Из своих 50 лет автоспорту Красный Барон посвятил 40. Гонки сделали его всемирно известной суперзвездой, но вклад самого Шумахера в гонки оказался настолько великим, что навсегда изменил этот спорт. При этом, несмотря на десятки побед (91 — действующий рекорд), Шумахер остаётся одной из самых противоречивых фигур в автоспорте.
Тем не менее до сих пор никому так и не удалось подобраться к достижениям Михаэля Шумахера, который по сей день остаётся самым титулованным гонщиком в истории Формулы-1.
Как всё начиналось
За руль карта Шумахер сел в четыре года. Ничем хорошим это не кончилось — маленький Михаэль въехал в столб. Но начало было положено, и вскоре отец собрал для сына новый карт и записал его в картинг-клуб Керпена — Михаэль стал самым юным членом клуба в его истории.
Родители будущего чемпиона не были богатыми людьми, поэтому, чтобы поддерживать увлечение сына, Рольф Шумахер взял себе вторую работу. Но даже этого оказалось недостаточно, и когда Михаэлю понадобился новый двигатель стоимостью 800 дойчмарок (около 500 долларов), семья не могла ему его себе позволить. Шумахеров тогда выручил немецкий бизнесмен, проспонсировавший покупку карта, ведь к тому моменту Михаэль уже был чемпионом клуба.
Этот эпизод во многом стал определяющим для Шумахера и его подхода к гонкам, который заключался в полной самоотдаче. Ведь с самого детства Михаэль понимал, что если он не выиграет гонку здесь и сейчас, то следующей может уже и не быть. Автоспорт — дорогое увлечение, и Шумахер знал это лучше многих.
Михаэль Шумахер, 1991 год.
Фото: Bongarts/Getty Images
Солнечный мальчик
В Формуле-1 Шумахер появился в 1991 году, причём место в команде ему досталось чуть ли не случайно: Бертран Гашо, пилот «Джордана», загремел в тюрьму за нападение на таксиста, и команде срочно потребовался гонщик на замену. Менеджер Шумахера связался с Эдди Джорданом и порекомендовал им своего протеже. Джордан спросил, знает ли гонщик трассу в Спа, и Вебер заверил, что Михаэль отлично с ней знаком. В действительности же Шумахер ни разу прежде там не был и к дебюту готовился вслепую.
Это, впрочем, не помешало ему с ходу опередить основного пилота команды в квалификации и занять седьмое место. Правда, на старте гонки дебютант сжёг сцепление и не смог закончить даже первого круга, но в паддоке оценили скорость немецкого пилота, а уже следующий свой Гран-при проводил в составе более мощной команды «Бенеттон».
В марте 1992 года Шумахер занял третье место и в своём восьмом Гран-при в Формуле-1 поднялся на подиум. Чуть позже — в августе 1992-го — он одержал первую победу — на Гран-при Бельгии, в том самом Спа, где годом ранее впервые сел за руль машины Формулы-1. В кратчайшие сроки Михаэль стал главной восходящей звездой чемпионата — о титулах думать пока было рано, да и машина «Бенеттона» была не так сильна, как «Уильямсы» или «Макларены», но уже ни у кого не оставалось сомнений: с достойной техникой этот парень способен стать чемпионом.
Чемпион мира
Когда Шумахер приходил в Формулу-1, на трассах доминировали Ален Прост и Айртон Сенна, но француз завершил карьеру в 1993-м, а Сенна разбился на Гран-при Сан-Марино в начале 1994-го. Получилось так, что на старте Гран-при Монако не было ни одного чемпиона мира. Борьба за титул в итоге свелась к противостоянию Михаэля Шумахера на «Бенеттоне» и Дэймона Хилла на «Уильямсе». «Бенеттон» в том году ехал лучше — после запрета активной подвески «Уильямс» сильно сдал. Правда, по слухам, «Бенеттон» продолжал использовать запрещённые технологии — Айртон Сенна в этом был абсолютно уверен.
Так или иначе, организаторы обнаружили в бортовом компьютере запрещённый «софт», но доказать его использование в гонках не смогли. Или не захотели. Однако федерация «отыгралась» на «Бенеттоне»: за игнорирование чёрного флага в Сильверстоуне («Бенеттон» отказывался позвать немца на «стоп-энд-гоу» за обгон на прогревочном круге) Шумахер получил дисквалификацию на две гонки, а в Спа его лишили победы за царапину на доске скольжения. За счёт этого Хилл отыграл отставание и к финалу сезона двух главных протагонистов разделяло всего одно очко — в пользу Михаэля.
Шумахер и Хилл на Гран-при Австралии-1994.
Фото: Pascal Rondeau/Allsport
И именно Михаэль должен был выиграть заключительную гонку чемпионата, но в одном из поворотов, под давлением Хилла, не удержал автомобиль и вылетел в отбойник. После удара машина осталась на ходу, однако с поломанной подвеской Шумахер не удержался бы впереди. И как раз в этот момент Деймон догнал Шумахера и пошёл на обгон. У Михаэля оставался только один шанс удержать титул — выбить Хилла. Так он и поступил. Обе машины сошли с дистанции, а Шумахер автоматически стал чемпионом мира.
Это была одна из самых спорных побед в истории чемпионата, а поступок Шумахера и по сей день считается едва ли не главным примером неспортивного поведения в гонках. Тем не менее, в следующем году Шумахер снова победил Хилла — уже без запрещённых технологий и таранов соперника.
Красный Барон
Все главные успехи Шумахера связаны с «Феррари», куда немец перешёл в 1996-м. В то время «Скудерия» находилась в разобранном состоянии: у «Феррари» не было ни хорошей машины, ни сильной внутренней структуры. Но с приходом Шумахера, Росса Брауна и Рори Бёрна, с которыми Михаэль побеждал в «Бенеттоне», «Феррари» начала возрождаться. И результат не заставил себя ждать: в сезоне-1996 Шумахер выиграл три гонки, чего «Феррари» не удавалось сделать несколько лет.
В 1997-м «Феррари» добилась серьёзного прогресса, и теперь это была одна из сильнейших машин в чемпионате — наравне с «Уильямсом». Борьба за титул шла до последней гонки, но в Хересе чемпионство завоевал Жак Вильнёв. Как и в 1994-м, перед финальной гонкой Шумахер опережал соперника на одно очко, спровоцировал столкновение и сошёл с дистанции. Но Вильнёв, в отличие от Хилла, продолжил борьбу и на подбитой машине финишировал третьим. На следующий год вперёд неожиданно вырвался «Макларен», который в 1998-м принёс титул Мике Хаккинену. Шумахер намеревался взять реванш годом позже, но переломал в аварии ноги и выбыл на несколько месяцев.
Михаэль Шумахер на Гран-при Малайзии-2000.
Фото: Mark Thompson /Allsport
Впрочем, теперь Шумахера было не остановить. Вместе с Михаэлем «Феррари» превратилась в отлаженный механизм, а машинам из Маранелло равных не было — и началась эпоха Красного барона. С 2000 по 2004 год Михаэль Шумахер пять раз подряд становился чемпионом мира. Ни до, ни после Формула-1 не видела такого доминирования в исполнении одного гонщика. Не подводила и команда, использовавшая сильные стороны пилота и нивелировавшая слабые.
Вместе с «Феррари» Шумахер стал самым титулованным гонщиком в истории Формулы-1. И самым популярным. В годы побед на красной машине Михаэль при жизни стал легендой и примером идеального пилота. Теперь, когда где-то четырёхлетний мальчик садился в карт, он мечтал об успехах Шумахера.
Легенда
В 2006 году Шумахер объявил о завершении спортивной карьеры, но когда в конце 2009-го «Мерседес» предложил вернуться, Михаэль не смог отказать и гонялся ещё три года. Команда «Мерседеса» в те годы была лишь на раннем этапе становления, и новых побед Шумахер не добился. Больше того, некоторые болельщики Михаэля считают, что он зря возвращался в Формулу-1, и даже менеджер немца отговаривал его от этого решения. Но именно в эти три года Шумахер раскрылся в чемпионате как человек, а не машина по завоеванию побед.
Шумахер изменил мир автоспорта. Прежде никто в гонках не работал вне трассы столько, сколько Шумахер. Он постоянно общался с инженерами и ездил за пиццей для них, когда ничем помочь не мог, а всё свободное время проводил в спортзале. Прежде считалось, что гонщику не нужна какая-то особенная физическая подготовка, и только потом стало ясно: если хочешь, как Шумахер, всю гонку ехать чётко и безошибочно, тебе необходима физподготовка и крепкие, выносливые мышцы.
Михаэль Шумахер на Гран-при Бразилии-2013.
Фото: Ker Robertson/Getty Images
Шумахер знал по именам каждого члена команды — от топ-инженеров до уборщиков и секретарей. Он знал, что без команды не выиграл бы ни одной гонки и никогда не стал бы чемпионом мира. А ещё Шумахер всегда в себе сомневался, считал, что он недостаточно хорош. А потому работал ещё упорнее, ещё больше тренировался и ещё больше общался с инженерами. Шумахер идеальный пример выражения «задрать планку».
Да, в карьере Шумахера было немало спорных моментов — и столкновение с Хиллом в 1994-м, и попытка выбить Вильнёва в 1997-м. Но эти моменты были спровоцированы тем же самым нервом, который сделал Михаэля легендой автоспорта, потому что он всегда бился до последнего и готов был на всё ради победы — именно за это его преданно любили поклонники и именно за это его ненавидели самые ярые ненавистники. Но сам Шумахер знал с детства: если не выиграет эту гонку, следующей может уже и не быть.