Организаторы Гран-при Азербайджана Формулы-1 пригласили в Баку, который в конце июня примет “Большие призы”, Дэвида Култхарда — экс-пилота “королевских гонок” и двукратного победителя Гран-при Монако. “Чемпионат” побывал в столице Азербайджана и пообщался с шотландцем о Данииле Квяте, его любимом болиде, ошибке ценой три с половиной миллиона долларов и положении дел в Формуле-1.
«У Льюиса и Валттери медовый месяц»
— Дэвид, вы уже третий раз в Баку, отлично знаете трассу. Что вы как гонщик находите в ней самым интересным?
— Самое интересное, что здесь две трассы соединены в единое целое. Например, в восьмом повороте вдоль Старого города: очень узкая секция на подъёме. И затем ты на огромной скорости вылетаешь на бульвар — Валттери Боттас развил в квалификации 2016 года 378 км/ч. Скорости выше, чем в Монце!
Я думаю, поэтому гонщики были очень аккуратны во время первой гонки. На симуляторах они поняли, что малейшая ошибка может привести к аварии и в первый раз решили поменьше рисковать. Для пилотов, тем не менее, это был один из самых сложных уик-эндов. И поэтому я с нетерпением жду второго Гран-при – жду, что пилоты будут готовы рисковать больше.
Я с нетерпением жду второго Гран-при Азербайджана – жду, что пилоты будут готовы рисковать больше.
— Кто больше всех впечатлил вас на зимних тестах Формулы-1?
— Это были очень интересные испытания. Такие перемены в техническом регламенте – всегда вызов, но для кого-то он был ещё больше. Например, мы впервые увидели за рулём “Мерседеса” Валттери Боттаса, а он уже подгонял лидера команды Льюиса Хэмилтона и великолепно отработал. “Феррари”, похоже, добилась большего прогресса, в этом году “Скудерия” будет намного конкурентоспособнее.
Кроме того, мне кажется, назревает очень интересное внутрикомандное сражение между Даниэлем Риккардо и Максом Ферстаппеном. Они оба чрезвычайно талантливы. “Ред Булл” никогда нельзя сбрасывать со счетов. Если их машина быстра и сможет регулярно бороться за победу, ни один из них другому не уступит.
— В то же время совместная работа Льюиса и Валттери длится всего несколько месяцев. Кажется, пока всё проходит хорошо.
— Да, у них идёт своего рода “медовый месяц”. Но главное, как всё пойдёт дальше. С одной стороны, им необходимо уважать друг друга и работать вместе. Но с другой, ты никогда не можешь быть до конца счастлив, если выиграл не ты, а твой напарник.
«Инженеры достаточно поупражнялись с гибридами»
— Одна из главных тем Формулы-1 — тихие гибридные моторы. Как вы считаете, действительно ли спорту нужно двигаться в сторону интересных автопроизводителям технологий?
— Ответ: и да, и нет. Если вы представляете автомобильную компанию и её интересы, то ответ — да. И нет, если вы выступаете за Формулу-1 как развлечение. Формула-1 должна быть одновременно и хорошим шоу, и площадкой для создания инноваций в мире автомобильной промышленности. В этом есть некоторый конфликт.
Лично я считаю, что у нас было достаточно времени, чтобы инженеры поупражнялись в работе с гибридными моторами, а автопроизводители собрали достаточно данных. И теперь нам нужно сосредоточиться на развлечении, а это шум и сражение пилотов.
Я даже не говорю о моторах, когда комментирую Гран-при. Я рассказываю о машинах в целом, а силовая установка является лишь её частью. Гонку выигрывает пилот, гонку выигрывает машина, гонку выигрывает инженер и лишь в последнюю очередь гонку выигрывает двигатель. Или шины. Мне кажется, машины стали слишком сложными. И именно поэтому маленьким командам сейчас не удаётся быть конкурентоспособным.
— В американских гонках — NASCAR и IndyCar — маленьким командам удаётся порой бороться с лидерами. Например, недавно Себастьен Бурде выиграл первый этап сезона IndyCar, выступая за Dale Coyne Racing, команду с очень маленьким бюджетом. Может, Формуле-1 стоит перенять что-то из этих гонок?
— Американские гонки совсем другие. Они не позиционируют себя как вершину технологий, в машинах очень много общих деталей. Кроме того, NASCAR в основном популярна в США, а в мире гораздо менее известна, чем Формула-1. По большому счёту, это национальные серии, и чемпионату мира не стоит брать с них пример.
Мы с вами фанаты гонок, мы знаем об американских гонках, я с большим удовольствием смотрю NASCAR, это отличное зрелище — весело их смотреть. Но Формула-1 — “папочка” в мире автоспорта, это самые престижные гонки планеты. Потому что ты знаешь, что смотришь состязание самых технологичных болидов.
«Машина 1998 года меня разочаровывала»
— Вам довелось пилотировать множество прекрасных машин, в том числе построенных Эдрианом Ньюи. Какая из них вам нравилась больше всех? Может, “Макларен” MP4/13, на котором вы с Хаккиненом опередили всех на круг в Австралии-98?
— Больше всех мне нравился “Уильямс” 1995 года. В том сезоне в сентябре у нас был этап в Монце. Тогда проходили две квалификации — в пятницу и субботу. Помню, оба дня я был на поуле. Тогда мы с инженером, парнем по имени Джок Клиа, он в “Феррари” сейчас работает, изменили клиренс на полмиллиметра — ничтожная величина. Но в кокпите я почувствовал разницу, машина была прекрасно сбалансирована. Возможно, я больше никогда не пилотировал так здорово, как в тот день. Ощущения от машины были непередаваемы.
Лично я считаю, что у нас было достаточно времени, чтобы инженеры поупражнялись в работе с гибридными моторами.
А у того “Макларена”, о котором вы говорили, в скоростных поворотах постоянно была недостаточная поворачиваемость. Каждый раз я в ней разочаровывался: отличный мотор, высокая максимальная скорость, прекрасная тормозная система, но если ты не можешь нормально въехать в быстрый поворот, то очень много теряешь. Она была быстрой, но в то же время разочаровывающей.
— На “Уильямсе” 1995-го вы однажды врезались в пит-уолл, лидируя в гонке…
Да, та ошибка стоила мне трёх с половиной миллионов долларов! Так что это была ещё и большая финансовая ошибка. Если бы не она, я бы получил бонусы от “Уильямса” и бонусы от “Макларена” после перехода туда.
Я до сих пор точно помню, что тогда произошло. На машине была полуавтоматическая трансмиссия, произошёл сбой — обороты оказались выше, чем должны были. Это факт, а не просто оправдания гонщика. И в тот момент мне даже не надо было атаковать — у меня был отрыв от Деймона. Я мог ехать на 95%, но в необязательной ситуации предпочёл ехать на пределе. В тот раз я неверно оценил происходящее.
«Квят полностью заслужил место в Формуле-1»
— Я вспомнил о случае в Аделаиде, потому что вы тогда были очень молодым гонщиком и авария стала для вас психологическим ударом. Сейчас в похожей ситуации Лэнс Стролл. Что бы вы посоветовали пилотам-новичкам?
— В первую очередь они должны научиться принимать поражения и не загонять себя слишком высокими целями. Это приходит с опытом. Знаете, подростки бунтуют против своих родителей, даже если те правы, чтобы попытаться расширить границы своего мира. Так же и с любым молодым пилотом.
Нужно просто научиться чувствовать свою машину. Если машина «довольна», не надо пытаться её перепилотировать. Это как в отношениях: когда все счастливы, всё идёт хорошо и просто, а когда кто-то — гонщик или машина — недовольны, начинаются трудности. С ними нужно бороться и преодолевать их.
У Квята есть талант, он попал в Формулу-1 не из-за денег. Я считаю, что он настоящая находка.
— В прошлом сезоне под давлением оказался ещё один молодой пилот — Даниил Квят. Как вы считаете, удалось ли ему проявить себя после понижения в “Торо Россо” и вернётся ли он к прежней форме в этом году?
— Я думаю, Даниил полностью заслужил себе место в Формуле-1, он очень талантлив. Я понимаю решение “Ред Булл”, учитывая весь “хайп” вокруг Макса Ферстаппена. Он выиграл первую же гонку за “Ред Булл”. Но, окажись в той машине, возможно, гонку выиграл бы Квят. Я знаю, что, пройдя через всё это, Даниил стал сильнее, в том числе психологически.
Карлос Сайнс — очень быстрый пилот, его очень ценят. И если Квят наберёт столько же очков, сколько и он, или тем более опередит его, то попадёт в поле зрения команд, которые ищут быстрых и результативных пилотов. У него есть талант, он попал в Формулу-1 не из-за денег. Я считаю, что он настоящая находка.