2016 год в Формуле-1 запомнится уходом двух ветеранов — Фелипе Массы и Дженсона Баттона. Но ещё один старожил, самый возрастной пилот чемпионата Кими Райкконен неожиданно воскрес и стал показывать хорошие результаты. В чемпионате Кими уступает лишь девять очков своему напарнику Себастьяну Феттелю, но действительно ли это заслуга финна или четырёхкратный чемпион так провалился? Рассмотрим ряд факторов.
Наверняка и сам Кими понимает, что даже при чемпионской “Феррари” ему уже не быть чемпионом.
Надёжность
Одно из главных преимуществ Райкконена в борьбе с Феттелем – надёжность. Кими трижды за сезон не добрался до финиша, в то время как Себ трижды не финишировал, а ещё раз даже не стартовал. В гонках, в которых на финише не было Феттеля, Райкконен набрал 60 очков. У Себастьяна в аналогичной ситуации 39 баллов. 21 очко разницы весьма ощутимо во внутрикомандной борьбе: не будь их у Кими, он сильно бы отставал.
Ещё один момент — изначально менее рискованный подход к гонкам. Там, где Феттелю выбирают агрессивную стратегию с неизвестным исходом, Кими едет на усреднённо оптимальной тактике. Правда, иногда это идёт и во вред, как совсем недавно в Мексике, где надёжное решение с лишним пит-стопом лишь откинуло финна назад.
Также осторожен Райкконен и в борьбе. Финн атакует и обороняется старательно, но надёжно, не совершая лишних движений. В его исполнении точно не представишь тех манёвров, за которые Феттель получил штраф в Мехико. Эта суммарная надёжность и позволяет Кими набирать больше очков из гонки в гонку.
Скорость
Что касается чистой скорости, то тут у Райкконена не всё так успешно. В 12 гонках, в которых они с Феттелем вместе добирались до финиша, финн был впереди лишь трижды — 25% побед над напарником. При этом Кими лишь раз выиграл у немца более одного места — в дождливом Сильверстоуне. Что до Феттеля, то он неоднократно опережал напарника на несколько позиций.
Как видим, в гонках Себастьян едет побыстрее Кими, а вот в квалификациях ситуация куда равнее. На данный момент счёт в квалификационном противостоянии — 10:9 в пользу немца, и Райкконен ещё может выиграть эту дуэль.
Если посмотреть на сезон в общем, то заметно, что для “Феррари” он делится на две части — до Великобритании и после. Именно в Сильверстоуне начался спад результатов “Скудерии”, дополненный восходом “Ред Булл”. После британского этапа “Феррари” добыла всего один подиум (Феттель). До того пилоты Маранелло шли практически вровень, с минимальным преимуществом Феттеля, а после Себ выступал чуть лучше, опровергая визуальную видимость спада. Скорее спад постиг всю команду, чем конкретно Себастьяна.
Если же сравнить пилотов “Феррари” с конкурентами, то в первой части сезона они навязывали борьбу “Мерседесу”, лишь когда у немцев появлялись проблемы. Пять вторых мест тут не должны вводить в заблуждение: это промахи “Серебряных стрел”, а не заслуга жеребцов. После Сильверстоуна, когда ход набрал “Ред Булл”, как минимум один пилот австрийцев всегда был впереди “Скудерии” во всех гонках кроме одной — конечно, в Монце. Там “Ред Булл” опередили и Феттель, и Райкконен, так что тут паритет.
Теперь возьмём самые успешные гонки: по подиумам счёт 6-4 в пользу Феттеля (1-0 после Сильверстоуна). При этом единственный двойной подиум команды был успешнее для Кими — второе место против третьего.
В исполнении Кими точно не представишь тех манёвров, за которые Феттель получил штраф в Мехико.
В самых неудачных гонках немец и финн равны — по девятому месту (в Сильверстоуне и Бельгии). Но при этом Себастьян ещё лишь раз выпал из топ-5 (шестой в Бельгии), а у Кими таких мест четыре (одно ещё до Сильверстоуна, в Канаде, когда Феттель стал вторым).
Наконец, “Феррари” установила лучшие круги в трёх гонках, и здесь расклад также в пользу Феттеля — 2-1. Хотя лучший круг от “Скудерии” скорее стечение обстоятельств, чем большая заслуга.
Нервы
А вот тут Райкконен даст фору кому угодно. Спокойствие Айсмена — одна из его сильных сторон, позволяющих привозить большие очки даже в гонках, в которых не ладится. Там, где Феттель, застряв за более медленной машиной, начнёт нервничать, менять тактику и совершать рискованные манёвры, Райкконен доедет до финиша, ничего не потеряв. А может, и выиграв.
Понятно, что такая позиция отчасти обусловлена разными ролями в команде. Наверняка и сам Кими понимает, что даже при чемпионской “Феррари” ему уже не быть чемпионом. Себастьян же пришёл в Маранелло для возрождения чемпионских традиций и каждую неудачу команды воспринимает как свою личную.
Кими уже в прошлом показывал, что Формула-1 для него не вся жизнь. Он смог уйти из неё, когда не имел подходящих вариантов, и вернулся тоже как будто без сильного желания. Феттель же — гонщик страсти, порой застилающей ему глаза, как было в борьбе с Ферстаппеном в Мексике.
Страсть хороша для борьбы за титул, но для стабильного набора очков — не слишком.
В 12 гонках, в которых они с Феттелем вместе добирались до финиша, финн был впереди лишь трижды.
***
Если суммировать всё вышесказанное, то мы поймём, что Райкконен не начал вдруг ехать на уровне Феттеля. Кими прибавил, но всё ещё немного уступает напарнику, и этого «немного» хватило бы для ощутимого разрыва в чемпионате, будь немец стабильнее.
Кими смог выйти на высокий уровень, которого мы не видели годом ранее. Но это всё ещё (уже?) не тот Айсмен, который приходил в “Скудерию” за титулом.
Что до Феттеля, то он растерял всю стабильность и допустил спад общего уровня. Неудачи явно нервируют бэби Шуми, и если он не начнёт справляться со своими эмоциями, дело может быть плохо. Возможно, слухи о потенциальном уходе Себа имеют под собой основание. Но Кими к этому отношения не имеет.