Показать ещё Все новости
Почему «бычок» качается? Итоги сезона «Торо Россо»
Дмитрий Захарченко
Комментарии
Третий год подряд «Торо Россо» на седьмом месте Кубка конструкторов, но 2016-й получился из них самым трудным. Что же пошло не так?

Цели

В конце прошлого сезона, когда в «Ред Булл» отчаянно искали поставщика новых моторов, «Торо Россо» достался контракт с «Феррари», по которому Фаэнца получала прошлогодние силовые установки из Маранелло. За счёт более мощных и надёжных по сравнению с имевшимися у команды ранее «Рено» в «Торо Россо» рассчитывали подняться на подиум и выйти на пятое место Кубка конструкторов.

Довольно амбициозные цели, учитывая, что так высоко по итогам сезона Фаэнца ещё не поднималась, а единственный подиум «Торо Россо» датирован Гран-при Италии 2008 года и уникальной в своём роде победой Себастьяна Феттеля.

Несмотря на поздний переход на новые моторы, «Торо Россо» неплохо провела тесты — STR11 порой демонстрировала высокую скорость и оставалась довольно надёжной. Так, например, во вторую неделю тестов STR11 проехала больше кругов, чем какой-либо другой болид Формулы-1.

Резюме

Для «Торо Россо» чемпионат с самого начала пошёл наперекосяк. В четырёх первых гонках Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс набрали 17 очков, но вскоре Хельмут Марко забрал голландца в «Ред Булл», а на его место в Фаэнцу сослали Даниила Квята. Пока россиянин приходил в себя, а команда вынуждена была перестраиваться — после ухода Ферстаппена коллектив покинул Хеви Пухолар, выступать в полную силу не удавалось.

Перестановки в конце концов сыграли положительную роль. По признанию самого Сайсна, с возвращением Квята атмосфера в Фаэнце стала более открытой и дружественной, но скорость продолжала падать. Эффект от перехода на прошлогодние моторы стал особенно заметен после летнего перерыва: соперники начинали использовать новые силовые установки, а «Торо Россо» отставала всё дальше.

В Фаэнце не сдавались и продолжали работать над развитием STR11. Основные усилия были сконцентрированы на аэродинамике и технический директор Джеймс Ки заявил, что в какой-то момент инженеры упёрлись в предел возможностей мотора: усовершенствования оперения болида уже не имели смысла, поскольку при малейшем увеличении сопротивления воздуха двигатель совсем переставал тянуть машину.

«Торо Россо»: 21 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 63 очка, 7-е место Кубка конструкторов. Лучший финиш: 6-е место (Ферстаппен в Бахрейне; Сайнс в Испании, США и Бразилии).

Карлос Сайнс: 21 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 46 очков, 12-е место в чемпионате. Лучший финиш: 6-е место (Гран-при Испании, США и Бразилии).

Даниил Квят: 21 Гран-при, 0 побед, 1 подиум, 25 очков, 14-е место в чемпионате. Лучший финиш: 3-е место (Гран-при Китая).

Во второй половине сезона «Торо Россо» набрала лишь 18 очков, причём их львиная доля — 16 баллов — пришлась на шестые места Карлоса Сайнса в Остине и Сан-Паулу. Даниил Квят в последних гонках вернулся к былой форме, но скорость болида уже не позволяла сражаться за очки. На счету россиянина в последних гонках всего два очка. «Торо Россо» в итоге проиграла даже шестое место Кубка конструкторов «Макларену» и в третий раз подряд заняла седьмую строчку.

Материалы по теме
Остался при своих: почему «Торо Россо» дорожит Даниилом Квятом
Остался при своих: почему «Торо Россо» дорожит Даниилом Квятом

Лучшая гонка: Гран-при Сингапура

Когда стало ясно, что прошлогодние «Феррари» уже не тянут, настроения в Фаэнце сильно упали. «Торо Россо» уже не могла рассчитывать на регулярное попадание в очки, результаты в квалификациях резко пошли вниз, а обгонять соперников со столь слабым двигателем было уже невозможно. Однако команда не сдавалась и терпеливо ждала своего шанса.

И такой шанс представился на Гран-при Сингапура. На уличной «Марине Бэй» мощность двигателя компенсировала эффективная аэродинамика и Квят с Сайнсом квалифицировались на шестой и седьмой позициях. В гонке результат был не столь высоким, тем не менее Даниил принёс команде два очка, однако тот уик-энд показал крепость духа и стремление всего коллектива к дальнейшему прогрессу.

Худшая гонка: Гран-при Абу-Даби

Низшей точкой сезона «Торо Россо» стал финальный этап сезона — Гран-при Абу-Даби. На «Яс Марине» у STR11 неожиданно выявилась проблема с колёсным диском, который стирал шины и приводил к тому, что резина взрывалась на высоких скоростях. Механики в последний момент заменили узел старой версией и лишь благодаря этому ФИА допустила автомобили до соревнований. Успеха это, впрочем, не принесло — Даниил Квят сошёл из-за проблем с трансмиссией, а Карлос Сайнс прекратил борьбу после столкновения с Джолионом Палмером.

Во второй половине сезона «Торо Россо» набрала лишь 18 очков, причём их львиная доля пришлась на шестые места Карлоса Сайнса в Остине и Сан-Паулу.

Пилоты

И Даниил Квят, и Карлос Сайнс в этом году получили серьёзный удар под дых от Хельмута Марко: россиянина сразу после лучшего результата в карьере выкинули из «Ред Булл» в «Торо Россо», а испанцу недвусмысленно дали понять, что при живом Максе Ферстаппенемладший Сайнс — лишь запасной вариант.

Когда в «Ред Булл» сделали ставку на Ферстаппена, Сайнс попытался перейти в «Рено», однако австрийский концерн не отпустил Карлоса. Следующий год станет для него уже третьим и наверняка последним в команде из Фаэнцы: либо освободится место в «Ред Булл», либо испанец предпримет решающую попытку уйти из под крыла Хельмута Марко. Сайнс чрезвычайно мотивирован и чертовски быстр, но проблемы с машиной не позволили реализовать гонщику потенциал.

Но куда тяжелее год сложился для Даниила Квята. Получив неожиданный шанс в топ-команде, россиянин не смог закрепиться в составе «Ред Булл» и вынужден был вернуться на шаг назад. Можно долго спорить о причинах решения Матешитца и Марко, однако факт остаётся фактом: за полтора года Даниил не смог убедить руководство в том, что при случае станет лидером команды и поведёт её за собой в борьбе за титул. А остальное руководителей «Ред Булл» не волнует. На протяжении нескольких недель Квят раз за разом уступал Сайнсу, но Гран-при Сингапура стал поворотным моментом. В Фаэнце верят в Даниила, а Даниил верит в Фаэнцу. Россиянин получил второй шанс, но едва ли его будущее связано с выступлениями за «Ред Булл».

Цитата года

«Осьминог вернулся! Всё нормально, этот — небольшой. Это началось в Китае в 2014-м — тогда появился большой осьминог. Куски резины летали вокруг и собирались на антенне. В Китае отработанная резина почти попала мне в визор, это действительно была проблема. Сейчас было попроще. Это был забавный момент, но, чёрт, по радио это наверняка звучало странно».
Даниил Квят на Гран-при Японии.

Материалы по теме
Квят: в какой-то момент я хочу бороться за чемпионат мира
Квят: в какой-то момент я хочу бороться за чемпионат мира
У «Торо Россо» есть всё, чтобы добиться прогресса в следующем сезоне, однако ключевым фактором станет новое шасси.

Перспективы

Уже многие месяцы в «Торо Россо» мечтали о том, чтобы этот сезон побыстрее закончился. Год прошёл не самым удачным образом, и даже седьмое место в чемпионате в таких условиях — достойный результат. Теперь команда вернётся к двигателям «Рено», а существенных перемен в составе не предвидится: пилотами останутся Сайнс и Квят, а на посту технического директора остаётся Джеймс Ки — один из самых уважаемых специалистов в паддоке.

У «Торо Россо» есть всё, чтобы добиться прогресса в следующем сезоне, однако ключевым фактором станет новое шасси. Технический регламент претерпит изменения, а машины будут выглядеть совершенно иначе и успех следующей кампании в первую очередь зависит от эффективности работы технической группы. Если Ки и его команда предоставят Квяту и Сайнсу технику, способную бороться за подиумы, «Торо Россо» наверняка вспомнит вкус призового шампанского.

Ки не разучился строить машины, а шасси STR11 сам специалист считает одной из своих лучших работ. Будем надеяться, что в следующем году автомобили Джеймса смогут бороться за более высокие позиции — к этому есть все предпосылки.

Материалы по теме
Тост: 2016-й — не год Квята. Верю, что следующий будет его
Тост: 2016-й — не год Квята. Верю, что следующий будет его
Комментарии