В далёком 2012 году руководство ФИА основало Формулу-Е, а уже через несколько лет к этой идеологии пришли и в мотогонках. Прошлогоднее заявление президента Dorna Sports Кармело Эспелеты оказалось выполненным: электромотоциклам в 2019 году – быть! Разбираемся, чего ждать от новой электросерии.
Как будет выглядеть новый чемпионат?
Ожидается, что за кубок мира будут бороться в общей сложности 18 пилотов из независимых команд. Итальянская компания Enel предоставит всё необходимое оборудование для мотоциклов Energica Ego. Примерная дистанция гонок будет составлять в два раза меньше, чем в королевском классе. По остальным пунктам регламента ясности ещё нет – посмотрим, насколько правила будут схожи с использующимися в MotoGP.
По основной концепции, в новом классе будут выступать пилоты всех трёх чемпионатов: MotoGP, Moto3, Moto2.
«Новый класс поможет молодым гонщикам показать себя в равных условиях, на фоне опытных пилотов. Это не королевский класс, где команды вкладывая огромные средства, становятся чемпионами. Мы за равную борьбу, поэтому мотоциклы и электроника будет у всех одинаковыми» – заявил Кармело Эспелета. Основным поставщиком резины будет французская компания Michelin. Первые тесты уже запланированы на февраль 2019 года. Возможно, они будут в трёхдневном формате, как в MotoGP. Также на всех треках будет установлено специальное оборудование для зарядки прототипов.
Где пройдут гонки?
Увы, официального календаря гонок пока нет. Известно лишь одно: в чемпионате будет пять Гран-при, их названия пока не уточняются. Мы попробовали сами представить, какие этапы могли бы войти в МотоЕ. Две заправочные станции для нового электробайка находятся на итальянских гоночных трассах «Муджелло» и «Мизано». Соответственно делаем вывод, что первые гонки будут проходить на итальянской земле. Интересно, где пройдут другие этапы? Не переживайте, ответ найдётся.
Испания – один из главных центров для всего мотоспорта в целом. Поэтому нет сомнения, что две гонки пройдут на автодромах Испании: в Хересе и Барселоне. По всей видимости, пятая, последняя, гонка состоится на «Трассе Америк» в США. Было бы странным, если Америку не включили в планы: в США мотоспорт пользуется не меньшей популярностью, чем в Италии или Испании.
Как выглядит электромотоцикл?
Мощность: 145 л.с.;
Разгон до 100 км/ч: 3 секунды;
Максимальная скорость: 240 км/ч;
Заряд аккумуляторной батареи: 11,7 кВтч.
Байк был построен на базе гражданской версии Energica, который хорошо зарекомендовал себя в Италии. «Зелёный монстр» по своему дизайну передней части пластика чем-то похож на «Ямаху» YZF-R3. А вот изгибы рамы и часть пластика имеют что-то общее с дизайном гражданского мотоцикла «КТМ» RC390R. Хорошая попытка, засчитано.
Техническая часть прототипа впечатляет. Например, разгон от нуля до сотни за три секунды! На заметку, гражданская версия «Ямахи Р1» разгоняется лишь на 200 сотых быстрее. Но с максимальной скоростью и запасом хода у мотоцикла полная беда. Его хватит в режиме атаки лишь на небольшое время.
Какие пилоты будут выступать?
По основной концепции, в новом классе будут выступать пилоты всех трёх чемпионатов: MotoGP, Moto3, Moto2. Не исключено, что в Кубке примут участие уже бывалые пилоты из других классов, включая Мировой супербайк. У гонщиков будет хороший шанс проверить себя на уровне топовых пилотов. Для молодёжи это полезно. Если кто-то из них сможет показать себя, то повышение в классе не заставит себя долго ждать.
К новой серии может подключиться и сам Валентино Росси — естественно, после завершения «основной» карьеры. Условия будут райскими: пять-шесть этапов по восемь кругов. Так что у Валентино всегда есть запасной план: стать чемпионом в десятый раз благодаря переходу в класс электромотоциклов. Однако официальных комментариев от пилотов насчёт планов по выступлению в MotoE пока нет.
Что думают гонщики?
Известному в прошлом мотогонщику Лорису Капиросси, который сейчас является спортивным директором Dorna Sports, уже удалось лично протестировать байк. После продолжительного испытания Капиросси заявил: «Этот мотоцикл по своей «начинке» отличается от своих собратьев. Крутящий момент и ускорение в сумме дают исключительно новые ощущения от пилотирования! Поэтому будет интересно понаблюдать за дальнейшей разработкой байка».
Это правда будет интересно?
Безусловно, введение электромотоциклов – важный шаг для повышения конкуренции. Если раньше гонщики выступали на совершенно разных мотоциклах, то теперь условия самой борьбы будут равными. По факту прототипы имеют одинаковое шасси, подвеску и электронику, что уже говорит об интригующих выступлениях. Ещё один плюс – низкий износ резины при столь короткой дистанции гонки. За восемь кругов резина не успеет износиться, а значит, атакующий стиль будет поддерживаться гонщиками на каждом круге трассы (если позволит техника). Так что за этим «спектаклем» равных условий вполне можно будет понаблюдать.
MotoGP пора бояться?
Если коротко – пока нет. На начальном этапе основные баталии в МотоЕбудут длиться всего лишь восемь кругов. Это 10-15 минут вашего времени — неужели вы готовы променять MotoGP на столь скоротечное соревнование? Ответ очевиден. Поэтому как минимум в первые годы MotoGP не стоит опасаться, реальной конкуренции не будет.
Мотогонки – это не только зрелищная борьба, но и громкое, породистое звучание двигателя. В новом классе этого уже не будет. Зрителям, к сожалению, придется довольствоваться лишь лёгким воем тяги. И какое от этого наслаждение? Да, постепенно ДВС уходят в прошлое, но этот процесс будет ещё долгим.
Так или иначе, технический процесс обязательно внесёт коррективы, как это было и раньше. Вместе с классами (500, 900, 1000 cm3) менялись стили пилотирования гонщиков, что неизбежно произойдет и в МотоЕ. Будет любопытно посмотреть, кто из топ-мотогонщиков лучше адаптируется в случае перехода в электросерию.
В целом пока вопросов больше, чем ответов. Является ли МотоЕ очередным пиаром на теме «новых технологий» или шагом в будущее мотогонок? Понятнее это станет по ходу 2018 года, когда МотоЕ конкретизирует собственные планы. Но мгновенного успеха новой серии ждать точно не приходится.