Как пилот Формулы-1 учил меня гоняться, а я чуть его не сбил
Максим Вершинин
Как Сергей Сироткин учит картингу
Комментарии
Корреспондент «Чемпионата» стал почти идеальным учеником Сергея Сироткина, всего за урок перестав быть «мобильной шиканой».

Для автоспортивного журналиста подобное признание сродни каминг-ауту, но до декабря 2020 года мне действительно не доводилось кататься на картах. Единственный подобный опыт трудно назвать удачным, потому что карт попался какой-то маленький и ехать в позе с прижатыми к ушам коленями было скорее наказанием, чем развлечением, поэтому в Академию картинга Сергея Сироткина я отправился с практически нулевым бэкграундом.

Тем интереснее было посмотреть, насколько эффективным окажется наставничество экс-пилота Формулы-1 в сравнении с моими более искушёнными в картинге коллегами — им-то придётся если что менять свои привычки, а я как чистый лист — что скажут, то и буду делать. Недаром же говорят, что проще научить с нуля, чем переучивать уже закрепившиеся ошибки. Вот и проверим на личном опыте, так ли это.

Когда я оказался внутри Forza Karting на Дубровке, где базируется Академия Сергея Сироткина, то первым желанием было сделать вид, что ошибся дверью, и ретироваться, пока не поздно. Просто из-за ощущения, что ты-то вот точно не сможешь ехать так быстро и аккуратно и обязательно закончишь свой заезд в отбойнике, а если и умудришься проехать круг, то время на табло будет не 36 секунд, как у лидеров заезда, а все 38. Причём 1:38. Но слова Сергея Сироткина, который уверяет, что мы здесь собрались вовсе не за рекордными временами, а за тем, чтобы научиться ехать правильно, немного успокаивают: всегда можно утешить самого себя тем, что ты не медленный, а просто в поиске правильных траекторий.

Этот самый поиск оказывается сопряжён с болью и страданиями. И физическими (не льстите себе и лучше выбирайте перед заездом комбинезон с запасом, чтобы не было мучительно больно за стеснённые телеса), и моральными (потому что когда хочешь почувствовать себя пилотом Формулы-1, то вряд ли представляешь себя в роли гонщика «Уильямса», который весь заезд только и делает, что следит за синими флагами и уступает траекторию опережающим его на круг соперникам). Но если абстрагироваться от этого, то процесс обучения идёт на протяжении всей сессии. И тут ты понимаешь, каково приходится реальным гонщикам, что садятся за руль нового для них болида на незнакомой трассе.

Материалы по теме
Мечтаете о сыне-гонщике? Рассказываем, как попасть в автоспорт и на что обратить внимание
Мечтаете о сыне-гонщике? Рассказываем, как попасть в автоспорт и на что обратить внимание

В Forza Karting я впервые, поэтому мне незнакома ни конфигурация 550-метровой трассы, ни карт Sodi RT-8 с 9-сильным мотором «Хонда». Сергей с улыбкой говорит о том, что техника слабовата, но судит он исключительно с позиции профессионального гонщика — я его снисходительного отношения к карту не разделяю, ведь мне в первом заезде кажется, что я сижу буквально на пушечном ядре. Ядре, которое надо обуздать, параллельно с этим разобравшись, как лучше тормозить, чтобы не блокировать колёса и не терять особо много времени, как проходить повороты, конфигурация коих вообще неизвестна, и как вообще делать это всё так, чтобы особо не путаться под ногами у десятка коллег вокруг.

Фото: SMP Racing

С непривычки ты едешь крайне медленно, по неправильным траекториям и только и успеваешь, что пропускать обгоняющих тебя «соперников». Но внутренне ты отдаёшь себе отчёт: это нормально, ты в первый раз здесь и ты не можешь быть так же быстр, как и имеющие картинговый опыт люди. Поэтому просто внимательно следишь за синими флагами, периодически оглядываешься и пропускаешь более быстрых пилотов, а сам в это время привыкаешь к карту и учишь трассу.

В этом помогает Сироткин, причём как словом, так и делом. Перед заездом гонщик программы SMP Racing объясняет, как лучше проходить те или иные типы поворотов, как правильно выбирать траекторию. Но, будучи пилотом, Сергей прекрасно осознаёт, что в теории всё может быть прекрасно понятно (или непонятно совсем), но реализовать полученные знания на практике — отдельное мастерство. Поэтому во время нашего заезда руководитель Академии имени себя постоянно перемещается по трассе. Фигура в тёмно-синем жилете возникает то в связке поворотов, то в зоне торможения после длинной прямой, то в последнем вираже трассы.

Фото: SMP Racing

Анализируя наш пилотаж, Сергей быстро находит участки, на которых допускает ошибки большая часть картингистов, и на следующем круге там чудесным образом вырастают указатели из конусов, показывающих оптимальную траекторию. Становится действительно легче, однако сразу хочется большего — конусов и в других поворотах, указаний на то, где лучше тормозить и где уже можно разгоняться. Но все эти размышления прерывает клетчатый флаг — заезжаем на пит-лейн и, стянув шлемы с перчатками, отправляемся в учебный класс для разбора ошибок.

По пути подхватываю на ресепшене распечатку с результатами нашего заезда и, пока поднимаемся на второй этаж, изучаю времена. Из девяти участников у меня почётное последнее место, причём я успел проехать всего 13 кругов, тогда как у лидеров на два пройденных круга больше. Лучшее время — 39.180, среднее время круга — 42.089. Вроде бы провал, если смотреть на результаты остальных (лучшие круги по 35-38 секунд), но с другой стороны нельзя забывать и о том, что первые круги я ехал вообще 44-45 секунд, пока учил трассу, а к окончанию заезда смог ускориться до 40-41 секунды. Не бог весть что, но всё-таки прогресс. Добавляет волнения перед следующей сессией лишь мысль, а поможет ли мне разбор полётов с Сироткиным? Смогут ли советы Сергея придать мне скорости, или картинговую карьеру придётся закончить, не успев начать?

Фото: SMP Racing

Как и подобает педагогу, наш наставник крайне деликатен — неплохо для первого раза, но ошибки допускают все. Разной степени «тяжести», но все. Как минимум мне это позволяет не пасть духом окончательно — мол, раз в меня пальцем не тычут и не хохочут в голос над круговым, то поводов печалиться нет — тем более, что времени на расстройство и самокопание нет. Глава Академии не тратит время попусту и сразу начинает пояснять, где и как можно отыграть доли секунды просто за счёт того, чтобы правильно преодолевать трассу.

Фото: SMP Racing

Не вдаваясь в детали, которые в пылу адреналинового выброса особо и не запоминаешь, могу сказать одно — опытный тренер, коим вне всяких сомнений является пилот, выступавший в Формуле-1, FIA WEC и GT, способен сделать даже такого далёкого от гонок (на практике, а не в теории) ученика, как я, быстрее за одно лишь занятие. Этот поворот можно смело проходить полным газом, тут лучше выбирать иную траекторию, в этой связке не надо тормозить перед каждым виражом, а достаточно замедлиться на входе и дальше уже постепенно прибавлять, в этих точках трассы ехать надо по той траектории, что была обозначена конусами, да и вообще почём зря сучить рулём не надо, равно как и дрифтовать в поворотах — это оборачивается потерей времени на круге.

Процесс обучения серьёзно упрощает и тот факт, что, во-первых, Сергей поясняет свои слова в привязке к конкретным участкам картодрома, а во-вторых, делает это в максимальной доступной форме: если ты в состоянии запомнить, где у карта газ, а где — тормоз, то и объяснения до тебя дойдут.

Фото: Евгений Кустов, «Чемпионат»

По горячим следам возвращаемся на трассу. Времени, чтобы уложить новую информацию в голове, ровно столько, сколько требуется на дорогу из «класса» до ожидающих на пит-лейне картов. Для чистоты эксперимента выбираю тот же, что был у меня и в первом заезде, №10. Зелёный флаг на выезде – и вторая тренировка под началом экс-пилота Формулы-1 стартовала.

С первого же круга становится понятно, что чувствую я себя на трассе гораздо комфортнее. Конфигурация уже знакома, и в повороты заезжаю уже чуть ли не автоматически, информация от Сироткина всплывает в голове именно на тех участках, о которых он и говорил, так что проблем с тем, чтобы закреплять полученные знания, не возникает. Единственное, что на какой-то момент забываю о важном правиле «куда смотришь — туда и приедешь», так что, засмотревшись на нашего именитого тренера, едва не влетаю в отбойник, где он стоит. Чудом успевают затормозить и отрулить в сторону, не снеся наставника. Больше, похоже, инцидентов на моём счету нет. Где-то круга с третьего начинаю понимать, что еду уже в каком-то состоянии потока.

Фото: Евгений Кустов, «Чемпионат»

Свой первый заезд я ехал в буквальном смысле по наитию, не зная ни конфигурации поворотов, ни точек торможения и начала разгона, держась чуть ли не в метре от отбойников, и каждое движение ногами на педалях и рулём в руках давалось мне чередой огромных мысленных усилий. «А точно тут тормозить?», «А уже можно разгоняться?», «А здесь я в отбойник не врежусь?» и прочие вопросы постоянно возникали в голове. Во втором заезде от них не остаётся и следа. Ноги сами жмут на тормоз и газ в тех точках, где, на мой взгляд, это и нужно делать, руки не совершают лишних движений, и я, уже изрядно осмелев, «облизываю» отбойники буквально в сантиметрах.

С удивлением для себя отмечаю, что и на круг меня обгоняют меньше, а за теми, кто опередил меня, я уже вполне могу держаться следом. Если в первой сессии я за поворот-другой терял обогнавших меня из виду, то теперь полкруга-круг даже могут ехать за ними. По ощущениям прогресс очевиден, но что скажут цифры?

Фото: Евгений Кустов, «Чемпионат»

К счастью, протокол подтверждает мои чувства. За то же время я проехал уже 14 кругов и никто меня не обогнал на два круга (в первом заезде сразу для семи «соперников» я стал круговым и пяти из них уступил два круга, во втором — на круг обогнали всего пятеро). По темпу прибавка в скорости ещё более ощутимая: лучшее время — 36.934, среднее время круга — 37.576, восьмое место из девяти участников, а для меня это уже отлично. Ещё сильнее радует то, что даже от такого обучающего экспресс-курса есть немедленный эффект.

Уверен, что если как следует вкатиться в трассу и провести больше времени за теоретическими занятиями, то можно стать ещё быстрее. Не мешало бы заодно и похудеть, улучшить свою физическую форму (руки забиваются мгновенно, а это тоже не способствует скорости) да обзавестись вкладышем в сиденье (стандартное слишком широкое и в некоторых виражах — как заявлено на сайте картодрома, максимальная перегрузка в поворотах составляет 4G — тебя буквально мотает из стороны в сторону внутри кресла) — вот тогда уже можно рассчитывать на дальнейший прогресс. И да, опыт показал, что иногда лучше начинать с нуля, чем переучиваться: некоторые коллеги признали, что после теоретической части из-за своей привычки ездить иначе, чем объяснил наш тренер, поехали хуже по времени круга.

Материалы по теме
Сироткин — о Квяте: по своему примеру могу сказать, что вернуться в Ф-1 очень трудно

Можно бесконечно долго рассуждать о важности физической подготовки, необходимости тренера и прочих аспектах гонок, но достаточно хотя бы один раз прекратить теоретизировать и перейти к практике, чтобы на личном опыте убедиться — никто, кроме опытного наставника, не поможет вам стать лучше. Свои ошибки со стороны вы, что логично, никогда не увидите и тем более не отыщете способы их устранить. Просто потому, что у вас нет для этого знаний и опыта.

«Все из вас хотя бы по разу, но прошли идеально каждый поворот трассы. Проблема только в том, что получалось это случайно и вы не знаете, как это делать постоянно, круг за кругом», — резюмировал Сироткин. Для того чтобы оказаться быстрым на гоночной трассе, высшее образование получать совсем не обязательно, а вот Академию, похоже, пройти придётся. Проверено на себе.

Материалы по теме
Сироткин: хотел бы помогать «Феррари» в нескольких сериях
Комментарии