Заговор против российского пилота? Квята штрафуют за то, что другим сходит с рук
Дмитрий Захарченко
Судьи Формулы-1 лишают Квята очков
Комментарии
Два этапа подряд судьи Формулы-1 лишают Квята очков. Относились ли они так же жёстко к другим гонщикам?

Даниил Квят получил штрафы в двух последних гонках и оба раза лишился набранных очков. В первом случае россиянин в последнем повороте гонки в Мексике поддел Нико Хюлькенберга, а неделю спустя в Остине выбил за пределы трассы Серхио Переса.

Квят со штрафами, мягко говоря, не согласился, а кто-то даже подумал, что есть некий заговор против российского пилота или сыграла роль его прежняя репутация. И пусть вряд ли здесь есть какая-то зловещая конспирология, вопросы к судьям действительно есть. Разбираемся, есть ли тут проблема.

Материалы по теме
Квята лишили очков вторую гонку подряд. Судьи даже не стали его слушать
Квята лишили очков вторую гонку подряд. Судьи даже не стали его слушать

Мехико и Остин

Под финиш гонки в Мексике Квят преследовал Хюлькенберга, который проехал на своём комплекте резины 50 кругов. Россиянин был намного быстрее, но так и не дождался возможности для атаки, а вот в последнем повороте попытался прорваться вперёд. Разница в скорости была большой и в пользу «Торо Россо», но торможение перед последним поворотом очень короткое — без шансов поравняться с соперником. Даниил и не поравнялся — задел заднее колесо «Рено» своим передним. За счёт столкновения Квят прорвался на девятое место, но после финиша получил 10 секунд штрафа и откатился на 11-ю строчку.

Материалы по теме
Сколько «стоит» выбить Хэмилтона? Ищем логику в решениях судей Формулы-1
Сколько «стоит» выбить Хэмилтона? Ищем логику в решениях судей Формулы-1

Квят с решением не согласился: «Они говорили, что мы можем гоняться, что нам разрешено. Люди хотят видеть гонки, а нас потом за это штрафуют — это убивает спорт». Правда, предъявить тут судьям нечего: гонщик был позади, атаковал, оставаясь позади, а потом врезался в соперника. Штраф очевиден и правомерен.

В Остине ситуация развивалась чуть иначе: здесь атака Квята была более подготовленной, он «нырнул» на апекс, поравнялся с машиной соперника, но подскочил на бордюре и слишком широко вышел из поворота, налетев на «Рейсинг Пойнт», и выдавил Чеко за пределы трассы.

С бортовой камеры отчётливо видно, что внешнее колесо «Торо Россо» находится за поребриком, то есть оставленным сопернику местом здесь и не пахнет. Судьям вновь хватило всего пары минут, чтобы вынести решение, и россиянин снова получил штраф — но пять секунд, а не десять. Вроде бы логично, но не совсем.

А как же Макс и Албон?

В этом году судьи приняли немало спорных решений, одним из самых громких стал штраф Феттелю, который лишил его победы в Канаде. Тогда это спровоцировало дискуссию, и в Формуле-1 негласно решили давать гонщикам на трассе больше свободы. Вскоре — на Гран-при Австрии — произошёл другой инцидент: Ферстаппен атаковал Леклера в борьбе за лидерство, допустил контакт и выдавил соперника с трассы, выставив колесо за поребрик, так же, как это сделал Квят в Остине, но не получил штрафа.

На недавнем Гран-при Японии Александер Албон в одном из эпизодов в буквальном смысле затормозил о Ландо Норриса: пилот «Ред Булл» тормозил на входе в эску бок о бок с «Маклареном», но в итоге произошёл контакт. При этом автомобиль атакующего вновь выехал за пределы трассы, то есть места для соперника уже не было. И вновь штрафа не было.

Возможно, после Канады и Австрии судьи выработали иной подход к контактам на трассе, и то, что было запрещено раньше, теперь разрешено? Но если так, почему Квят получил штраф в Остине, хотя похожие ситуации в этом сезоне к санкциям не приводили?

Или, например, почему Фернандо Алонсо в 2016-м не получил штрафа? Тогда испанец точно так же, как и Квят Переса, атаковал Массу. И точно так же «Макларен» Фернандо выбил за пределы полотна машину Фелипе и так же выехал за пределы трассы — даже дальше, чем Квят в недавней гонке. И тогда, ещё до Монреаля и Шпильберга сезона-2019, Алонсо штрафа не получил.

Кто виноват?

«Изучив обстоятельства, стюарды пришли к выводу, что ни один из гонщиков не может нести полную ответственность за произошедший инцидент», — заявила тогда пресс-служба Формулы-1. Да, вынося решение, судьи учитывают не только манёвр атакующего, но и то, как вёл себя обороняющийся пилот. То есть если гонщик впереди защищался отчаянно и до последнего, не оставив сопернику зазора, то он признаётся своего рода соучастником столкновения. Но Масса в 2016-м ехал так же, как в минувший уик-энд Перес, — и в теории в его столкновении с Квятом тоже не должно быть гонщиков, «несущих полную ответственность за инцидент».

«Квят атаковал поребрик на внутренней траектории, и с него пилота стащило прямо в Переса, — объяснял решение стюардов Гран-при США руководитель гонки Майкл Маси. — Квят совершил тормозной манёвр и приехал прямо в машину соперника».

Майкл Маси

Майкл Маси

Фото: Mark Thompson/Getty Images

Возможно, разница в вердиктах по поводу инцидентов Квят-Перес и Алонсо-Масса заключается в поведении атакующего. Так, Алонсо в 2016-м ещё до апекса поравнялся с Массой и даже просунул вперёд носовой обтекатель — Фернандо фактически уже был впереди. Квят же на апексе не был впереди Переса. Кроме того, россиянин чуть глубже атаковал апекс.

Однако принципиально это ничего не меняет — Алонсо не оставил Массе места, так же как Феттель не оставил его Хэмилтону в Монреале. Но в одном случае штраф был, а в другом — нет.

Материалы по теме
«Перестали жульничать?» Супермотор «Феррари» вдруг сдал после козней соперников
«Перестали жульничать?» Супермотор «Феррари» вдруг сдал после козней соперников

Что делать?

Нынешние правила борьбы на трассе действительно слишком сложны, борьба гонщиков чересчур зарегулирована. Изначально эти правила писались, чтобы пилоты понимали, что на трассе делать можно, а чего — нельзя. Но это привело лишь к противоположному эффекту — и теперь неясно, что же разрешено, а что — нет.

Почему Ферстаппен не получил штрафа за то же, за что наказали Квята? Потому что он боролся за победу на домашней для «Ред Булл» трассе? Почему Леклера не наказали в Монце за то, что он выдавливал Хэмилтона на торможении? Чем тот эпизод отличается от монреальского, когда именно за выдавливание с трассы был наказан Феттель?

Если Liberty действительно берёт курс на открытость Формулы-1, то неплохо бы включить в этот процесс и стюардов. С каждым годом уловить в судейских решениях логику всё сложнее, а казалось бы одинаковые инциденты интерпретируются дирекцией гонки по-разному.

Исполнительный директор Формулы-1 Чейз Кэри и президент ФИА Жан Тодт

Исполнительный директор Формулы-1 Чейз Кэри и президент ФИА Жан Тодт

Фото: Mark Thompson/Getty Images

В паддоке предлагают выбирать единую судейскую бригаду на каждый Гран-при — решения стюардов, по задумке, станут более последовательными. Однако состав судей постоянно меняется, чтобы не было обвинений в предвзятости — когда речь идёт о сотнях миллионах долларов призовых, это действительно важно. А ведь даже сейчас такие прецеденты были, когда Ферстаппен заявил, что «один идиот» постоянно его штрафует.

Возможно, наиболее логичным шагом было бы упрощение правил, касающихся борьбы пилотов на трассе. И регулярные пресс-конференции с участием этих самых стюардов, которые объясняли бы свои решения. А то очень хочется узнать разницу между столкновением Алонсо и Массы и инцидентом с участием Квята.

Комментарии