Кими Райкконен стал чемпионом мира в 2007-м, в первый же год работы с «Феррари». Титул финн выиграл буквально под клетчатым флагом, опередив два боровшихся между собой «Макларена» на последнем этапе в Бразилии. Но с середины сезона-2008 Кими ушёл в тень, отрядив на защиту чемпионского звания для «Феррари» своего напарника Фелипе Массу. Сам же финн закончил год третьим, выиграв всего две гонки. Одна из этих двух побед была одержана в Малайзии, где Райкконен уже поднимался на верхнюю ступень подиума в 2003-м.
Повторить этот успех на старте чемпионата 2009 года, казалось, было невозможно. Новый технический регламент перевернул всё с ног на голову, и прошлогодние лидеры оказались затерянными в середине пелотона. Для победы «Феррари» требовалось уже нечто большее, чем просто безошибочная гонка. К примеру, в Мельбурне красные машины со скрипом прошли в третий сегмент квалификации, а в гонке ни одна из них не доехала до финиша. Пока у болида не было ни скорости, ни надёжности, нужно было придумать что-то с тактикой. Именно это Райкконен и его команда и попытались сделать на «Сепанге». Благо условия для хода конём были вполне себе благоприятные: на воскресенье обещали ливень.
Уик-энд в Малайзии начался для Райкконена с приключений с ещё сырой KERS: в 2009-м система частенько становилась причиной головной боли. Из-за короткого замыкания в первой тренировке машина финна загорелась, но «дымящийся» финн смог вернуть её в боксы. Впрочем, происшествие не помешало ему занять довольно высокую шестую позицию по итогам сессии, следом за собственным партнёром по команде и впереди действующего чемпиона Льюиса Хэмилтона на «Макларене». А после обеда Кими не только наверстал упущенные километры, но и смог показать при этом лучшее время. Две «Феррари» возглавили протокол второй тренировки, а финн получил необходимый заряд уверенности: когда с машиной проблем нет, они могут быть конкурентоспособны.
В пятницу болид Райкконена загорелся из-за неисправности KERS
Фото: Ferrari
Однако уже в субботу с утра всё встало на свои – по состоянию на весну-2009 – места: без видимых проблем Кими опустился на седьмое место. В квалификации Райкконен уступил ещё две позиции, показав только девятый результат. При этом он стал лучшим среди не слишком счастливых обладателей KERS (читай – пилотов вчерашних топ-команд: «Макларена», «Феррари», «БМВ-Заубера» и «Рено»). Поул-позишн же, как и в Австралии, завоевал гонщик «Брауна» Дженсон Баттон, и ему финн проиграл целую секунду. «Главная наша проблема – это отсутствие скорости, – резюмировал Кими. – Машина не имеет серьёзных недостатков в какой-то области, но у нас недостаточно сцепления с трассой для борьбы с теми, кто впереди».
При таких исходных данных, пожалуй, единственной зацепкой для возможного прорыва в воскресенье был прогноз погоды на гонку.
1. Дженсон Баттон («Браун») – 55:30.622
2. Ник Хайдфельд («БМВ-Заубер») +22.722
3. Тимо Глок («Тойота») +23.513
4. Ярно Трулли («Тойота») +46.173
5. Рубенс Баррикелло («Браун») +47.360
6. Марк Уэббер («Ред Булл») +52.333
7. Льюис Хэмилтон («Макларен») +1:00.733
8. Нико Росберг («Уильямс») +1:11.576
9. Фелипе Масса («Феррари») +1:16.932
10. Себастьен Бурдэ («Торо Россо») +1:42.164
11. Фернандо Алонсо («Рено») +1:49.422
12. Казуки Накаджима («Уильямс») +1:56.130
13. Нельсиньо Пике («Рено») +1:56.713
14. Кими Райкконен («Феррари») +2.22.841
15. Себастьян Феттель («Ред Булл») +1 круг
16. Себастьен Буэми («Торо Россо») +1 круг
17. Адриан Сутиль («Форс Индия») +1 круг
18. Джанкарло Физикелла («Форс Индия») +2 круга.
Не финишировали:
Роберт Кубица («БМВ-Заубер»)
Хейкки Ковалайнен («Макларен»).
Дождь прошёл до старта и собирался вернуться уже по ходу заезда: условия, в которых можно не только многое приобрести, но и всё потерять. Но в «Феррари» с оптимизмом смотрели на грозные тучи в небе над «Сепангом».
Райкконен ушёл в бой с седьмого места: Рубенс Баррикелло на «Брауне» и Себастьян Феттель на «Ред Булл», опередившие его в квалификации, стартовали позади финна из-за различных штрафов. Ещё одну позицию Кими отыграл уже на первых метрах дистанции, когда у Роберта Кубицы отказал мотор «БМВ». Ещё Райкконен в стартовой суматохе смог оставить позади Тимо Глока и Марка Уэббера, но взамен пропустил Фернандо Алонсо и Баррикелло. Так или иначе, шестое место для начала – не так уж и плохо.
На 11-м круге Райкконен поднялся в топ-5, после упорной и равной борьбы опередив Алонсо – помогла небольшая промашка испанца. От лидера Нико Росберга из «Уильямса» к тому моменту он отставал уже почти на полминуты, от шедшего четвёртым Баррикелло – более чем на четверть. Позиции финна оставались неизменными до 18-го круга, когда на трассу наконец-то упали первые капли дождя. К этому моменту из лидирующей группы в боксах успели побывать Росберг, Уэббер и Ярно Трулли. И «Феррари», на капитанском мостике которой в качестве консультанта находился семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, решила рискнуть.
Райкконена позвали в боксы, чтобы на опережение поставить ему дождевую (даже не промежуточную!) резину. Расчёт был на то, чтобы сэкономить один пит-стоп и заодно выиграть время, пока конкуренты будут на сликах под ливнем ползти в боксы. А поскольку круг на «Сепанге» довольно длинный (пять с половиной километров), тактика должна была сработать.
Но прошла минута, две, три – а желанного дождя всё не было. Кими терял позицию за позицией, а шины всего за несколько километров по практически сухому асфальту истёрлись до такого состояния, что их пора было менять. В итоге, когда спустя четыре (!) круга после рискованного пит-стопа «Феррари» ливень всё же начался, и все, кроме Кими, дружно поехали в боксы за дождевой резиной, Райкконен обнаружил себя на далёкой 14-й позиции чуть ли не в круге отставания от лидеров. От пятого места, на котором он шёл до своего пит-стопа, его отделяла целая минута. А самая плохая новость была в том, что у абсолютно всех его соперников теперь были свежие дождевые шины, в то время как сам Райкконен плыл на уже изношенных покрышках и жаловался по радио, что шины умерли.
Тот самый пит-стоп «Феррари»: Райкконену заранее ставят дождевые шины
Фото: Ferrari
К 29-му кругу, когда первый заряд дождя прошёл, резина у Кими ушла окончательно, и финну пришлось остановиться во второй раз. Траектория начала подсыхать, и в «Феррари» решили сделать ставку на промежуточные шины, чтобы хоть как-то отбить потери. Но коварная малазийская погода опять посадила Кими и его команду в лужу: едва он вернулся на трассу, с неба вновь полило, как из ведра. Райкконену ничего не оставалось, кроме как кругом спустя вернуться в боксы за резиной для сильного дождя.
Но и для таких шин воды на трассе в этот раз было слишком много, а главное – практически до нуля упала видимость, так что заезд прервали. На момент появления красного флага позади Райкконена была только «Форс Индия» Адриана Сутиля (Феттель, Себастьен Буэми и Джанкарло Физикелла оказались в итоговом протоколе ниже финна лишь потому, что из-за разворотов вовсе не доехали до момента остановки гонки).
Пока остальные дожидались возобновления гонки на решётке, Кими ушёл в боксы, переоделся в футболку и шорты и, ничуть не смущаясь ТВ-камер, достал из холодильника в боксах «Феррари» мороженое. Болид тоже закатили в гараж. Команда объяснила отказ от продолжения борьбы отказом KERS: мол, шансов продолжить борьбу в случае рестарта не было. Правда, злопыхатели придерживались иной версии: мол, претендовавший как минимум на хорошие очки Райкконен в результате просчёта «Феррари» потерял не только все шансы на приемлемый результат, но и всякий интерес к гонке.
Добровольно сложив оружие, Райкконен хоть из этого извлёк выгоду для себя: после почти часового режима ожидания гонку решили не возобновлять, так что финн просто ушёл с работы на час раньше остальных.
Больше «Феррари» решила так с тактикой не рисковать, взявшись отыгрывать отставание более традиционными методами – с помощью обновлений машины. Болид более-менее поехал лишь к середине сезона, и Райкконен закончил сезон-2009 шестым, всего в одном очке позади экс-чемпиона Хэмилтона, одержав одну победу в Бельгии.