Олимпийский принцип гласит — «главное не победа, а участие». Ерунда. Любой желает быть первым и с призом в руках. Пускай этот приз даже и утешительный. Нежданно-негаданно почву для дискуссий по данному поводу подготовил заместитель руководителя в «Форс Индия» Боб Фернли, не так давно предложив ввести специальный зачёт для независимых «конюшен».
Есть в этой инициативе как «щепотка» рациональности, так и «половник» безысходности. Современная Ф-1 прочно укрепляет свой имидж как соревнования толщины кошельков, несмотря на все разговоры и меленькие шажочки в отношении ограничения бюджетов, а потому, кто бы что там ни говорил, коллективам, не обладающим заводской поддержкой, легче дышать не становится.
Естественно, в новом веке мы неоднократно наблюдали периоды, когда бразды правления на трассах Формулы-1 брали на себя частные команды. Вспомним хотя бы «Ред Булл», «Браун» или в меньшей степени «Джордан». Но, даже исходя из принципа теории вероятности, нетрудно понять следующее: всегда останутся гоночные коллективы, участь которых — облизываться при виде призового шампанского и кубков. Как раз на такую ущемлённую часть пелотона и рассчитана инициатива Боба Фернли.
Впрочем, не стоит рассматривать Фернли как первооткрывателя в области борьбы за права команд-малышей. Подобная стратегия уже не первый год апробируется на практике в иных крупных сериях, да и в Формуле-1 такой прецедент имел место в былые времена. Так, в конце 1986 года ФИА объявила, что с 1989-го турбо-моторы будут поставлены вне закона. Параллельно оказалась одобрена и ещё одна революционная поправка в регламенте «Королевских гонок» — для пилотов и команд, выступавших на болидах с атмосферными силовыми установками, был учреждён специальный трофей, названный Кубком Джима Кларка. По сути, возник параллельный Формуле-1 чемпионат.
А теперь вопрос на засыпку: назовите, пожалуйста, первого обладателя титула лучшего среди худших? Вот-вот, задачка, будто из телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?» — честно. Причём на приз с шестью нулями. Правильный ответ — Джонатан Палмер, ехавший тогда за «Тиррелл» с мотором от «Форда». Само собой разумеется, что благодаря этому достижению британец вошёл в историю «королевы автоспорта», вот только мы не думаем, что однажды, сев дождливым английским вечером возле камина в своём доме, Джонатан скажет внукам: «Ребятишки, ваш дедушка выигрывал Кубок Джима Кларка!»
Объективности ради скажем, что шаг к созданию подобного зачёта в тот период действительно имел смысл: если не получалось сгладить различия в характеристиках техники из-за одновременного допуска к старту машин с разными по конструкции двигателями, то нужно было хотя бы как-то мотивировать на борьбу ту часть гоночного каравана, шанс которой на высокие очки и уж тем более подиумы был так же туманен, как небо по утрам над фазендой Палмера-старшего.
Современная Ф-1 прочно укрепляет свой имидж как соревнования толщины кошельков, несмотря на все разговоры и меленькие шажочки в отношении ограничения бюджетов.
Но зачем сегодня Формуле-1 необходим отдельный зачёт для независимых команд? Будет ли он представлять хоть малейшую ценность для самих «конюшен» и пилотов? И ещё — какие коллективы должны быть включены в его розыгрыш?
По мнению того же Фернли, если не считать его родную «Форс Индия», это ещё пять команд: «Уильямс», «Торо Россо», «Заубер», «Хаас» и «Манор». Так вот он какой, хитрюга Фернли… Не постесняемся спросить: а почему же в этом списке отсутствует «Ред Булл»? Уж если быть до конца последовательными, то австрийцев никаким боком нельзя поставить в один ряд с заводскими командами хотя бы просто по той причине, что никакой поддержки завода они не имеют и в принципе!
Хорошо, как говорится, проехали. А как дела обстоят с подобными независимыми трофеями в иных автоспортивных первенствах? Один из ярких примеров, где идентичный план был наиболее успешно реализован, — это WTCC. Однако если в Формуле-1 подобная инициатива сейчас имеет преимущественно искусственное происхождение, то в Мировом Туринге она была продиктована существующими реалиями. Дело в том, что правила в WTCC позволяют отдавать «списанные» автомобили в руки частным командам. Естественно, что более «уставшая» техника просто физически не может порой конкурировать с вооружёнными до зубов заводчанами, прогрессирующими от этапа к этапу. Именно поэтому в своё время Марчелло Лотти, ныне уже экс-промоутер Мирового Туринга, и пошёл на создание так называемого Independent Trophy (или Yokohama Trophy). В чемпионате Берни Экклстоуна прошлогодних машин пока нет, а соответственно, нет, как представляется, и надобности кого-то чем-то «утешать».
Или, например, в чемпионате мира по гонкам на выносливость в рамках класса прототипов LMP1 существует отдельная подкатегория для машин с негибридными силовыми установками. И тут опять-таки подобный формат вполне логичен, как и в случае с WTCC.
Уж если быть до конца последовательными, то австрийцев никаким боком нельзя поставить в один ряд с заводскими командами.
Возвращаясь собственно к миру Формулы-1. По просочившейся в прессу информации, предложение создать лигу независимых команд тесно переплетается с идеей ограничения бюджетов. Таким образом, все потенциальные участники данного трофея должны, условно говоря, подписаться под пунктом, предусматривающим введение лимита на расходы.
То есть выходит так, что год или два борьбы на поле частных «конюшен» сделает из крепких середнячков сразу секстет аутсайдеров? А это неизбежно и произойдёт, ведь оставшаяся часть пелотона, которую мы условно назовём заводчанами, не обязана будет играть по таким же жёстким правилам экономии. Не станет ли вся эта ситуация очередным толчком, который сможет расколоть Ф-1 на несколько отдельных первенств, уже официально разведённых по разные стороны баррикад?
И всё-таки: почему же появились ростки того предложения, о котором рассказал Боб Фернли из коллектива «Форс Индия»? Дело в том, что на сегодняшний день «Индийская Сила» в некотором смысле зависла между двумя этажами — топ-командами и отстающими. Коллектив Виджая Малльи явно является наиболее стабильным среди всех середняков, но одновременно с этим до лидирующего трио команд им не дотянуться. Вот и выходит, что «Форс Индия» будто играет в своей собственной лиге, а банально зарабатывать неплохие очки в свою копилку уже попросту неинтересно. Но, как мы отметили, одна просмотренная мелочь в возможном проекте регламента зачёта независимых команд способна привести к совершенно противоположным последствиям, обрекая ту же «Форс Индия» на тотальное обрушение в подвал.
Тем не менее представим, что «Большой цирк» во главе с Берни всё-таки решится на проработку нововведения, связанного с созданием зачёта частников. Как сгладить наиболее острые углы и сделать так, чтобы от данного решения все только выиграли?
Все потенциальные участники данного трофея должны, условно говоря, подписаться под пунктом, предусматривающим введение лимита на расходы.
Во-первых, не ограничивать бюджеты незаводских сил в пелотоне — ибо это банальное вредительство и рытьё ямы для Формулы-1 как таковой. Во-вторых, пока серьёзно хромает мотивация тех, кто включится в борьбу за данный зачёт. Логично было бы не просто смастерить замечательный по дизайну кубок, а «наградить рублём» команду-триумфатора этого самого независимого трофея.
С другой стороны, получив неплохие призовые, лучший частник сможет в очередное межсезонье на заработанные средства добиться заметного прогресса в плане подготовки техники, а это сделает его несопоставимым по силе с менее удачливыми в предыдущий сезон «собратьями» по независимому зачёту. Выходит, что своеобразный «пирог» Формулы-1 будет состоять уже не из двух «прослоек», а всех трёх…
Пословица гласит — «семь раз отмерь, один раз отрежь». В данном случае, похоже, ничего «отмерять» и «резать» нежелательно от слова «совсем». Формула-1 — пёстрое лоскутное одеяло. Да, оно может кому-то не нравиться. Но собственноручно кромсать его на мелкие кусочки, к сожалению или к счастью, означает лишь одно — лишиться его самого.