Главные ляпы «Гонщика» Сталлоне. Ужасному фильму о гонках 20 лет
Дмитрий Захарченко
Главные ляпы «Гонщика» Сталлоне
Комментарии
Эталонная халтура от Сильвестра Сталлоне. Тот случай, когда хочется сказать Берни Экклстоуну спасибо за его жадность.

Чуть больше 20 лет назад — в конце апреля 2001 года — в широкий прокат вышел «Гонщик» Сильвестра Сталлоне — фильм настолько плохой, что вашему автору не хватило сил сдать этот текст вовремя.

Чемпионат мира CART

Изначально Сильвестр Сталлоне — а именно он является автором сценария и продюсером «Гонщика» — хотел снять кино про Формулу-1 и даже несколько раз приезжал на этапы, но в итоге (к огромному счастью!) договориться с Берни Экклстоуном не удалось. Но Сталлоне не растерялся и всё-таки снял фильм — но про серию CART (позже этот чемпионат вошёл в нынешний IndyCar). И почему-то в фильме эту серию называют чемпионатом мира, а один из её этапов проходит во Франции. И смотрят эту серию 900 миллионов фанатов по всему миру (рекорд Ф-1 за последние 15 лет — 600 млн в 2008 году). Ну допустим…

С самого начала фильма нас знакомят с главным героем — дебютантом Джимми Блаем, который к середине сезона выиграл уже пять гонок! Неплохо, правда? Но руководитель команды Карл Генри им недоволен: парень, на его взгляд, не тянет. То есть Блай едет натурально как Дзанарди или Монтойя, в дебютном сезоне борется за титул, но Генри этого мало.

Камео Марио Андретти

Камео Марио Андретти

Фото: Driven

Правда, довольно быстро сомнения Генри становятся понятны: Блай ведёт себя как испорченный ребёнок. Журналисты его раздражают, фанаты — отвлекают и не дают готовиться, а гнусный менеджер (он же по совместительству родной брат героя) лишь подливает масла в огонь, находя всё новых и новых спонсоров. Как же тут жить? Блай начинает сомневаться в выбранном пути. Пять побед в чемпионате? Борьба за чемпионство? Да кому всё это нужно, если девушка ушла к другому? Ну и пусть, что вас связывают лишь две минуты экранного времени и неловкая сцена в бассейне.

Материалы по теме
7 ужасных фильмов про гонки. Неужели кино с Де Ниро тоже окажется провалом?
7 ужасных фильмов про гонки. Неужели кино с Де Ниро тоже окажется провалом?

Чем на этот вызов отвечает герой? Да тем же, чем и любой другой на его месте! Он на глазах спонсоров и журналистов угоняет выставочный прототип нового, ещё не тестировавшегося, шасси и уезжает кататься на нём по улицам города… И чудесно в этой сцене даже не то, что выставочный прототип зачем-то привезли на презентацию под завязку заправленный, а рядом ещё и бригада механиков была, чтобы его завести. Нет, чудесно то, что второй прототип оказывается тоже заправлен — и Джо Танто (герой Сильвестра Сталлоне) отправляется за парнем в погоню. Нет, мудрый Танто не звонит в полицию предупредить о не вполне адекватном молодом человеке на дорогах общего пользования, который явно угрожает здоровью других участников движения.

Гонка по улицам города

Гонка по улицам города

Фото: Driven

К слову, Танто появился в фильме только потому, что босс команды хотел подстегнуть Блая. И ветеран, который уже не меньше года не выступает в гонках, это, конечно, куда более эффективный способ надавить на пилота, чем молодой и голодный до побед мексиканец Мемо Морено. Поэтому Морено просто высаживают посреди сезона из кокпита ради Танто. А потом просто так высадят Танто — чтобы вернуть Морено.

Но и это не помогает — перед финальным этапом, когда у Блая ещё есть шанс отобрать титул у действующего чемпиона Бо Бранденбурга, Карл Генри решает не брать Блая на следующий сезон, а вместо него пригласить… Бранденбурга! Не в пару к Блаю, вместо стареющего Танто или травмированного Морено, а вместо него!
И, разумеется, в последней гонке Джимми придётся бороться за титул, стартуя с последнего места. Ведь к квалификации он восстановиться не успел, а на следующий день уже готов прыгать на сломанной ноге и за четыре секунды выскакивать из кокпита.

Материалы по теме
Что смотреть, пока нет гонок и спорта в принципе: 5 лучших фильмов про автоспорт
Что смотреть, пока нет гонок и спорта в принципе: 5 лучших фильмов про автоспорт

Сталлоне поставил не на того

Проблема этого фильма даже не в странных диалогах или причудливых любовных линиях, которые местами смотрятся так, словно это подростковое фэнтези, а не спортивная драма. Проблема в том, что спорт в этом фильме показан чрезвычайно криво — будто Сталлоне вообще ничего не понял, когда приезжал на этапы.
Судите сами: Джо Танто намеренно задерживают в боксах, чтобы он выехал с пит-лейна (на той же скорости, что и пилоты на трассе) и вклинился бы между лидировавшим Блайем и преследовавшим его Бранденбургом. В итоге Танто сдерживает соперника Блая лишь пару поворотов. Не проще ли было приказать Танто устроить аварию и спровоцировать жёлтые флаги, без выкрутасов с пит-стопами?

Танто выезжает с пит-стопа без лимитатора

Танто выезжает с пит-стопа без лимитатора

Фото: Driven

В эпизоде, рассказывающем о финальном этапе, авторы поленились подобрать кадры с нужными автомобилями. Вот Блай и Танто едут по улицам Детройта с мощными антикрыльями на носовых обтекателях, в следующую секунду — они на овале с минимальными «крылышками» по бокам и вот — снова в Детройте. Если даже монтаж гоночных сцен — «визитной карточки» фильма — сделан халтурно, то чего ожидать от всего остального? Халтура она и есть халтура.

Графика в некоторых кадрах выглядит едва ли не хуже, чем на игровых консолях того времени (2001 год), хотя на экранах уже побывали «Матрица» и «Скрытая угроза» с отличными спецэффектами. К слову, бюджеты у «Гонщика» и первого эпизода «Звёздных войн» вполне сопоставимы — 94 и 115 миллионов долларов.

В сравнении с «Днями грома», на который явно ориентировались создатели «Гонщика», фильму не хватает автоспорта и принципиального противостояния — каждый занят больше борьбой с собой, чем друг с другом. «Гонке» про Ханта и Лауду этот фильм уступает тем, что рассказывает выдуманную (притом плохо!) историю. Если мерять «Гонщика» критериями «Смертельной гонки» и «Форсажей» — адреналинового киноразвлечения, то и тут поделие Сталлоне выглядит несуразно и неубедительно. И даже экранизация комиксов про Мишеля Вальяна кажется более продуманной и не пытается делать вид, что рассказывает о возможных в реальной жизни событиях. Короче, «Гонщик» — это худший в истории фильм об автоспорте.

Пилоты на подиуме почему-то в перчатках

Пилоты на подиуме почему-то в перчатках

Фото: Driven

Фильм на самом деле и не пытается рассказать о гонках, для Сталлоне гонки в данном случае — лишь способ перепродать старые-добрые картонные образы: босса команды, который считает слабостью спасение друга вместо гонки, умудрённого опытом ветерана, который помогает протеже нестерпимо банальными клише. Ни Танто, ни Генри не вызывают ни уважения, ни сочувствия. Как и протагонист — начисто лишённый харизмы, характера и какой бы то ни было цели своего существования.

Единственный, кто хоть немного в этом фильме напоминает реального спортсмена, это Бранденбург. Он либо на трассе, либо тренируется, не рефлексирует и в итоге обретает то, чего ему не хватало. Возможно, сосредоточься фильм на его истории, уместными были бы и романтические линии, и рассуждения о смысле всего этого катания по кругу (Бо — уже чемпион, в отличие от новичка, который такими вопросами задаваться вообще не должен). В итоге же Сталлоне подсовывает нам Джимми Блая — нелепое ничто, коим является весь фильм «Гонщик».

Материалы по теме
Что ещё посмотреть, пока нет спорта: лучшие «документалки» про Формулу-1
Что ещё посмотреть, пока нет спорта: лучшие «документалки» про Формулу-1
Комментарии