Показать ещё Все новости
Как «Нива» чуть «Дакар» не выиграла. Успехи и провалы «Лады» на легендарном марафоне
Дмитрий Захарченко
«Лада» на «Дакаре»
Комментарии
«Нивы» приезжали на подиумы, их пилотировали пилоты Формулы-1 и «24 часов Ле-Мана», а конструировали — инженеры из аэрокосмической отрасли.

Пока «КАМАЗ-мастер» сражается в Саудовской Аравии за очередную победу на «Дакаре» вспоминаем менее известную историю покорения марафона российскими автомобилями. Речь о внедорожниках «Нива», на которых в 80-х выступали пилоты Формулы-1 и которые приезжали на подиум. Больше того, «Нивы» добрались до финиша первого в истории «Дакара» — 1979 года.

Материалы по теме
Экипаж «КАМАЗа» на «Дакаре» — герои. Ночью в пустыне перебрали мотор и без сна — на этап
Экипаж «КАМАЗа» на «Дакаре» — герои. Ночью в пустыне перебрали мотор и без сна — на этап

Дело Пока

Своим появлением на главном марафоне планеты российские внедорожники обязаны французскому экспортёру Жан-Жаку Поку, который перегонял «Лады» в Европу. Вместе с этим Пок оказался большим поклонником ралли-рейдов и для продвижения российских автомобилей решил заявить на старт «Дакара» пять экипажей. Это были совсем немного доработанные — каркас безопасности и увеличенный топливный бак — «Нивы», полутора годами ранее вышедшие с советских конвейеров.

Фото: lada.ru

В 1979 году ралли-рейды были новым явлением, на старте часто собирались энтузиасты, выступавшие на практически серийных машинах. О следующих за участниками сервисными маршрутами техничек не было и речи, а весь свой скарб спортсмены возили с собой на протяжении всей дистанции. Тем не менее две «Нивы» всё же добрались до финиша — на 28-м и 42-м местах. Вполне достойно на фоне того, что больше половины мест впереди заняли мотоциклисты.

Фото: lada.ru

После успеха первого издания марафона на «Дакар» потянулись автопроизводители — гонка стала отличной рекламной платформой для внедорожников. При этом крупные концерны могли позволить себе разработать на фоне серийного автомобиля гоночный прототип, который легко уезжал от машин частников. Пок тоже втянулся в эту гонку вооружений и на старт ралли 1981 года выставил «Ниву» с переработанной силовой установкой.

Фото: lada.ru

На этом автомобиле — «Нива Пок 1800» — Жан-Клод Бревуан выиграл первый этап марафона и лидировал вплоть до последнего спецучастка, пока на пробил радиатор. Экипаж починил автомобиль и доехал до финиша, но лишь третьим, а победу завоевал Рене Метж на «Рейндж Ровере». Успех окрылил Пока: на старт «Дакара»-1982 вышли два десятка «Лад»!

Бревуан вновь сражался за победу, но прототипы «Рено» были намного быстрее, и француз занял второе место. Тем не менее это был уже второй подиум российских автомобилей в главном марафоне планеты.

«Нива Прото»

Победа была близка, но для борьбы с «Рено» требовался качественный скачок. Пок, который сам проехал пару небольших ралли в качестве штурмана, привлёк к своему проекту дополнительных инженеров. Машина получила 290-сильный мотор и новые тормоза — но снова не поднялась выше второго места, а Бревуан уступил Жаки Иксу на «Мерседесе».

Материалы по теме
Боевой зубр: как устроен гоночный капотник «МАЗа» для «Дакара»
Боевой зубр: как устроен гоночный капотник «МАЗа» для «Дакара»

Новый апгрейд «Нива» Пока получила к «Дакару»-1985. Автомобиль оснащался уже 310-сильным мотором, кузов был по большей части выполнен из карбона. В качестве пилотов Пок нанял экс-пилота Формулы-1 Жана-Пьера Жабуя, недавнего призёра «Дакара» Пьера Лартига — в будущем его ждут победы, а также дебютанта Жана-Луи Шлессера, которого ждёт легендарная карьера и почётный титул Лис пустыни. Однако в 1985 году «Нивы Прото» до финиша не доехали. Пок вложил в проект немало денег, и был раздавлен.

Расходы на программу резко сократились, но из гонок Пок не ушёл. Пришлось отказаться от поддержки клиентской программы, и в 1986-м две «Нивы» снова вышли на старт «Дакара» — Пьер Лартиг добрался до финиша и занял четвёртое место, уступив экипажам «Порше» и «Мицубиси». Это позволило привлечь к проекту Жаки Икса — ещё одного экс-пилота Формулы-1 и 6-кратного победителя «24 часов Ле-Мана».

С приходом Икса у машины увеличилась колёсная база, появилась новая подвеска, но автомобиль по-прежнему ломался. Денег у Пока оставалось всё меньше и меньше, в то время как большие концерны стабильно распоряжались немаленькими бюджетами. Тем не менее участие на «Дакаре» оправдывало себя — недорогие по европейским меркам и весьма надёжные советские внедорожники неплохо продавались во Франции.

Материалы по теме
Машины победы. Эти грузовики ковали успехи «КАМАЗа» на «Дакаре»
Машины победы. Эти грузовики ковали успехи «КАМАЗа» на «Дакаре»

«Самара»

Свернув проект «Нивы», Пок принялся за новый — постройку прототипа на базе «Самары». При этом, «Самара», которую приобрёл француз, ранее готовилась литовскими инженерам по регламенту раллийной Группы B, но с её запретом вынуждены были отказаться от проекта. Для постройки «Самары» Пок вновь пригласил Икса, который выступал за «Пежо» и изнутри знал секреты машины-победителя. Икс за счёт старых связей с «Порше» достал для автомобиля Пока двигатель — 3,6-литровый V6 мощностью порядка 400 л.с. Подвеску же для этой машины разрабатывали инженеры конструкторского бюро «Туполев». Аэродинамикой машины занялись французские специалисты.

К «Дакару»-1990 Пок подготовил две боевые «Самары», но одна сошла ещё до старта, а вторую Икс привёз на седьмое место генеральной классификации. Основной проблемой машины была надёжность: она выигрывала ралли-рейды меньшего масштаба, опережая экипажи заводских команд крупных концернов, однако не дотягивала в изначальном виде до финиша африканского марафона. Новые пилоты — Патрик Тамбэ и Юбер Ориоль — регулярно побеждали на спецучастках и так же регулярно теряли время из-за поломок.

Для Пока пятое и седьмое места 1991 года оказались неудачей — сейчас такой результат в классе внедорожников показался бы для российского автомобиля несомненным успехом. Однако у бизнесмена начались проблемы с деньгами, и вскоре он вынужден был выйти из проекта, продав имеющиеся машины «АвтоВАЗу».

Российский концерн вывел эти машины на старт «Дакара»-1994, но без особого успеха: одна сгорела, вторая — на 41-м месте в классе. Тогда «АвтоВАЗ» покинул проект и на «Дакар» не возвращался.

Проекты с «Ладами» стали последними в жизни Пока, а в ноябре 1993-го он окончательно отошёл от дел, продав различные подразделения своей торговой сети другим компаниям. Он умер 21 мая 2009 года в Париже.

Комментарии