К 25 годам в послужном списке Хуана-Пабло Монтойи было сразу несколько больших побед: он был чемпионом Ф-3000, с первой попытки стал лучшим в CART в период расцвета серии, выиграл свои дебютные 500 миль Индианаполиса. Так что в Формулу-1 в 2001-м колумбиец пришёл в статусе молодого, но уже вполне сформировавшегося гонщика, а не только лишь подающего какие-то надежды дебютанта – явление в наши дни редкое. Но здесь прежние заслуги становились лишь багажом за спиной, доказывать свою скорость новичку предстояло заново.
С аналогичной задачей не справились, к примеру, такие звёзды Америки, как Майкл Андретти и Алессандро Занарди.
А у Монтойи к тому же был вполне реальный соперник за место в «БМВ-Уильямсе»: годом ранее в команде дебютировал Дженсон Баттон, проявил себя довольно неплохо и, оставаясь на контракте, ушёл в аренду в «Бенеттон». Хуан-Пабло, вояж которого за океан тоже был своего рода обменом (будучи связанным с «Уильямсом» с 98-го, он отправился в CART как раз на место Занарди), был просто обязан затмить англичанина образца чемпионата-2000, чтобы задержаться в бело-синем болиде дольше, чем на сезон. Помочь ему в этом должны были всё более мощный двигатель «БМВ» – увы, всё столь же ненадёжный – и новые шины от «Мишлен»: «Уильямс» был единственной командой «большой тройки», кто рискнул переобуться во французскую резину.
На старте сезона в Мельбурне Монтойя выглядел, в общем, неплохо, но выше головы (и напарника Ральфа Шумахера) не прыгнул, на момент отказа мотора поднявшись до пятого места. В Малайзии же гонка для колумбийца закончилась разворотом на мокрой трассе. Зато на третьем этапе на «Интерлагосе» дебютант чемпионата покорил мир Формулы-1, в жёсткой схватке отобрав лидерство в гонке у Михаэля Шумахера: в Бразилии он летел к победе, пока его не вынес отстававший на круг Йос Ферстаппен на «Эрроузе».
Хуан-Пабло Монтойя после победы в квалификации в Монце-2001
Фото: Reuters
В Испании колумбиец финишировал вторым, затем повторил это достижение на «Нюрбургринге», но то были единственные два его финиша в первых 10 Гран-при сезона. Он мог выиграть в Австрии, но подвели тормоза и собственная горячность. FW23 вообще и в его руках в частности очень здорово смотрелся на быстрых трассах: в Германии Монтойя впервые стартовал с поула,
1. Хуан-Пабло Монтойя («БМВ-Уильямс») – 1:16.58,493
2. Рубенс Баррикелло («Феррари») +5.175
3. Ральф Шумахер («БМВ-Уильямс») +17.335
4. Михаэль Шумахер («Феррари») +24.991
5. Педро де ла Роса («Ягуар») +1:14.984
6. Жак Вильнёв («БАР») +1:22.469
7. Кими Райкконен («Заубер») +1:23.107
8. Жан Алези («Джордан») +1 круг
9. Оливье Панис («БАР») +1 круг
10. Джанкарло Физикелла («Бенеттон») +1 круг
11. Ник Хайдфельд («Заубер») +1 круг
12. Томаш Энге («Прост») +1 круг
13. Фернандо Алонсо («Минарди») +2 круга
Не финишировали:
Энрике Бернольди («Эрроуз»)
Алекс Йонг («Минарди»)
Хайнц-Харальд Френтцен («Прост»)
Йос Ферстаппен («Эрроуз»)
Мика Хаккинен («Макларен»)
Эдди Ирвайн («Ягуар»)
Дэвид Култхард («Макларен»)
Дженсон Баттон («Бенеттон»)
Ярно Трулли («Джордан»).
после чего выиграл квалификацию и в Спа, но в обоих случаях в воскресенье ломался силовой агрегат «БМВ».
В итоге к 15-му этапу чемпионата, который проходил на ещё одной трассе скорости – в Монце – Хуан-Пабло имел в своём активе всего четыре финиша (помимо двух подиумов – четвёртое место на «Сильверстоуне» и восьмое в Венгрии) и лишь 15 очков, с которыми занимал шестую строчку в табели о рангах. Для сравнения — Шумахер-младший к тому моменту одержал три победы и набрал почти в три раза больше зачётных баллов – 44.
Гран-при Италии начинался на фоне страшных вестей из США, где 11 сентября произошли террористические акты. В день гонки всё стало ещё мрачнее, и теперь это имело прямое отношение к гонкам: на этапе CART на «Лаузицринге» разбился Занарди. Итальянец потерял в аварии обе ноги, и было неясно, выживет ли он. Добавьте сюда события годичной давности, когда в Монце в результате массового столкновения на первом круге погиб маршал. Обстановка не могла не сказаться на настроениях в паддоке: Шумахер-старший, например, вообще отказывался выходить на старт, а после на правах действующего чемпиона пытался добиться того, чтобы все пилоты несколько первых поворотов проехали медленно.
Для Монтойи уик-энд стартовал со второго времени в пятницу, где он уступил лишь собственному напарнику. В субботней тренировке Хуан-Пабло сохранил вторую позицию, а вот лидер сменился – вперёд вышел другой Шумахер. Однако в квалификации «БМВ-Уильямс» оказался сильнее: колумбиец завоевал третью поул-позицию в сезоне, причём сделал это с запасом – для победы над соперниками, ближайшим из которых стал Рубенс Баррикелло на «Феррари», ему хватило бы и второго по результату круга. А третье место на уорм-апе в воскресенье лишь подтвердило, что Монтойя всерьёз может претендовать на борьбу за победу – только бы мотор сдюжил.
Старт колумбиец выиграл, сохранив лидерство, но Баррикелло не отставал от новичка ни на шаг и на девятом круге отобрал-таки у Хуана-Пабло первую позицию. А вскоре на Монтойю стал наседать и напарник бразильца Михаэль Шумахер, заставив его обратить всё внимание на оборону второго места. Скорость «Феррари» объяснялась другой тактикой: два красных болида (в тот уик-энд – без единой наклейки) шли на два пит-стопа против одного у «БМВ-Уильямсов». А в Монце как нигде важен каждый лишний килограмм топлива.
Неудивительно, что к своей первой дозаправке на 19-м круге Баррикелло успел уехать от Монтойи почти на 10 секунд. Но всё преимущество бразилец упустил из-за сломавшегося крепления крышки люка топливного бака. Гонщик «Феррари» потерял в боксах около семи секунд, а вместе с ними и шансы на борьбу с колумбийцем. Тот снова вышел в лидеры Гран-при.
Монтойя впереди М. Шумахера на Гран-при Италии-2001
Фото: Reuters
Хуан-Пабло возглавлял гонку до своего единственного пит-стопа на 28-м круге, когда он выпустил вперёд Ральфа Шумахера. Тот попытался пересидеть собственного напарника, оттянув свою дозаправку аж до 35-го круга, однако это ему не помогло: в гонку немец вернулся только четвёрым, позади временно вернувшего себе первую позицию Баррикелло, Монтойи и брата Михаэля. Но двум «Феррари» предстояло ещё по разу побывать в боксах.
На 41-м витке Монтойя наконец снова увидел перед собой чистую трассу: к механикам во второй раз поехал Баррикелло. Только он сохранял ещё какие-то шансы на борьбу с двумя «БМВ-Уильямсами». Из боксов Рубенс вернулся в двух секундах позади Ральфа, который в свою очередь отставал от лидера ещё почти на пять – вот она, цена заминки во время первой дозаправки! Бразилец быстро расправился с Шумахером-младшим, но догнать Монтойю уже не мог.
Хуан-Пабло первым увидел клетчатый флаг – на этот раз мотор «БМВ» выдержал испытание длинными прямыми. А по победам колумбиец успел соскучиться: в последний раз он финишировал впереди всех ещё в CART, год назад. Выиграв, Монтойя сделал прекрасный подарок не только себе (к 26-летию), но и своему отцу, у которого в день гонки был день рождения – он приехал в Монцу поддержать сына.
Победа в Италии отбросила последние сомнения: Монтойя сохранил за собой место в «Уильямсе», где о Баттоне больше и не вспоминали. Уже в 2002-м вчерашний дебютант считался едва ли не главным соперником Шумахера-старшего, а в сезоне-2003 до последнего боролся с немцем и Кими Райкконеном за чемпионский титул. Впереди был переход в «Макларен» и неожиданное расставание с Ф-1 по ходу чемпионата-2006: Хуан-Пабло променял её на «НАСКАР», где, к слову, тоже не затерялся. А к 40 годам колумбиец вернулся в «Индикар», чтобы во второй раз выиграть «Инди-500» и едва не стать чемпионом.