Гран-при Европы был одной из главных интриг всего сезона. Приезд Формулы-1 в новую страну — это всегда событие, тем более когда речь идёт далеко не об автоспортивной державе, к коим Азербайджан отнести, конечно, нельзя. Тем не менее на улицах Баку состоялось первоклассное событие мирового уровня, и несмотря на некоторые шероховатости можно с уверенностью сказать, что страна огней справилась. И никого не удивит, если в конце сезона именно команда Арифа Рагимова получит награду за лучший Гран-при.
Не первой свежести российские авто ездят здесь бок о бок с выкрашенными в фирменный бакинский фиолетовый кэбами — такими же, как в Лондоне.
Азербайджан на карте мира
Во всём Азербайджане проживает менее 10 миллионов человек — меньше, чем в Москве, и главной целью гонки было показать Баку на карте мира. Городу есть чем похвастать. Современные небоскрёбы здесь соседствуют со средневековой архитектурой, Девичья башня, основанная в XII веке, наряду с шикарным отелем «Фэйрмонт» в комплексе «Пламенные башни» считается одной из визитных карточек столицы.
Не первой свежести российские авто ездят здесь бок о бок с выкрашенными в фирменный бакинский фиолетовый кэбами — такими же, как в Лондоне. Через дорогу от проспектов с выросшими в изобилии магазинами брендовой одежды — лабиринты покрытых брусчаткой старых улочек. И все туристы, конечно, фотографируются на том самом месте, где Никулин и Миронов произносили знаменитое «Чёрт побери». Бережно храня историю, Баку производит впечатление юного города, только обретающего свой характер.
Большие Призы в маленьком Баку
К Формуле-1 здесь готовились с размахом. Чтобы провести соревнования, власти на несколько дней перекрыли весь центр города. Впрочем, на фоне энтузиазма местных жителей, принимавших одно из крупнейших соревнований в мире, временные неудобства остались незамеченными. При туристах на них, по крайней мере, не жаловались.
Реклама едва ли не на каждой улице демонстрировала достопримечательности Баку на гигантских растяжках Baku City Circuit, а на баннерах поменьше под логотипом Гран-при Европы красовались Крис Браун, Энрике Иглесиас и Фаррелл Уильямс. Для местных концертная программа стала ещё одним весомым поводом посетить «Королевские гонки».
Формулу-1 здесь ждали, самый простой способ завязать разговор на улице — поговорить о Гран-при. В этот уик-энд Баку принимал в гостях целый мир, хотя иностранных туристов могло бы быть и больше: многие предпочли отправиться во Францию на Евро. Так или иначе, город выложился на все сто.
Столицей всего этого праздника в дни Гран-при Европы стал приморский бульвар, несколько лет назад отметивший вековой юбилей. Здесь раскинулась F1 Village: ретроспектива фотографий Марка Саттона, вырубные фигуры гонщиков (поначалу — без Квята), зона продажи сувениров и симуляторов и, конечно, обязательные фонтаны. И всё это — на фоне Каспийского моря. Дружелюбные волонтёры стремились помочь во всём — правда, удавалось это далеко не всегда.
В «Уильямсе» утверждают, что согласно их телеметрии перед торможением в первый поворот финн и вовсе разогнался до 378 км/ч.
Азербайджан только знакомится с Формулой-1, а подобные мелочи в первый год неизбежны.
Гонка Формулы-1 вырвала Баку из привычной жизни и на четыре дня погрузила город в совершенно другой мир. И в то же время «Королева автоспорта» сама познакомилась с новыми людьми: в лаунж-зоне на здании пит-билдинга для украшения стояли кальяны, а пресс-центр для журналистов располагался в гостинице «Хилтон». Последнее оказалось не самой удачной идеей — жившие в этом же отеле пилоты предпочитали, минуя прессу, скрыться в своём номере.
235 миль в час по городу
Трасса, созданная Германом Тильке, перед гонкой вызывала отдельный интерес: в Баку получился по-настоящему необычный трек. До старта первых заездов наибольшие опасения вызывала невероятно узкая секция восьмого-девятого поворотов у стен Старого города, но как только болиды покинули боксы, стало ясно, что непростых виражей здесь гораздо больше.
Ещё более удивительным сюрпризом стала главная прямая. Изначально организаторы заявляли, что ожидают на ней скоростей около 340 км/ч, что уже само по себе сделало бы Баку самой быстрой уличной трассой в мире. Затем Фернандо Алонсо сказал, что здесь можно развить и 350, но и он не угадал.
Вид на паддок и стартовую прямую ночью
По официальным данным, Валттери Боттас промчался над одной из отметок ФИА на скорости 366,1 км/ч. В «Уильямсе» утверждают, что согласно их телеметрии перед торможением к первому повороту финн и вовсе разогнался до 378 км/ч. Прежде неофициальным рекордом считались 372 км/ч, которых Хуан-Пабло Монтойя достиг в Монце в 2005-м, но, похоже, Баку переписывает историю. С трибун эти скорости ощущались. Отражаясь от стен и зданий, звук турбированных V6 даже начал подтягиваться к рёву своих атмосферных предшественников.
Формулы-1 вырвала Баку из привычной жизни и на четыре дня погрузила город в совершенно другой мир.
Со стороны воскресная гонка могла показаться скучной, но рёв машин и расслабленная атмосфера позволяют говорить: мероприятие прошло с успехом. Промоутерам не удалось сходу собрать новые трибуны, но, учитывая невысокую популярность автоспорта в Азербайджане и нацеленность на зарубежных туристов, проблемой это не является. По крайней мере на данный момент – полагаем, если ситуация не изменится через пару-тройку лет, пустые кресла начнут вызывать вопросы.
В следующем году «Пирелли» наверняка привезёт в Баку более мягкие составы резины, инженеры и пилоты уже будут знать, чего ждать от трассы, а потому начнут смелее атаковать в первом повороте. Да и проблем с износом шин станет куда меньше, что в теории должно сделать гонку ещё зрелищнее и напряжённее. Ну, а в город наверняка приедет больше болельщиков.