Вопросы к Россу. Чем хорош и плох Браун во главе Формулы-1
Иван Матушкин
Комментарии
Росс Браун может стать одним из руководителей Формулы-1. Но перевесит ли технический гений Брауна его политическую слабость?

Формуле-1 нужны перемены — с этим почти никто не спорит. Руководство серии застоялось и не всегда готово отвечать на изменения в окружающем мире. Многолетний глава Ф-1 Берни Экклстоун не справился с приходом цифровых технологий, и чемпионат всё ещё не получает прибыли от соцсетей, на которую рассчитывает

новый руководитель из Liberty Media. Слухи, что перемены грядут, появились сразу после покупки контрольного пакета акций американской компании. А в последнюю неделю они обрели форму — это Росс Браун.

Какую роль будет выполнять Браун, пока неясно. Говорилось, что он займёт место Берни. Была информация, что Экклстоун и Браун разделят полномочия и будут руководить вместе. Сам Росс уверяет, что пока лишь консультирует Liberty. Вопросы требуют ответов, но надо разобраться и с тем, чем же может заниматься Браун, если всё-таки вернётся с рыбалки к активной работе.

1. Техническая подкованность

Плюс Брауна, с которым никто не станет спорить — это его опыт в роли технического руководителя. Росс был техническим директором «Феррари» в лучшие годы Михаэля Шумахера, он за год сделал из оставшейся от «Хонды» команды чемпиона Формулы-1 и заложил основы сегодняшнего успеха «Мерседеса». Браун не работал с нынешним техническим регламентом, но зимой его сменят, и наверняка специалист такого уровня быстро вникнет в новый порядок вещей.

В то же время мало кто сомневается, что техническая сторона — слабое место Экклстоуна. 84-летний Берни много лет вздыхает по старым моторам и былой простоте, но нужно смотреть правде в глаза — ревущих, пожирающих топливо, неэффективных и антиэкологичных моторов в Ф-1 больше не будет никогда. Боссы глобальных концернов хотят идти в ногу со временем, а «Королевские гонки» для них — экспериментальная площадка и глобальная витрина в одном лице. А значит, и её руководитель должен соответствовать этим требованиям.

2. Налаженные связи

Несколько лет проведший вне Ф-1 Браун остаётся одним из самых уважаемых людей в чемпионате. Его

84-летний Берни много лет вздыхает по старым моторам и былой простоте.

авторитет, заработанный успешными проектами, не померк, а трёхкратный чемпион серии Льюис Хэмилтон совсем недавно сокрушался из-за того, что слишком мало поработал с Россом.

Браун трудился в Энстоуне, где ныне базируется «Рено», делал чемпионские машины «Феррари», сотрудничал с «Хондой» и «Мерседесом». Он прекрасно знаком с Жаном Тодтом, Экклстоуном и Тото Вольфом. Кто ещё среди потенциальных кандидатов на место босса Ф-1 может похвастаться таким бэкграундом?

3. Отпуск

Когда в прессе всплывали слухи о переходе Тото Вольфа или Кристиана Хорнера на место Экклстоуна, неизменно возникал вопрос: а будут ли боссы «Мерседеса» и «Ред Булл» объективны и беспристрастны, пересев из одного кресла в другое.

Перед глазами есть пример президента ФИА Жана Тодта, которого далеко не сразу стали воспринимать отдельно от «Феррари», да и сейчас могут упрекнуть в излишнем влиянии Маранелло на регламент Ф-1.

Браун же не только работал в разных командах, но и провёл солидное время вне Ф-1. Сейчас никто не привяжет его к «Феррари» или «Мерседесу» (особенно после жёстких слов в адрес Вольфа и Лауды), а значит, будет меньше споров о пристрастности и политической ангажированности. А политика в «Королевских гонках» значит не меньше, чем топливо в болидах.

4. Возраст

Если говорить о минусах, то один из самых очевидных — возраст Брауна. Когда велись разговоры об омоложении

На фоне Экклстоуна 61-летний Браун ещё молод.

руководства Ф-1, вряд ли предполагалось, что «омоложением» станет человек пенсионного возраста. Да, на фоне Экклстоуна 61-летний Браун ещё молод, но сможет ли он вести серию в будущее?

Ветераны Ф-1 известны своей любовью к давно минувшим дням, но ностальгия никак не спутник прогресса. Готов ли чемпионат получить ветерана вместо патриарха? И что будет, если два немолодых человека станут руководить чемпионатом вместе?

5. Политическая неопытность

Одной из самых горячих тем осени в Ф-1 стали слова из книги в Брауна, в которой он признался, что покинул «Мерседес», так как не мог доверять Вольфу и Ники Лауде. Из «Феррари» он уходил в отпуск, но так и не смог вернуться (по слухам, Росс расстроился, что после ухода Тодта его не сделали новым руководителем «Скудерии»). «Хонда» покинула чемпионат через год после прихода британца, а созданный им «Браун» избавился от руководителя после перехода под крыло «Мерседеса».

Браун не зарекомендовал себя успешным бойцом подковёрных игр, а в Формуле-1 без них никуда.

Браун не зарекомендовал себя успешным бойцом подковёрных игр, а в Формуле-1 без них никуда. Этот минус потеряет значимость, если улаживать вопросы будет Экклстоун, но, во-первых, Берни не вечен (сам с трудом верю, что написал такое), а во-вторых, в должности спортивного босса Браун будет отвечать за регламент. Сможет ли он добиться единства от стольких сторон? Как на него отреагируют те же Вольф и Лауда? И не растеряет ли Браун весь авторитет, если для решения проблем придётся просить о помощи Экклстоуна?

6. Отход от дел

Слухи о том, что Браун вернётся в чемпионат, ходили с момента его ухода. Но Росс уверял, что неспешная жизнь на пенсии и рыбалка ему куда интереснее. Окажется ли он после паузы готов вернуться к делу, которое требует участия 24 часа в сутки, семь дней неделю, 52 недели в год?

Есть пример Эдриана Ньюи, который далеко не сразу сделал шасси «Ред Булл» лучшим в чемпионате, решив заняться ещё и парусным спортом. Сейчас Эдриан работает над дорожными автомобилями, и как это повлияет на его команду, пока неизвестно. Далеко не всегда возрастным специалистам удаётся поддерживать себя в форме, даже не отходя от дел. А уж вернуться на том же уровне, на котором уходил — это и вовсе гроссмейстерская задача.
***
У Брауна хватает плюсов и минусов, и наверняка в офисе Liberty все их знают лучше нас. Так или иначе, а перемены Ф-1 действительно нужны. Стабильность — путь к стагнации, а оттуда к упадку. Росс ждёт своего назначения, мы ждём перемен.

Комментарии