Прошло уже более двух недель, как действующий чемпион Формулы-1 Нико Росберг объявил о завершении спортивной карьеры. СМИ с тех пор наперебой обсуждают его замену и, хотя «Мерседес» заявил, что объявит нового пилота не ранее января, главным претендентом на чемпионский кокпит называют Валттери Боттаса. В пользу финского гонщика говорит множество факторов, однако так ли хорош представившийся шанс попасть в топ-команду и почему «Серебряным стрелам» так трудно принять решение?
Ранее «Чемпионат» приводил доводы за то, чтобы «Уильямс» отпустил своего первого номера, но сколько людей, столько и мнений. Так что теперь объясняем, почему Боттасу не стоит идти в «Мерседес».
Очевидный выбор
Решение Нико Росберга застало «Мерседес» врасплох. По окончании сезона все топ-пилоты имеют контракты на следующий год, и «Серебряные стрелы» вынуждены присматриваться к соперникам. Как только стало известно об уходе чемпиона, Тото Вольфу, по его полушутливым словам, позвонили все гонщики Формулы-1, кроме Квята и Райкконена. Однако Феттель и Алонсо вскоре подтвердили свою лояльность нынешним командам, а «Ред Булл» недвусмысленно намекнул, что Риккардо и Ферстаппен связаны жёсткими контрактами.
У финна на руках контракт с «Уильямсом» на следующий год, и обеим сторонам следует хорошенько подумать, прежде чем от него отказываться.
Так главным претендентом на свободную вакансию быстро стал пилот дружественного «Уильямса» Валттери Боттас. За плечами финна свыше 90 Гран-при, он девять раз поднимался на подиум. В своём дебютном сезоне он выиграл у Пастора Мальдонадо, а затем три года подряд опережал опытнейшего Фелипе Массу. По-настоящему прорывным для Боттаса стал сезон-2014, в котором «Уильямс» с новыми моторами «Мерседес» стал второй силой чемпионата. Валттери с тех пор называют одним из главных претендентов на переход в топ-команду, и, кажется, долгожданный шанс представился.
Тото Вольф и Ники Лауда рады пригласить к себе финна, поскольку тот доказал, что быстр и надёжен, стабильно приносит очки и станет хорошим подспорьем в Кубке конструкторов. За переход Валттери выступает и Берни Экклстоун, который хочет на освободившееся в «Уильямсе» место вернуть Фелипе Массу и сохранить бразильское присутствие на стартовой решётке. Британская команда также получит скидку на моторы, а «Мерседес» не будет препятствовать переезду Падди Лоу в Гроув.
На первый взгляд, от решения пригласить Боттаса в «Мерседес» выиграют все заинтересованные стороны. Однако проигравшим в конечном счёте может оказаться сам Валттери. У финна на руках контракт с «Уильямсом» на следующий год, и обеим сторонам следует хорошенько подумать, прежде чем от него отказываться.
Судьба финна
В 2007 году, когда сам Боттас делал первые шаги в молодёжных «формулах», в «Королевских гонках» дебютировал Хейкки Ковалайнен. Чемпион «Мировой серии», вице-чемпион GP2 считался одним из самых перспективных молодых гонщиков, и в 2008-м ему представился неожиданный шанс — волею судеб он попал в «Макларен» и стал новым напарником Льюиса Хэмилтона.
Но Ковалайнену этот шанс вышел боком. Хейкки остался в тени успехов британца и после двух лет потерял место. Финн провёл ещё три бесславных сезона в «Кэтерхэме» Тони Фернандеса и покинул Формулу-1. Теперь он гоняется в «кузовах» — в этом году в экипаже с Кохеи Хирате на «Лексусе» Ковалайнен стал чемпионом японской Super GT Series.
Валттери Боттас, согласись он перейти в «Мерседес», рискует повторить судьбу своего соотечественника. Сейчас «Мерседес» — вотчина Хэмилтона. Он знает здесь всех инженеров, их манеру работы, сильные и слабые места каждого из механиков. Боттасу неизбежно потребуется время на адаптацию, а значит поначалу Боттас не сможет полностью раскрывать потенциал шасси. В 2017-м он объективно не станет Хэмилтону достойным соперником.
«Серебряные стрелы» предлагают Валттери контракт на один год, но что будет дальше? У Боттаса минимальные шансы сохранить место в команде. «Мерседесу» требуется пара топ-пилотов, причём правление будет настаивать на том, что один из них должен быть немцем. За один год Валттери едва ли заслужит звание топ-пилота, а к концу 2017-го сразу несколько звёзд первой величины станут свободными агентами и «Мерседес» наверняка вцепится в кого-то из них. У Боттаса будет шанс остаться в команде, только если Тото Вольф решит расстаться с Хэмилтоном, сейчас Валттери — лишь временная мера для «Серебряных стрел».
Боттас заслужил репутацию высококлассного пилота, и гранды присматриваются к нему уже не один год. Гонщик неоднократно говорил, что его цель — победы и титулы, но, будучи вторым номером «Мерседеса» при Хэмилтоне, титул Боттас вряд ли завоюет. В то же время, по некоторым слухам, «Феррари» уже сейчас предлагает Валттери контракт на 2018-й при условии, что финн в следующем году останется в «Уильямсе».
Поначалу Боттас не сможет полностью раскрывать потенциал шасси. В 2017-м он объективно не станет Хэмилтону достойным соперником.
Невыгодно отпускать финна и самому «Уильямсу». Да, «Мерседес» обещает «Уильямсу» скидку на моторы и предлагает услуги Паскаля Верляйна, однако кандидатура немца не устраивает титульного спонсора — тинейджеры не подходят для продвижения алкогольного бренда, а часть компенсации от «Серебряных стрел» уйдёт на гонорары Фелипе Массы.
Масса, возможно, ещё способен выступать на довольно высоком уровне, но последние три года он уступал напарнику. Таким образом, можно предположить, что «Уильямс» также потеряет в призовых. Но вместе с этим какое мнение сложится у потенциальных спонсоров о команде, которая так легко готова расстаться со своим лидером, на которого ещё месяц назад делала основную ставку? Стоит ли эта скидка от «Мерседеса» таких жертв, учитывая, что теперь на стороне «Уильямса» Лоуренс Стролл и его состояние? Куда делись амбиции некогда великой команды?
«Мерседес» и немцы
Тот факт, что Росберг держал свой уход в секрете, поставил «Мерседес» в глупое положение. Однако затягивание с решением лишь усугубило ситуацию. На данный момент без контракта на следующий год остаётся Паскаль Верляйн — протеже «Мерседеса», который в цветах трёхлучевой звезды стал чемпионом DTM и набрал очки в составе «Манора» — последнее прежде удавалось одному лишь Жюлю Бьянки.
Когда в «Ред Булл» узнали, что Себастьян Феттель принял предложение «Феррари», Дитриху Матешицу, Хельмуту Марко и Кристиану Хорнеру хватило одного дня, чтобы согласовать кандидатуру Даниила Квята. Австрийская команда не побоялась посадить в свой кокпит юниора, хотя на его счету ещё не было и одного целого сезона в Формуле-1.
Специалисты говорят, что Верляйн — рискованный выбор, мол, у немца недостаточно опыта. Но «Ред Булл» поверил в Макса Ферстаппена, и голландец одержал победу. Хельмут Марко верил в своего воспитанника, а Тото Вольф в своего не верит, хотя дебют юного немца в чемпионском болиде тоже стал бы сенсацией. И если Верляйн после многочисленных тестов и успехов в «Маноре» не достоин шанса за рулём призовой машины, чего стоят вложенные в него деньги?
В то же время эксперты отмечают, что Валттери Боттас — самый безопасный выбор для «Мерседеса». Финн хладнокровен и не плетёт интриг, но уже много лет одним из его менеджеров является Тото Вольф — и для Хэмилтона это будет дополнительный повод обвинять руководство команды в фаворитизме.
Если Верляйн после многочисленных тестов и успехов в «Маноре» не достоин шанса за рулём призовой машины, чего стоят вложенные в него деньги?
Ну а кроме того, очевидно, что руководство концерна хочет видеть за рулём своей машины немецкого гонщика. Помимо Верляйна в Формуле-1 выступают Себастьян Феттель и Нико Хюлькенберг. У последнего долгосрочный контракт с «Рено», а вот соглашение «Феррари» с Себом рассчитано до конца 2017-го. Самый титулованный немецкий пилот современности в составе команды, рождённой при участии Михаэля Шумахера, — мечта маркетологов «Серебряных стрел».
Впрочем, сезон-2018 — вопрос чуть более отдалённого будущего, а на данный момент у «Мерседеса» осталось лишь два варианта: Валттери Боттас или Паскаль Верляйн. У каждого из них есть плюсы и минусы, а теперь — и шанс принять участие в сражении за титул. Нам же остаётся ждать января.