Проквятый сезон: в чём и почему Квят уступает Ферстаппену
Иван Матушкин
Комментарии
Кто лучше освоился в новой команде — Квят или Ферстаппен? Смотрим на факты, ищем причины, верим в Даниила.

Обмен Даниила Квята на Макса Ферстаппена, возможно, самое резонансное событие в нынешнем сезоне Формулы-1. Особенно после победы Ферстаппена в первой же гонке за “Ред Булл”. После обмена уже прошло некоторое время, чтобы мы могли с холодной головой посмотреть на результаты этого обмена и прикинуть, совершили “быки” большую ошибку или сделали гениальный ход.

Результаты

Первое, на что мы смотрим, говоря об успешности пилотов, — их достижения. И это, пожалуй, самый угнетающий пункт для поклонников Квята. Случайность, умелое

использование обстоятельств или даже заговор команды против Риккардо — что бы ни было причиной, а Ферстаппен выиграл первую же гонку в “Ред Булл”. Даниил за более чем 20 Гран-при на первую ступень пьедестала не забирался (хотя признаем, что в 2015-м техника в его распоряжении была существенно хуже).

Результаты остальных гонок тоже не в пользу россиянина. Собственно, та первая после обмена гонка в Испании была лучшей и для Макса, и для Квята. Только вернувшийся в “Торо Россо” Даня приехал 10-м. С тех пор в очки российский пилот не приезжал — отказ техники и совершенно не нужная авария в Монако, просто неудачная гонка в Монреале, поломка подвески после отличной квалификации в Баку…

Макс же вряд ли может записать себе в минусы что-то, кроме двух аварий в Монако. В Канаде голландец выжал максимум и приехал четвёртым, в Азербайджане — восьмым, на фоне проблем с «жором» шин.

Борьба с напарниками

Результаты, конечно, самый важный показатель, но не объективный. Разница между болидами “Ред Булл” и “Торо Россо” накладывает свой отпечаток. Более справедливую картину можно получить, посмотрев на борьбу Квята и Ферстаппена с новыми напарниками.

Результаты — самый угнетающий пункт для поклонников Квята.

Вопреки ожиданиям многих, Макс почти не уступает Риккардо. Да, в квалификациях между ними видна разница в чистой скорости, но в гонке голландец зачастую компенсирует её более удачными тактическими решениями (можем назвать это и ошибками «быков» по отношению к Дэну) или смелыми обгонами.

Из четырёх совместных гонок Ферстаппен дважды опередил австралийца, в Монако не добрался до финиша, а в Баку съедал Дэна на финише, но доесть не успел. Итого — 2-2 по финишам и 42-41 по очкам в пользу Риккардо. На этом фоне 4:0 в квалификации и 0,3 секунды, которые австралиец в среднем выигрывает у напарника на идеальном круге, теряются. Макс лучше реализует свою скорость и тем компенсирует её нехватку.

У Квята с Сайнсом всё далеко не так гладко, хотя квалификационный счёт (2:2) оптимистичен. Положительный момент — последний этап в Баку, причём там россиянин в субботу явно прыгнул выше головы болида. По среднему темпу Квят вроде и не уступает напарнику, по потенциалу, показанному на некоторых тренировках, пожалуй, и превосходит. Вот только реализовать этот темп не выходит. В итоге — 1-14 по очкам, 2-2 по квалификациям и 0-3 по гонкам (в Баку не доехали оба).

Как видим, потенциально Квят не хуже Ферстаппена, но реальная картина далеко не столь радужна.

Причины

В общем-то, нынешняя картина вполне ожидаема. Рассчитывать на то, что Квят сейчас станет громить Сайнса или даже обгонять на “Торо Россо” Ферстаппена, могли только самые ярые сторонники уфимца. Проблемы Даниила обусловлены объективными причинами.

Потенциально Квят не хуже Ферстаппена, но в реальная картина далеко не столь радужна.

Во-первых, это машина. Болид “Торо Россо” явно изменился с 2014 года, когда Даня его пилотировал. А привыкнуть к новой машине без предсезонных тестов, с разбегу прыгнув в кокпит, запросто не получится. Это машина с другим мотором, с другой аэродинамикой, с другим потенциалом, в конце концов. Да, у Ферстаппена тоже новый для него болид. Но этот болид попросту сильнее.

Вторая причина — психология. Вряд ли все, от доктора Марко до Франц Тоста, на голубом глазу врут фанатам, говоря о ментальных проблемах Квята в этом сезоне. А вот в чём с ними трудно согласиться, так это в том, что понижение по ходу сезона может снять с пилота давление. Даниилу и в “Ред Булл” надо было многое доказывать, а уж после перевода — успех или смерть. Ему явно показали, что его результатов недостаточно, что надо быть лучше, да ещё и выбили из седла. В такой ситуации и агрессивные высказывания, и ненужные аварии кажутся объяснимыми. Хотя и недопустимыми.

Третья причина — Карлос Сайнс. Мы много говорим о ситуации Квята, но взгляните на всё глазами испанца: о нём никто и не подумал, повышая его напарника, который не так уж Карлоса и превосходил. Вдобавок его свели с парнем, которого прежде повысили вперёд самого Сайнса. Карлосу есть что доказывать и тому, и другому, и Хельмуту Марко. Недаром в четырёх гонках после обмена он набрал 14 очков, а в четырёх до — четыре (правда, не обходилось без невезения). Карлос завёлся, и обходить его стало гораздо труднее.

Чего ждать?

Опытный воспитатель Франц Тост недавно сказал, что первоначальная подавленность у Квята прошла и он готов вернуться на прежний уровень. И в самом деле, почти за два месяца пора бы смириться с новой обстановкой. Тем более что сроки начинают поджимать. В июле Формулу-1 ждут сразу четыре этапа, а затем настанет месячный перерыв, в ходе которого зачастую принимаются самые важные решения.

Тост говорит, что не прочь оставить Квята в “Торо Россо”, Марко такой вариант тоже не исключает. И кажется, Дане надо цепляться за эту возможность. Вряд ли сейчас он может претендовать на место в топ-команде. А чтобы сесть за руль середняка или аутсайдера, надо заплатить вперёд. “Торо Россо” тут исключение. Исключение, за рулём которого можно вновь показать себя, а потом уж пробиться. Если не в “Ред Булл”, то в рано или поздно растущий “Рено”. А то и куда повыше. Пока же надо успокоиться, выдохнуть, признать былые ошибки и завести мотор.

Комментарии