В минувшие выходные на «Хоккенхаймринге» в рамках уик-энда DTM состоялся финальный этап чемпионата Европы Формулы-3 — одного из сильнейших в мире молодёжных первенств, из которого в Формулу-1 пришли Макс Ферстаппен и Эстебан Окон, а вскоре перейдёт и Лэнс Стролл. В этом году в чемпионате Европы дебютировал Никита Мазепин.
Заключительный этап серии принёс россиянину подиум: в первой гонке он стал третьим среди новичков (седьмым в общем зачёте) — наряду с победой на этапе британской «трёшки», этот результат стал одним из главных моментов в его карьере. По итогам сезона Мазепин занял девятое место в зачёте новичков и 20-е – в общей классификации.
Экс-менеджер Виталия Петрова Оксана Косаченко не раз заявляла, что верит в появление Никиты в Формуле-1. «Судя по той программе, по которой он идёт, в 2018 году у него будет контракт на постоянное пилотирование автомобиля», — заявляла Оксана Павловна месяц назад. «Чемпионат» встретился с Мазепиным в паддоке «Хоккенхаймринга» и поговорил с гонщиком о завершившемся сезоне, предстоящем Гран-при Макао и его работе в составе «Форс Индия».
«Это был самый трудный сезон в моей карьере»
В «формульных» гонках Мазепин дебютировал в прошлом сезоне, когда после выступлений в зимней серии «Тойоты» гонялся в двухлитровом классе Формулы «Рено». В том году Никита завоевал подиум в Шпильберге и стал шестым среди дебютантов первенства.
По окончании сезона Мазепин перебрался в европейскую Формулу-3 — сильнейшую серию в мире в этой категории. Никита попал в состав HitechGP, команды, которая дебютировала вместе с россиянином
В ряде гонок мы очень хорошо выступали, но нам не везло. В Спа мы стартовали третьими, в гонке я вышел на второе место, а затем сломался мотор.
.
«В ряде гонок мы очень хорошо выступали, но нам не везло. Например, в Спа мы стартовали третьими, в гонке я вышел на второе место, а затем сломался мотор, — вспоминает гонщик. — Могу признаться, что в начале сезона я не чувствовал себя готовым: скорость, на которой нужно было проходить повороты, была настолько выше, чем в Формуле «Рено», что мне потребовалось время, чтобы адаптироваться. Это, пожалуй, был самый трудный сезон в моей гоночной карьере».
Начало сезона для Никиты действительно сложилось довольно трудно, но уже на первом этапе он набрал первые очки, финишировав десятым на «Поль Рикаре», а через какое-то время произошёл прорыв в Спа, где у Мазепина появился шанс побороться за подиум, но, увы, возникли технические проблемы. Тем не менее, финальный этап, принесший Никите подиум среди новичков, показал, что россиянин на верном пути. Недаром два из четырёх финишей в очках пришлись именно на уик-энд в Хоккенхайме.
Никита Мазепин на этапе в По
Фото: hitechgp.co.uk
«В зоне комфорта находиться нельзя»
Сейчас, оценивая сезон, Мазепин отмечает, что работа внутри команды и анализ телеметрии стали фундаментом достигнутого прогресса. Автомобиль Формулы-3 — это сбалансированный болид, на котором по-настоящему талантливый пилот может достаточно быстро найти свой темп и стабильно проходить круги. Однако для высоких результатов этого порой бывает недостаточно.
Если ты едешь на том уровне, когда тебе комфортно, придёт парень и ему будет некомфортно, но он будет быстрее — и это всё, что нужно в гонке.
«Если ты едешь на том уровне, когда тебе комфортно, придёт парень и ему будет некомфортно, но он будет быстрее — и это всё, что нужно в гонке. Когда ты работаешь над собой, стараешься прибавить в поворотах, нельзя находиться в зоне комфорта, — говорит Никита. — И это была моя самая большая ошибка: в первых гонках мне было комфортно, но я был медленным».
Одной из сложностей для молодого гонщика стало и то, что HitechGP, как и сам пилот, только пришли в чемпионат Европы. Для того чтобы коллектив сработался и смог реализовать потенциал, потребовалось время. Мазепин и его партнёры по команде выезжали на тренировках с разными программами и затем сравнивали данные, чтобы выбрать общее направление.
«Стиль пилотирования может отличаться, и периодически у меня были отличные от партнёров регулировки. Инженеры, конечно, могут что-то подсказать, но окончательное решение принимаешь ты, так что поначалу было сложно выбирать из многообразия вариантов», — отмечает Мазепин.
«Формула-1 пока далеко»
В начале июля россиянин в рамках коллективных тестов Формулы-1 в Сильверстоуне дебютировал за рулём болида «Больших призов». Никита к тому моменту уже несколько месяцев был пилотом по развитию «Форс Индия» и отработал многие часы на симуляторе. В первый день Никита показал пятое время среди одиннадцати пилотов, а во второй был четвёртым, менее секунды уступив Кими Райкконену.
«„Форс Индия“ — это небольшая команда из Сильверстоуна, у которой нет ни огромного бюджета, ни большого штата. У них не было гонщика, который мог бы дни и ночи работать на симуляторе — и таким гонщиком стал я», — рассказывает россиянин.
Мазепин на тестах «Форс Индия» в Сильверстоуне
Фото: Sahara Force India
Сотрудничество с «Форс Индия» стало для Мазепина дополнительным вызовом, поскольку теперь гонщику приходилось работать сразу на два фронта: помогать в работе с VJM09 и выступать за HitechGP в Формуле-3. Тем не менее опыт работы в Сильверстоуне дополнял навыки, полученные в европейском молодёжном первенстве.
«В начале сезона, особенно, перед первыми тестами, я очень много тренировался — не только на симуляторе, но и по программе, которую для меня разработала „Форс Индия“. Со мной работал известный английский тренер Роб Уилсон, мы тренировались на обычной машине на взлётной полосе, по которой прокладывалась трасса. И, конечно, много работы над „физикой“ и в других сферах», — говорит россиянин.
Сейчас я должен прогрессировать в своих гонках и не „прыгать“ слишком рано — пока что Формула-1 от меня достаточно далеко.
«Форс Индия» известна своей активной работой с резервистами и молодыми пилотами. Пол ди Реста и Нико Хюлькенберг получили места боевых пилотов только после сезона в качестве тестеров, лишь благодаря «Форс Индия» попробовать свои силы за рулём болида Формулы-1 смогли Даниэль Хункаделья и Альфонсо Селис. Теперь шанс изучить «Королевские гонки» изнутри выпал Мазепину. Пока всё идёт как надо, но впереди ещё долгий путь.
«Сейчас я должен прогрессировать в своих гонках и не „прыгать“ слишком рано — пока что Формула-1 от меня достаточно далеко. На данной стадии меня ещё ждёт Гран-при Макао. Я ещё не начинал к нему готовиться, но это будет самая длинная гонка в сезоне, трудная физически, — говорит пилот. — Я думаю, нам нужно будет создать условия такой же влажности и жары в Англии — у нас там есть специальная комната, в которой мы тренируемся и можем воссоздать различные условия. А если о самом пилотировании, то предстоит во всех подробностях изучить трассу, проехать сотню кругов на симуляторе. Эта гонка обладает статусом чемпионата мира, так что важно будет хорошо выступить».