяется: немецкий гонщик выигрывает три гонки на старте сезона, причём ни в одной из них победитель не встречает достойного сопротивления. История, как мы видим, не знает случаев, чтобы в такой ситуации гонщик умудрился упустить чемпионство. Более того, дважды судьба титула в конце концов решалась в финальной гонке сезона, и если бы не памятное столкновение в Аделаиде-94 или какое-то иное развитие событий в Сузуке-96, статистика могла бы быть совершенно иной. И, тем не менее, в отличие от своих «коллег», Росберг находится в совершенно иной ситуации — куда более сложной.

В каждом из перечисленных выше случаев пилоты, выигравшие впоследствии титул, были однозначными первыми номерами команды: Фанхио доминировал в «Мерседесе» и «Мазерати», «Бенеттон» и «Феррари» строились вокруг Шумахера, а Вильнёв в 1996 году явно уступал Хиллу в опыте. Сейчас же в «Мерседесе» нет деления на первый и второй номера, и Льюис Хэмилтон, разумеется, не намерен дарить напарнику чемпионство.

Этапы, в которых Росберг выиграл, уже позади, и каждый новый старт — новое сражение. Сейчас о чемпионской гонке достаточно знать всего два числа: 36 очков разделяют двух главных претендентов, а до финиша остаётся 18 Гран-при. При этом стоит отметить, что столь уверенные старты сезона в Формуле-1 случаются нечасто, в среднем — раз в шесть лет, и для Росберга, если он всё-таки проиграет титул и в этом году, это будет самым унизительным поражением в жизни.

Росберг после победы на Гран-при Китая 2016 года

Росберг после победы на Гран-при Китая 2016 года

Фото: Reuters

Комментарии